Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы теории спроса и предложения




 

Основными инструментами рынка являются спрос и предложение.

Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребители могут и хотят приобрести на рынке по определенным ценам на данное время.

Спрос можно представить графически (схема 8.8).

 

 

Схема 8.8. График спроса

 

График спроса имеет нисходящий вид за счет:

1) Эффекта дохода: чем ниже цена товаров, тем больше товаров и услуг может приобрести потребитель при неизменном доходе.

2) Эффекта замещения: потребитель предпочитает замещать дорогостоящие товары более дешевыми.

3) Закон убывающей предельной полезности, в соответствии с которым за каждую последующую единицу потребляемого блага, которая имеет для потребителя меньшую полезность, он готов заплатить меньшую сумму денег.

Закон спроса: при повышении цены на товар величина спроса при прочих равных условиях уменьшается, а при понижении – растет.

Закон спроса выражает обратную зависимость между изменением цены и величиной спроса.

Существуют исключения из закона спроса, когда снижение цены не сопровождается ростом величины спроса, а повышение цены может приводить даже к возрастанию величины спроса на данный товар.

Это спрос на престижные товары, так называемые товары Вэблена (на антиквариат, продукцию престижных часовых фирм), которые человек приобретает ради демонстрации своего социального статуса и величины доходов. Исключением из закона спроса является также ажиотажный спрос на товары и услуги в условиях ожидания каких-либо неблагоприятных последствий в будущем (неурожая, грядущей инфляции). Спрос на товары Гиффена также относится к исключениям. К ним относят жизненно необходимые товары, но более дешевые относительно других.

На спрос влияют также неценовые факторы, за счет них происходит смещение самой кривой спроса вправо вверх или влево вниз (схема 8.9).

Если кривая спроса сдвигается вправо, это означает, что при той же цене потребители готовы приобрести больше товаров и услуг, т. е. спрос увеличивается.

При смещении кривой спроса влево происходит уменьшение спроса: при той же цене потребители готовы приобрести меньшее количество товаров и услуг.

Сопряженные (связанные) товары состоят из товаров-комплементаров и товаров-субститутов.

Товары-комплементары – это взаимодополняющие товары (компьютер - монитор, часы - батарейка). При повышении цены на комплементарный товар спрос на данный товар уменьшается.

Товары-субституты – это товары-заменители, (куртка - пальто, кефир – йогурт). При повышении цен на товар-субститут спрос на данный товар возрастает.

 

 

Схема 8.9. Влияние неценовых факторов на спрос

Предложение – это количество товаров и услуг, которое производители могут поставить на рынок по определенной цене в данный момент времени.

Предложение можно изобразить графически (схема 8.10).

График предложения имеет восходящий вид, т. е. при повышении цены величина предложения увеличивается. Такой вид зависимости между ценой и количеством предлагаемых товаров обусловлен двумя причинами:

 

 

 

Схема 8.10. График предложения

 

- высокая цена обеспечивает производителю больший размер прибыли и стимулирует его расширять предложение;

- более высокая цена покрывает издержки большего числа производителей, а значит, величина предложения товаров и услуг возрастает.

Закон предложения: понижение цены ведет к сокращению величины предложения, а повышение – к ее росту. Здесь прямая зависимость величины предложения от цены.

Но предложение может изменяться под воздействием неценовых факторов, сдвигающих кривую вправо (предложение возрастает) или влево (предложение сокращается). Это отражено на схеме 8.11.

На рынке в каждый данный момент определенному спросу соответствует определенное предложение товаров и услуг. Равновесие на рынке достигается тогда, когда спрос равен предложению. Состояние рыночного равновесия можно изобразить графически (схема 8.12)

Равновесие показано точкой О. Состоянию равновесия соответствует равновесная цена и равновесный объем производства товаров.

Равновесная цена – это компромиссная цена, которая в наибольшей степени удовлетворяет как покупателя, так и продавца.

Равновесный объем – это такое количество товаров и услуг на рынке, когда предлагается продукции столько, каков спрос на нее, т. е. отсутствует как дефицит, так и избыток товаров.

 

 

 

Схема 8.11. Влияние неценовых факторов на предложение

 

 

 

 

Схема 8.12. График рыночного равновесия

 

Если же на рынке установится цена ниже равновесной, то возникнет дефицит товаров, т. к. при низкой цене, в соответствии с законом спроса, возрастет величина спроса, а величина предложения, в соответствии с законом предложения, упадет, потому что производителям невыгодно продавать продукцию по низким ценам. На рынке начнется конкуренция между потребителями за приобретение дефицитного товара. Сами потребители будут предлагать более высокую цену, и рыночная цена будет повышаться и стремиться к равновесной.

Если же установится цена выше равновесной, то на рынке появится лишняя продукция, избыток. Производители увеличат предложение товаров, в соответствии с законом предложения, а спрос со стороны потребителей сократится. Начнется конкуренция между производителями, они начнут снижать цену, пока она будет стремиться к равновесной.

Таким образом, рынок через механизм спроса и предложения сам регулирует производство товаров и распределение ресурсов.

Эластичность спроса – это степень скорости изменения спроса под воздействием различных факторов.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает степень изменения спроса под воздействием изменения цены на товар (схема 8.13).

Если спрос на товар изменяется быстрее, чем цена на него (коэффициент > 1), то спрос на данный товар эластичный (например, мясо, шоколад, лимоны).

 

 

Схема 8.13. Виды эластичности спроса

 

Если цены растут быстрее, чем изменяется спрос (коэффициент < 1), спрос считается неэластичным (хлеб, крупы, картофель).

Если спрос никак не реагирует на изменение цены, то это абсолютно неэластичный спрос.

Если спрос очень сильно изменяется при крайне незначительном изменении цены, то это пример абсолютно эластичного спроса.

Одинаковое процентное изменение цены и спроса (коэффициент = 1) означает единичную эластичность спроса.

Графики спроса различной ценовой эластичности представлены на схеме 8.14.

 

 

Схема 8.14. Графики спроса различной ценовой эластичности

Эластичность предложения показывает зависимость изменения предложения от изменения цены товара.

Коэффициент эластичности предложения рассчитывается аналогично коэффициенту эластичности спроса, только в числителе находится процентное изменение не спроса, а предложения.

Инструментом рыночного регулирования является цена.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Другое определение: цена – это сумма денег, за которую потребитель готов купить, а производитель продать товар.

Следует различать такие понятия: цена потребителя, цена производителя и рыночная цена.

Цена потребителя – это цена, которую готов заплатить за товар покупатель. Она определяется в соответствии с маржиналистской концепцией предельной полезности товара для потребителя. Чем выше предельная полезность, т. е. прирост полезности, который обеспечивает именно эта единица потребляемого блага, тем большую сумму денег потребитель будет готов заплатить за товар.

Цена производителя – это та сумма денег, за которую производитель готов продать производимый им товар. Цена производителя определяется затратами на производство продукции (в соответствии с трудовой теорией стоимости). Устанавливая цену на свой товар, он стремится возместить понесенные издержки на производство плюс прибыль.

На рынке устанавливается рыночная цена, которая складывается под воздействием конъюнктуры рынка – соотношения спроса и предложения.

На цену влияют многие факторы (схема 8.15):

 

 

Схема 8.15. Факторы, влияющие на цену товара

 

В условиях рынка цена выполняет следующие функции:

- учетно-информационная: в денежной форме выражаются все издержки и результаты производства;

- распределительная: с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между субъектами хозяйствования;

- балансирующая: с помощью цен осуществляется связь между производством и потреблением, равновесие между спросом и предложением;

- стимулирующая: цены стимулируют внедрение достижений НТП, поощряют или сдерживают расширение производства;

- рационального размещения ресурсов: с помощью цен осуществляется перераспределение капиталов и ресурсов в те отрасли, в которых существует дефицит товаров, а следовательно, выше цена и норма прибыли.

Цены можно классифицировать по различным признакам (схема 8.16):

 

Схема 8.16. Классификация цен

 

Контрольные вопросы:

1. Субъекты и объекты рыночных отношений

2. Характеристики рынка товаров и услуг

3. Виды и функции инфраструктуры рынка

4. Формы и методы конкуренции

5. Основные характеристики рынка чистой конкуренции

6. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции

7. Особенности ценообразования на олигополистическом рынке

8. Суть и виды чистой монополии

9. Экономические последствия монополизации экономики

10. Понятие спроса. Закон спроса

11. Факторы влияния на спрос

12. Виды эластичности спроса

13. Понятие предложения. Закон предложения

14. Факторы влияния на предложение

15. Эластичность предложения

16. Механизм формирования рыночной цены и ее функции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.