Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология познавательного процесса в теории социальной работы




Становление знания теоретической социальной работы связано с динамикой развития ее школ и направлений, поиском эффективных моделей взаимодействий с клиентом на всех уровнях их проявлений, определением предмета познания и исследования.

Теоретические исследования диагностической школы положили начало системному научному познанию в социальной работе. Основу ее теоретических концептов составили идеи психоанализа и социального бихевиоризма. Они же послужили основанием для формирования методов и процедур взаимодействия с клиентом. Однако в 1930-е гг. Ранк, Тафт, Робинсон, начинавшие практическую деятельность в духе психоанализа, отходят от него, разработав концепцию функционального метода индивидуальной работы. В основе этого метода лежали идеи и ориентации экзистенцианализма. С 1940 г. проходит ряд дискуссий между диагностической и функциональной школами о приоритетах и эффективности научного познания в практической системе помощи клиентам. Результатом этих дискуссий явилось осознание того факта, что имевшиеся школы социальной работы только отражают один из подходов к объяснению и поддержки нуждающихся и не могут решить все проблемы клиента и удовлетворить все его запросы. Важным аспектом дискуссий стало критическое осмысление практической деятельности школ, которые предлагали свои модели практической социальной работы. Еще больше к осознанию этого факта подтолкнуло и выдвижение теоретических помогающих моделей социальной работы, не связанных с традициями бихевиоризма и психоанализа. Х.Перлман предложила свой вариант индивидуального подхода к клиенту — проблемно ориентированную модель социальной работы. В основе этой модели лежали концепции и процедуры взаимодействия теории конфликтов и ситуационной теории. Сочетание теорий, имеющих общую мировоззренческую основу, способствовало появлению эклектических построений теоретических конструктов. Эклектизм стал реакцией на кризис ограниченных вариантов помогающих моделей. Однако, показав, с одной стороны, направление возможного поиска и принципы модификаций помогающих моделей, эклектические помогающие модели, с другой стороны, дали возможность осуществлять интервенции в период кризиса клиента, тем самым открыв направление моделей помощи центрированных на задачах (исследования Рида и Эпштейна).

Социогенез теоретических моделей социальной работы выявил основной объект ее познания — практику как объективную реальность, существующую в процессе реализации поддержки, помощи клиенту в различных его субъектных модификациях (от индивидуума до общества в целом). Практика социальной работы выступает в качестве определенного процесса, характеристики которого могут меняться в зависимости от уровня его реализации. Интеракции — элементы практики, выражающие конструктивную функцию процесса помощи и существующие в виде определенных моделей, которые описывают, объясняют и предсказывают практические теории социальной работы. Формы и виды практической реализации могут быть различными, поскольку это «моделируемая» реальность, которая интегрируется в модели жизни клиента в качестве некоего образца, нормы, позволяющей восстановить утраченные формы существования объекта помощи. Практика социальной работы существует в методах интервенций, каждый из которых связан с определенным уровнем социального пространства в формах индивидуальной субъектности. Практика в социальной работе — это форма социального изменения среды, социальных отношений, ситуации клиента. В теоретических концепциях социальной работы практика осмысляется по отношению к нуждающимся клиентам как социальное лечение, где под последним понимается восстановление функционирования субъекта. В основных видах своих интервенций практику можно представить как различные формы существования «конструктивной реальности», направленные на определенную жизненную систему, имеющую проблемы социального, ситуативного или индивидуального характера.

Таблица 9

Жизненная система Социальные проблемы Ситуативные проблемы Индивидуальные проблемы
Индивид Индивидуальные методы социальной работы     Консультирование, психотерапия, психоанализ
Семья Социальная индивидуальная работа Брачно-семейное консультирование, семейная терапия Консультирование, психотерапия
Группа Социальная работа на улице Группы самопомощи, группы по интересам, группы социального окружения, клубная социальная работа Группы терапии, группы эмоциональной поддержки, группы встреч
Организации     Социальный обмен Т-группы (динамического и организационного развития), организационной терапии
Сообщество Социальные акции, социальное планирование Развитие сообщества   ___
Институты социального обслуживания Социальные акции, социальное планирование, реформирование Социальное администрирование   ____
         

 

Таким образом, практика в социальной работе может выступать в следующих основных формах: психосоциальное лечение, психотерапия, семейное консультирование, семейное и групповое социальное лечение, групповая работа, общинные социальные акции и развивающие программы, административный процесс, социальное обслуживание, социальная помощь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.