Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткое описание шин различного назначения




Пневматические шины по назначению подразделяют на группы:

· легковых и легкогрузовых шин, являющихся наиболее массовыми;

· грузовых шин, включая строительно-дорожные, крупногабаритные (КГБ), сверхкрупногабаритные (СКГБ) и шины-гиганты;

· шин для тракторов и сельскохозяйственных машин;

· авиашин;

· мотошин и велошин.

Классификация шин по назначению определяет основные требования к их конструкции. В каждую группу шин этой классификации могут частично или полностью входить шины с различными конструктивными признаками.

Легковые шины должны обеспечивать высокую безопасность при больших скоростях движения, комфортабельность езды и хорошие ходовые качества автомобиля. Современные легковые шины массовых размеров (165/80R13, 175/70R13) – это шины радиальной конструкции с каркасом из одного слоя обрезиненного анидного корда 13АЛТДУ, брекером из двух слоёв металлокорда 4Л27, бортом с одним кольцом из 20 проволочек и многообразием рисунков протектора (рис.1.7). Обводные змеевидные канавки рисунков предохраняют протектор от скольжения, а многочисленные щели и ламели оригинальной формы повышают сцепление его с мокрым дорожным покрытием, прорезая водяную плёнку своими острыми краями. Для предотвращения закупоривания под давлением или на поворотах их укрепляют полукруглыми стабилизаторами. Рифлёная поверхность боковой беговой части протектора способствует охлаждению покрышки при высоких скоростях езды, а скруглённые края выступов - формированию более развитого и полного контакта с дорогой. Выступы протектора мягко контактируют с дорогой и жёстко воспринимают действие внешних сил, чему способствуют глубокие ламели в средней его части, соединение частей каждого выступа в «ласточкин хвост» и изначально притёртая форма каждого выступа. Оптимизация сочетания размеров выступов и порядка их чередования по окружности снижают их резонансные колебания и уменьшают шумообразование. Улучшение геометрии внешнего профиля протектора в форме гиперболической спирали и резинокордной структуры поперечного сечения повышают площадь контакта и оптимизируют её форму и распределение удельных давлений в ней.

Рис.1.7. Современные легковые шины массовых размеров

для скоростных автомобилей: а -MXL, б -MXV, в -MXX.

 

При качении шины внутри её резинокордной оболочки образуется жёсткая область объёмного сжатия в результате распрямления беговой дорожки протектора в плоскость дороги и расплющивания выступов под нагрузкой, и чем больше её величина, тем хуже эксплуатационные свойства шины. В легковых шинах нового поколения величина этой области минимальна. Для эксплуатации на грязных, заснеженных и покрытых льдом горных дорогах разработаны так называемые шины M + S (грязь + снег), работающие как стандартные шины с цепями противоскольжения (рис.1.8). Пояса открытых остроугольных выступов обеспечивают таким шинам плотное прилегание к поверхности, а глубокие змеевидные обводные канавки облегчают держать направление движения на дороге с размокшей поверхностью. Бортовые рёбра, действующие как лопатки или маленькие вёсла, облегчают езду по заснеженным дорогам. Многочисленные узкие щели в выступах улучшают сцепление шины с дорогой.

Рис.1.8. Шины для сложных условий эксплуатации легковых автомобилей:

а -XM+S 100, б -XM+S 300, в -XM+S 200.

В зимних условиях на обледенелых дорогах используются обычные шины, в протектор которых запрессованы шипы противоскольжения диаметром 8-9 мм в количестве 100-250 штук (рис.1.9). Сердечник шипа изготавливается из твёрдого сплава порошка карбидов вольфрама и кобальта и должен выступать над поверхностью протектора на 1,5-2 мм, а корпус – из стали или пластмассы. Эффективность применения шипованных шин растёт с уменьшением коэффициента сцепления, а недостатки - они повышают износ дорог и опасность аквапланирования и разрушают разметку дорог. Для снижения износа дорог рекомендуют ограничивать скорость движения, уменьшать высоту выступающей части шипов и применять шипы из пластмасс.

 

Рис.1.9. Общий вид шины с шипами противоскольжения (а), устройство шипа (б)

и схема его установки в покрышку (в): 1-корпус, 2-сердечник, 3-фланец, 4-пятка,

А - правильная установка шипа, Б - неправильная установка шипа.

 

Асимметричные рисунки протектора создаются в шинах легкогрузовых автомобилей для улучшения сцепления с заснеженными или покрытыми льдом дорогами (рис.1.10). В современной конструкции шины рисунки протектора имеют многочисленные варианты, и даже небольшие изменения могут изменять её работоспособность. Конструкцию рисунка отрабатывают годами от модели к модели, совершенствуя по результатам испытаний и опыту эксплуатации.

 

 

Рис.1.10. Шины с асимметричным рисунком протектора для легкогрузовых автомобилей:

а - Х4 × 4, б - ХС4, в - ХРS.

Скоростные легковые шины для гоночных и спортивных автомобилей делят на три категории: для шоссейно-кольцевых, горных и трековых дорог. К ним относятся также шины для рекордных заездов на короткие дистанции, для которых главное – скорость движения, а износостойкость не имеет значения, и шины для повышенных скоростей движения в обычных условиях, которые должны удовлетворять всем требованиям к обычным шинам. Работа шины при высоких скоростях связана с возникновением больших динамических нагрузок, развитием повышенных температур, деформацией отдельных элементов и ростом потерь на качение. При критической скорости качения шины за выходом её из контакта с дорогой возникает стационарная волна, сопровождающаяся увеличением сопротивления качению, перераспределением давлений в зоне контакта и снижением долговечности шины. Конструкция скоростной шины должна обеспечить высокую критическую скорость качения.

При взаимодействии протектора с мокрой дорогой возникает явление «всплытия» шины, и колесо начинает работать на грани аквапланирования (рис.1.11). На участке «А» в передней части контакта вода не успевает отводиться в канавки протектора и в стороны, поэтому возникает водяной клин, а коэффициент сцепления падает почти до нуля. Участок «В» - переходная зона, в которой водяной слой частично разорван, в результате чего имеется жидкое и сухое трение, и только на участке «С» передаются силы от колеса к дороге. Поэтому число аварий на мокрой дороге растет с 7% до 20-40%. С увеличением скорости движения автомобиля растёт также опасность потери внутреннего давления в шине из-за пробоев и проколов, что также приводит к аварии.

Рис.1.11. Взаимодействие протектора шины с мокрой дорогой:

А-передняя часть контакта, В-переходная зона, С-задняя часть контакта.

 

Бескамерные шины, созданные в 1954-1958 годах, явились важным шагом в решении проблемы безопасности езды. Проникновение посторонних предметов уже не вызывало в них резкого падения давления, но после прокола они не давали большого пробега. Дальнейшие работы привели к созданию более безопасных систем колесо-шина и методов их самогерметизации при пробоях и проколах. Наиболее перспективны самоподдерживающиеся конструкции «Деново-2», системы шин с шиной-вставкой и герметизация проколов по беговой дорожке протектора герметизирующимися композициями. Большая группа безопасных шин сконструирована по схеме «шина в шине», и одна из них – «Трипгард» японской фирмы Бриджстоун (рис.1.12). Шина TGS-1 - самонесущая конструкция с усиленной боковой стенкой и дополнительным креплением бортов упругими камерами, способными удерживать боковые стенки для продолжения движения автомобиля на расстояние до 200 км со скоростью 80 км/ч. Шина TGS-2 состоит из основной шины бескамерной конструкции с усиленными бортами и смазкой на внутренней поверхности под беговой дорожкой. При проколе основной шины нагрузку воспринимает камерная шина-вставка, которая накачивается через специальный вентиль, фиксирует и прижимает к ободу её борта, что обеспечивает устойчивое продолжение движения автомобиля.

 

 


Рис.1.12. Шины системы «Трипгард» для автомобилей среднего класса (TGS-1)

и для легкового автомобиля большого класса (TGS-2).

 

Грузовые шины должны удовлетворять требованиям высокой грузоподъёмности, надежности, долговечности, проходимости в различных дорожных условиях и минимальной массы. Поэтому в зависимости от дорожных условий применяют шины камерной и бескамерной конструкции с дорожным рисунком протектора с насыщенностью 65-85% и универсальным с насыщенностью 50-70%. На городские автобусы ставят радиальные шины с утолщённой боковиной, защищающей тонкий каркас от повреждений о бордюрные камни тротуаров. В плохих дорожных условиях работы на самосвалах и прицепах иногда применяют широкопрофильные шины вместо двух обычных, а также арочные с регулируемым давлением и пневмокатки.

Строительно-дорожные шины эксплуатируются при невысоких скоростях движения машин, для уплотнения дорожных покрытий имеют гладкий протектор, а мягких грунтов - с рисунком повышенной проходимости. Шины для землеройных машин (скреперы, автогрейдеры, бульдозеры и др.) должны обладать высокой проходимостью и стойкостью к механическим повреждениям, выдерживать большие нагрузки, передавать большие тяговые усилия. Они являются крупногабаритными с массивным протектором и рисунком повышенной проходимости. Шины для самоходных катков и автопогрузчиков работают на строительных площадках или промышленных предприятиях при скоростях до 5 км / час, имеют высокопрочный каркас и толстый протектор для защиты от механических повреждений и работают при сравнительно высоких внутренних давлениях (до 0,5-0,7 МПа).

Широкопрофильные шины (рис.1.13) работают при меньшем давлении и отличаются от обычных в 1,5-1,9 раз большей шириной профиля В и обода С колеса, что уменьшает отношение Н/В с 0,9-1,05 до 0,65-0,85 и увеличивает отношение С/В с 0,55-0,65 до 0,70-0,75. Арочные шины, у которых отношение Н / В достигает 0,35-0,5 при большей в 2,0-2,5 раза ширине профиля В по сравнению с обычными равной грузоподъемности, а ширина обода С близка к В, особенно эффективны в условиях осенней и весенней распутицы. С помощью централизованной системы контроля в шинах с регулируемым внутренним давлением его снижают при работе на мягких грунтах и повышают при движении по твердым дорогам. Пневмокатки работают на глубоком снегу, рыхлом песке и в болотистых местностях при низком давлении (0,4 кгс / см 2), являются шинами сверхвысокой проходимости, имеют бочкообразную форму с малыми наружным и внутренним диаметрами и очень широким профилем. Отношение ширины профиля к наружному диаметру В/D для них равно 1-2, наружного диаметра к посадочному D/d - 4, а высоты профиля к ширине Н/В лежит в пределах 0,25-0,375.

Рис.1.13. Внешний вид арочной шины (а) и пневмокатка (б).

Схема применения широкопрофильной шины (1) вместо двух обычных (2).

Крупногабаритные (КГШ) и сверхкрупногабаритные (СКГШ) шины для карьерных автомобилей большой единичной мощности (27-45 т и 75-180 т соответственно) и землеройно-транспортных машин имеют толстый рисунок протектора повышенной проходимости, выдерживают значительные нагрузки и передают большие тяговые усилия. Армируют их кордом повышенной прочности и теплостойкости, герметизируют внутреннюю поверхность бескамерных шин гермослоем шириной более 3000 мм из нескольких по ширине полос смеси на основе комбинации НК и ХБК. Герметичность соединения колеса с шиной достигается специальной конструкцией борта и обода (рис.1.14).

Рис.1.14. Конструкция бортовой зоны бескамерной СКГШ и её сопряжение с ободом:

1-герметизирующий слой, 2-первая группа слоёв каркаса, 3-крыльевая лента, 4-наполни-тельный шнур, 5-бортовое кольцо, 6-наполнитель между группами слоёв, 7-корпус обода,

8-съёмная посадочная полка обода, 9-резиновое уплотнительное кольцо, 10-замочное кольцо обода, 11-закраина обода, 12-бортовая лента, 13-бортовая лента на основе монофиламентной сеточной ткани, 14-замочная группа слоёв; δ-натяг борта на полке обода,

∆-гарантированный зазор между бортом и корпусом обода.

Радиальные широкопрофильные КГШ с регулируемым давлением и асимметричным рисунком протектора применяют для тяжёлых условий работы, а шины диагональной конструкции - для лёгких и средних условий. В вездеходах используют КГШ и СКГШ различных типов и размеров с внешним диаметром 0,75-3 м и низким внутренним давлением (0,02, а пневмокатки – даже 0,005 МПа), СКГШ размеров 27.00-49, 33.00-51 и 40.00-57 имеют бескамерную конструкцию и наиболее высокую слойность каркаса (табл.1.1).

Таблица 1.1.

Техническая характеристика КГШ и СКГШ

Показатели Размеры шин
18.00-25 21.00-33 27.00-49 33.00-51 40.00-57
Число слоёв каркаса в шине          
Наружный диаметр шины, мм          
Ширина профиля, мм          
Масса шины, кг          
Глубина протектора, мм     73,5   95,5
Максимальная нагрузка, кг          
Максимальная скорость, км/ч          
Давление в нагретой шине, МПа 0,71 0,67 0,57 0,62 0,61

 

Разработка новых шин для карьерного транспорта продолжается, и уже созданы шины-гиганты для самосвала грузоподъёмностью 230-250 т (табл.1.2).

Таблица 1.2.

Техническая характеристика новых шин-гигантов

Обоначение шины Норма слойности Наружный диаметр, мм Ширина профиля, мм Максимальная нагрузка при скорости 48 км/ч, т Масса, т
44.00-63       63,5 4,1
44.00-69       77,6 4,6
52.00-75       88,0 5,5

 

Сельскохозяйственные шины производят в соответствии с требованиями ГОСТ 7463-80 «Шины пневматические для тракторов и сельскохозяйственных машин» и работают на мягких грунтах при небольших скоростях движения и высоком относительном прогибе для обеспечения развитого пятна контакта. Основное отличие их от КГШ другой техники – сравнительно малослойный каркас и протектор особой конструкции. По режимам работы их подразделяют на шины ведущих, управляемых и несущих колёс (рис.1.15). Шины ведущих колес (а) устанавливают на ведущих осях машин для передачи больших тяговых усилий и должны обладать высокими сцепными качествами в продольном направлении. Они имеют рисунок протектора повышенной проходимости (редкие грунтозацепы) и большой наружный диаметр с отношением С / В 0,82-0,88 и работают при низком внутреннем давлении (0,08-0,15 МПа). Наиболее распространены конструкции протекторов высокой проходимости с открытыми каналами между грунтозацепами, не соединяющимися в центре беговой дорожки. Шины управляемых колес (в,г), которые поддерживают движение машины в заданном направлении, должны обладать повышенным сцеплением с грунтом в поперечном направлении. Они отличаются специфическим универсальным рисунком протектора в виде продольных рёбер с широкими канавками между ними, которые для повышения эластичности шины расчленяют иногда поперечными канавками. Шины несущих колес для прицепов сельскохозяйственных орудий (б), не рассчитанные на передачу крутящего момента, имеют неглубокий рисунок дорожного автомобильного типа и работают при более высоком внутреннем давлении (более грузоподъёмны), чем шины ведущих и направляющих колёс.

 

 


Рис.1.15. Шины с рисунком протектора для ведущих (а), несущих (б) и управляемых

колёс в виде высоких рёбер (в) и направляющих рёбер, расчленённых канавками (г).

 

Тракторные шины радиальной конструкции большой проходимости и больших габаритов, сдвоенные широкопрофильные шины и колёса-тандемы для ведущих колёс снижают уплотняющее действие техники на почву до уровня 0,1 МПа и ниже (рис.1.16). Это становится решением проблемы сохранения плодородия почвы. Для дорог общей сети применяют сдвоенные износостойкие шины 24,5R32, а для тракторов К-710 - самые крупногабаритные в мире 33R32, пригодные для перевозки грузов массой до 40 т.

Рис.1.16. Тракторные шины радиальной конструкции: 1,3,4 - для универсально-пропашных тракторов; 2,5,6,7 - для пахотных тракторов; 8 - 28,1R26; 9 - 21,3R24.

 

Новые машины для внесения удобрений в почву комплектуются самыми крупногабаритными в мире бескамерными сельскохозяйственными шинами низкого давления 71 × 47,00-25 (рис.1.17). Разработаны конструкции новых шин атмосферного давления размера 300 × 100, отличающиеся высокой эластичностью беговой дорожки, плотной посадкой на обод, повышенной грузоподъёмностью и долговечностью. Создаются шины малогабаритной сельскохозяйственной техники для обработки садов и огородов, использования на транспорте и механизации работ в личных подсобных хозяйствах.

 

Рис.1.17. Бескамерная шина 71×47,00-25 (а) и шина атмосферного давления 300×100 (б).

Шины для малогабаритной сельскохозяйственной техники: 4,00-19 мод. Ф-103 (а);

5,50-16 мод. Ф-122 (б); 4,00-10 мод. Ф-106 (в); 6L-12 мод. Ф-140 (г).

Малогабаритные тракторы комплектуются шинами 4,00-19 и 5,50-16 с ведущим рисунком протектора и малослойным каркасом из высокопрочного вискозного корда. Универсальные мотоблоки «Супер 600» и МТЗ-05 с набором различных орудий труда комплектуются шинами 4.00-10 и 6L-12.

Авиашины, подвергающиеся воздействию больших радиальных и боковых нагрузок в различных климатических условиях, могут быть камерной или бескамерной конструкции и рассчитаны на деформации под нагрузкой до 31-35% против 15-20% для автомобильных шин, на внутреннее давление до 1,4 МПа и скорость качения 400 км / час и выше. Они должны иметь хорошее сцепление с сухим, мокрым и заснеженным покрытием аэродрома, необходимое для устойчивого движения самолета при рулении, взлёте и послепосадочном пробеге и обеспечивать требуемый коэффициент трения при торможении. В отличие от шин других типов, шины для скоростных самолетов изготовляют с протектором из нескольких слоев резины и корда, что позволяет повысить их динамическую прочность и срок службы. При этомчасто устанавливают широкопрофильные шины с отношением Н / В =0,7 и каркасом из высокопрочного полиамидного корда, у которых рисунок протектора состоит из нескольких продольных рёбер, число и ширина которых зависят от их размера.

Мотошины отличаются от других типов шин относительно большим посадочным диаметром и малым отношением наружного к посадочному диаметру (1,10-1,14 против 1,8-2,2 для автомобильных шин). Рисунки протекторов этих шин должны обеспечивать хорошее сцепление с различными дорожными покрытиями как при движении по прямой дороге, как и при крутых поворотах и виражах. Шины для скутеров (мотороллеров), эксплуатируемых на усовершенствованных дорогах, отличаются малым посадочным диаметром.

Велошины также отличаются от других типов шин большим посадочным диаметром и малой шириной профиля. На спортивных велосипедах устанавливают специальные шины, так называемые однотрубки, изготовляемые из шёлка или облегчённого (тонкого) велотреда путем свертывания в кольцевую трубку, в которую закладывают и резиновую камеру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.