КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология познавательного процесса в теории социальной работы
Становление знания теоретической социальной работы связано с динамикой развития ее школ и направлений, поиском эффективных моделей взаимодействий с клиентом на всех уровнях их проявлений, определением предмета познания и исследования. Теоретические исследования диагностической школы положили начало системному научному познанию в социальной работе. Основу ее теоретических концептов составили идеи психоанализа и социального бихевиоризма. Они же послужили основанием для формирования методов и процедур взаимодействия с клиентом. Однако в 1930-е гг. Ранк, Тафт, Робинсон, начинавшие практическую деятельность в духе психоанализа, отходят от него, разработав концепцию функционального метода индивидуальной работы. В основе этого метода лежали идеи и ориентации экзистенцианализма. С 1940 г. проходит ряд дискуссий между диагностической и функциональной школами о приоритетах и эффективности научного познания в практической системе помощи клиентам. Результатом этих дискуссий явилось осознание того факта, что имевшиеся школы социальной работы только отражают один из подходов к объяснению и поддержки нуждающихся и не могут решить все проблемы клиента и удовлетворить все его запросы. Важным аспектом дискуссий стало критическое осмысление практической деятельности школ, которые предлагали свои модели практической социальной работы. Еще больше к осознанию этого факта подтолкнуло и выдвижение теоретических помогающих моделей социальной работы, не связанных с традициями бихевиоризма и психоанализа. Х.Перлман предложила свой вариант индивидуального подхода к клиенту — проблемно ориентированную модель социальной работы. В основе этой модели лежали концепции и процедуры взаимодействия теории конфликтов и ситуационной теории. Сочетание теорий, имеющих общую мировоззренческую основу, способствовало появлению эклектических построений теоретических конструктов. Эклектизм стал реакцией на кризис ограниченных вариантов помогающих моделей. Однако, показав, с одной стороны, направление возможного поиска и принципы модификаций помогающих моделей, эклектические помогающие модели, с другой стороны, дали возможность осуществлять интервенции в период кризиса клиента, тем самым открыв направление моделей помощи центрированных на задачах (исследования Рида и Эпштейна). Социогенез теоретических моделей социальной работы выявил основной объект ее познания — практику как объективную реальность, существующую в процессе реализации поддержки, помощи клиенту в различных его субъектных модификациях (от индивидуума до общества в целом). Практика социальной работы выступает в качестве определенного процесса, характеристики которого могут меняться в зависимости от уровня его реализации. Интеракции — элементы практики, выражающие конструктивную функцию процесса помощи и существующие в виде определенных моделей, которые описывают, объясняют и предсказывают практические теории социальной работы. Формы и виды практической реализации могут быть различными, поскольку это «моделируемая» реальность, которая интегрируется в модели жизни клиента в качестве некоего образца, нормы, позволяющей восстановить утраченные формы существования объекта помощи. Практика социальной работы существует в методах интервенций, каждый из которых связан с определенным уровнем социального пространства в формах индивидуальной субъектности. Практика в социальной работе — это форма социального изменения среды, социальных отношений, ситуации клиента. В теоретических концепциях социальной работы практика осмысляется по отношению к нуждающимся клиентам как социальное лечение, где под последним понимается восстановление функционирования субъекта. В основных видах своих интервенций практику можно представить как различные формы существования «конструктивной реальности», направленные на определенную жизненную систему, имеющую проблемы социального, ситуативного или индивидуального характера. Таблица 9
Таким образом, практика в социальной работе может выступать в следующих основных формах: психосоциальное лечение, психотерапия, семейное консультирование, семейное и групповое социальное лечение, групповая работа, общинные социальные акции и развивающие программы, административный процесс, социальное обслуживание, социальная помощь.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |