Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути познания в теории социальной работы




Пути познания в социальной работе связаны с практикой помощи клиентам, осмыслением важнейших феноменов их бытия, поддерживающими стратегиями. Пути познания для социальной работы связаны с традиционными операциями, присущими многим областям знания, однако здесь есть и своя специфика, характерная и для методов исследования.

Основные пути познания в социальной работе связаны с дедуктивным, индуктивно-эмпирическим, диалектико-материалистическим и наивно-герменевтическим путем познания (психосоциальным диагнозом), которые, однако, не исчерпывают весь спектр познавательных процессов.

Дедуктивный путь познания связан с рассуждениями от общих принципов к частным. При дедуктивном рассуждении исследователь начинает с более общих закономерностей и применяет его к конкретному примеру. Основные процедуры дедуктивного метода связывают с выдвижением гипотезы, наблюдением, с принятием или ее опровержением. При дедуктивном пути познания исследователь исходит, как правило, из одной определенной теории. Необходимым условием использования дедуктивного метода познания является критическая и логическая проверка фактов. Дедуктивный путь познания в социальной работе характерен для классических направлений и школ:

диагностической, функциональной, социально-радикальной и др. Социальный работник, получивший подготовку в определенной традиционной школе, не использует эмпирический опыт для контроля теоретических тезисов, так как индуктивные репрезентации не являются основой новых предположений и гипотез. Устойчивые дедуктивные схемы выступают в качестве догм, препятствующих внедрению новых гипотетических предположений. Наглядным примером может служить полемика между диагностической и функциональной школами относительно приоритетности своего метода.

Индуктивно-эмпирический метод познания связан с таким исследованием, когда исследователь наблюдает факты и затем развивает их анализ до обобщения, объясняющего отношения между наблюдаемыми объектами. Логическая схема включает в себя следующие элементы: наблюдение, обнаружение закономерностей, формулирование выводов. Индуктивно-эмпирический метод познания в социальной работе нашел отражение в исследовательской практике, в таком ее направлении как описательная (дескриптивная) статистика. Индуктивно-эмпирический путь познания находит отражение в отдельных профессиональных сферах социальной работы, как правило, связанных с социальными явлениями, которые требуют оперативного объяснения и локализации. Таковы, например: раннее материнство, употребление подростками наркотиков и т.д.

Однако индуктивно-эмпирический путь познания в социальной работе связывают также и с клиентоориентированными методами поддержки, когда «теория» (объяснение) формулируется под конкретный случай клиента. Специфика познавательного процесса в этом случае предполагает достаточно большой сбор и оценки, репрезентативной для данного случая информации, позволяющей обнаруживать закономерности в конкретной ситуации.

Диалектико-материалистический путь познания исходит из того, что материя имеет различную организацию и находится в постоянном изменении, источником которого являются беспрерывно возникающие, разрешающиеся и вновь возникающие внутренние противоречия. Познание противоречий осуществляется путем анализа различных реалий в контексте многообразных процессов, в том числе и исторических. Диалектико-материалистический путь познания характерен для изучения социально-экономических условий и их изменения в сторону равенства потребления и перераспределения материальных благ как в условиях развитого капиталистического общества, так и в условиях стран, строящих рыночные отношения. Социальные работники, выясняя причины деструктивных процессов в жизнедеятельности как общества, так и отдельного индивида, имеют возможность прийти к противоборствующим процессам, позволяющим выявить и наметить конструктивные процессы. Социальная работа в данном контексте познания представлена марксистской социальной работой, где познание общественных противоречий является основой метода исследования.

Психосоциальный диагноз связан с выяснением жизненных проблем клиента. Для него характерны феноменологические вопросы., связанные с типичными переживаниями, типичными реакциями его окружения и т.п. Каузальные вопросы. — вопросы предположения, позволяющие объяснить развитие личности и проблематику клиента. Стратегические вопросы — вопросы, побуждающие к дискуссиям, поискам возможных альтернатив в решении проблематики клиента. Существенным моментом в этом познавательном подходе являются информационные источники, позволяющие воспроизвести «жизненную историю» клиента22.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.