КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самосовершенствование педагогической деятельности
II I Темы для самостоятельной исследовательской работы Темы для рефератов Тема 4. Индивидуальный стиль педагогической деятельности Тема 3. Общие и специальные способности педагога Тема 2. Психологические требования к личности педагога Тема 1. Место психолога в современном обществе Темы и вопросы для обсуждения на семинарах 1. Кризис образования в середине XX века, пути его преодоления. 2. Изменение роли педагога в современном развивающемся обществе за последние несколько десятков лет. 1. Основные качества личности педагога. 2. Индивидуальность педагога как условие воспитания в ребенке личности. 3. Определение ситуативных, социально-изменчивых требований, предъявляемых к педагогу. 4. Качества личности, которые требуются от педагога в современных условиях. 1. Понятие об общих и специальных педагогических способностях. 2. Проблема источников педагогических способностей, их формирование и развитие. 3. Педагогические способности учителя. 4. Педагогические способности воспитателя. 5. Коммуникативные педагогические способности, 6. Поощрения и наказания как проявления способности к оптимальному педагогическому общению. 1. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности. 2. Индивидуальный стиль работы педагога и воспитание творческой одаренности у детей. 3. Проблема совмещения общих требований и индивидуальности педагога. 4. Основные проявления индивидуального стиля педагогической деятельности. 5. Индивидуальный стиль деятельности — необходимое условие повышения творческой отдачи педагога. 6. Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта.
1. Личностные психологические характеристики современного учителя. 2. Психология педагога как воспитателя. 3. Педагогические способности, их структура и развитие. 4. Психолого-педагогические требования, предъявляемые к системе поощрений и наказаний детей. 5. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности. 1. Пути воспитания и развития педагогических способностей у учителя. 2. Совершенствование педагогических способностей у воспитателя. 3. Психологические средства улучшения коммуникативных способностей педагога. Литература Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986. (Я-концепция учителя: 302—332.) Выготский Л. С. Педагогическая психология.— М., 1991. (Психология и учитель: 358—372.) Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.—М., 1987. (Определение педагогического общения. Самовоспитание педагогической общительности. Стиль профессионального педагогического общения, его технология. Тренинг профессионально-педагогического общения. Педагогическое общение в семье: 155-176.) Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя.— Л., 1985. (Структура педагогических способностей: 14—17.) Одаренные дети.— М., 199^. (Психология учителя: 236—254.) Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др.— М., 1984. (Психология учителя: 245—254.) Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.—М., 1979. (Психология учителя: 258—280.). Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.—М., 1984. (Учитель как воспитатель нравственных чувств: 64—76.) Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание.—М., 1972. (Внимание учителя: 127—147.) Леонтьев А. А. Педагогическое общение.— М., 1979. (Умение учителя влиять на детей: 6—10.) Способности и склонности: комплексные исследования.— М., 1989. (Индивидуальные различия в общительности, связанные с педагогическими способностями у школьников: 128—137.) Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.— М., 1984. (Речевое общение учителя: 129—144.) Глава 30. Краткое содержание Организация психологического самообразования педагога. Ограниченность объема психологических знаний, получаемых будущими педагогами в высших учебных заведениях. Способность этих знаний быстро устаревать. Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога, повышения его квалификации. Основные пути и средства самообразования. Отрасли психологических знаний и источники информации, полезные для педагога. Трудности психологического самообразования и способы их преодоления. Стимулирование психологического самообразования учителя и воспитателя. Психология педагогической саморегуляции. Значение саморегуляции в профессиональной деятельности педагога. Психологические аспекты саморегуляции. Основные сферы деятельности, требующие саморегуляции. Специфические особенности педагогических ситуаций, порождающие необходимость и потребность в саморегуляции деятельности. Психологические и поведенческие явления, поддающиеся эффективной саморегуляции. Особенности саморегуляции восприятия. Пути и средства самоуправления вниманием. Система регуляции памяти, процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Особая роль речи в саморегулировании психических процессов и состояний. Эмоционально-личностная саморегуляция. Элементы психокоррекции в деятельности педагога. Понятие о психотерапии и психокоррекции. Основные направления и цели психокоррекционной работы. Классификация психокоррекционных методов, применяемых в педагогической практике. Социально-психологический тренинг. Т-группы, группы встреч, особенности этих групп, их задачи и этапы работы с ними. Приемы самораскрытия и повышения уровня самосознания участников. Гештальтгруппы и гештальттерапия, цели и основополагающие моменты в их работе. Группы психодрамы, их специфика. Группы телесной терапии. Группы тренинга умений. Задачи этих групп, процедура, этапы и техника работы. Возможности и сфера практического использования различных психокоррекционных групп и методов в педагогической практике. Аутотренинг в работе педагога. Что такое аутогенная тренировка? Значение и пути практического применения аутотренинга в педагогической деятельности, в работе педагога над собой и с учениками. Основные цели и задачи аутогенной тренировки. Средства аутогенного воздействия. Аутогенные упражнения, направленные на регуляцию тонуса мышц, внимания, воображения, ритмики дыхания, состояния сердечно-сосудистой системы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА Те знания по психологии, которые в педагогическом учебном заведении получает учитель или воспитатель, обладают двумя не очень приятными свойствами. Они, во-первых, не включают всего того, что может понадобиться педагогу на практике, так как объем часов, которые отводятся на изучение психологических дисциплин в педагогическом вузе, ограничен. Во-вторых, эти знания довольно быстро устаревают и требуют обновления по крайней мере один раз в пять лет за счет самообразования и повышения квалификации. Психологическое самообразование педагога включает его систематическое ознакомление с новейшими достижениями различных отраслей психологической науки, прямо или косвенно связанных с обучением и воспитанием. Это психология научения, психология воспитания, психология возрастного развития, дифференциальная психология, социальная психология, психология познавательных процессов и личности, а также ряд дисциплин, находящихся на стыке психологии и других наук, в том числе медицина, патопсихология, психофизиология и психотерапия. Перечень дисциплин, из которых можно почерпнуть психологические сведения, необходимые педагогу в его практической деятельности, выглядит довольно внушительным. Однако педагогу не обязательно систематически читать научные книги и журналы, достаточно обратиться к рубрикам, в которых в обобщенном виде представлены основные психологические знания, полезные для педагогической деятельности. Они есть, например, в журнале «Вопросы психологии», в журнале «Дошкольное воспитание», в ряде других научных и научно-практических периодических изданий, которые стали недавно выходить, например в «Московском психотерапевтическом журнале». Много литературы научного и общеобразовательного характера издает Академия образования Российской Федерации, издательства «Педагогика», «Просвещение» и вновь созданные издательства высших педагогических учебных заведений.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |