Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, виды и функции рынка




Основы теории спроса и предложения

Модели рынка. Рынок в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Сущность, виды и функции рынка

Ценообразование

Тема 8. Рынок, его суть и функции. Модели рынка. Конкуренция и

..........................

 

& Рекомендованная литература: [ 1,2,5,9,10,11 ]

 

Рынок возникнет только тогда, когда один человек будет продавать, а другой покупать товары, т. е. между людьми возникнут отношения купли-продажи.

Рынок, хотя и представляется категорией сферы обмена, в действительности является категорией всех фаз воспроизводства и проявляется на каждой его стадии.

1. На стадии производства рынок проявляется в форме конкуренции между производителями отрасли или взаимозаменяемых отраслей.

2. На стадии распределения рыночные отношения проявляются в виде распределения капиталов, средств производства и рабочей силы по отраслям и доходов между их потребителями.

3. На стадии обмена – в форме товарного обращения, т.е. движения товаров и денег между производителями и потребителями.

4. На стадии потребления рынок проявляется в форме производственного и личного потребления.

В экономической литературе нет единой точки зрения по поводу сущности рынка.

Рынок – это совокупность отношений между участниками обмена, которые тесно связаны друг с другом с помощью тех или иных средств (Р.Барр).

Рынок – это механизм, который сводит вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг (К.Макконнелл, С.Брю).

Рынок – это форма организации экономических взаимосвязей между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами путем купли-продажи (Дж.Робинсон).

Т.о., рынок как экономическая категория представляет собой совокупность отношений между производителями и потребителями по поводу купли-продажи товаров и услуг. Для нормального функционирования рынка необходим ряд условий (схема 8.1).

 

Схема 8.1. Условия функционирования рынка

Виды рынков можно классифицировать по различным признакам (схема 8.2).

 

 

Схема 8.2. Классификация рынков

 

Сегмент рынка – это совокупность потребителей, характеризующихся сходными параметрами: географическими, экономическими, демографическими, социальными.

Ниша рынка – это сегмент рынка, на котором уже есть потребители, но еще нет производителя.

Роль рынка проявляется через его функции:

1. Саморегулирующая функция: обеспечивает сбалансированность спроса и предложения через механизм конкуренции.

2. Стимулирующая: рынок через механизм цен стимулирует предпринимателей снижать издержки, внедрять достижения НТП, повышать качество продукции. Установление общественной значимости произведенного продукта и труда происходит на рынке. Если продукт, произведенный частным производителем, на рынке реализуется, следовательно, общество признает значимость этих затрат производителя.

3. Санирующая функция рынка проявляется в том, что в ходе конкуренции предприятия, производящие дорогую и некачественную продукцию, разоряются.

4. Информирующая функция рынка проявляется в информировании населения о ценах и количестве товаров.

5. Смена товарной формы капитала на денежную. Именно на рынке происходит реализация продукции, и капитал из товарной формы возвращается в свою первоначальную форму - денежную.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.