Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы для обсуждения. 1. Как вы понимаете процесс «профессиональной деформации» специалиста.




1. Как вы понимаете процесс «профессиональной деформации» специалиста?

2. Основные доминанты «профессиональной деформации».

3. Какие основные «формы агрессии» приводят, к деформации личности профессионала?

4. Каким образом противоречие между этическими принципами социального работника и имплицитной концепцией человека «Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо» приводит к деформации личности профессионала?

5. Психическое здоровье социального работника.

6. Раскройте механизмы «сгорания» молодого специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Подвойский В.П. Профессиональная деформация специалистов социальной работы / Социальная работа: теория, технология, образование. — М., 1997. —№ 2.

2. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1997.—T.I.

3. Теория и методика социальной работы: краткий курс. — М., 1994.

4. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. — М., 1994.

5. Теория и методика социальной работы. — М., 1993. — Вып. 1.

6. Теория и методика социальной работы. — М., 1995. — Вып. 2.

7. Топчий Ш.B. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. — М., 1997.

8. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1993.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

БИБЛИОГРАФИЯ

1См.: Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. — С. 148.

2 Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики. — Барнаул, 1996. — С. 30.

3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1984. — С. 591.

4См.: Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. —С. 150—151.

5 Там же. —С. 173.

6 См.: Энциклопедия социальной работы.—М., 1993.—Т. 1.—С. 196.

7 Зинченко В.П., Леонова А.Б., Стрелков Ю.К. Психометрика утомления. — М. 1977.

8 Наенко Н.И. Психическая напряженность. — М., 1976.

9 См.: Маркова А.К. Психология профессионализма.—М., 1996.—С. 157.

10 Наенко Н.И. Психическая напряженность.— М., 1976. — С. 29. "Там же.—С. 13.

12 Там же.—С. 42.

13 См.: Козлов В.Н. Физиология и психология труда: Научные основы оценки тяжести и напряженности труда. — Саратов, 1984.

14 См.: Корнеев Л.Н. Психогигиена профессиональной деятельности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под. ред. Г.С.Никифорова. — СПб., 1991.

15 Питер Дж.Л. Принципы Питера. — М., 1990.

16 См.: Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. — С. 158— 159.

17 Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / Психологический журнал. — 1985. — № 6.

18 См.: Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997. — Т. 2. — С.246.

19 См.: Там же.—С. 247.

20 Словарь-справочник по социальной работе / Под. ред. Е.И.Холостовой. — М.:

Юрист, 1997. — С. 300—301.

21 Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997. — Т. 2. — С. 250.

22 Домашняя медицинская энциклопедия / Гл. ред. В.И.Покровский. — М.:

Медицина, 1993. — С.366.

23 Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. — С. 123.


РАЗДЕЛ IV. КЛИЕНТ КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Глава 12. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА

§ 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «КЛИЕНТ»

Клиент выступает в зарубежной теории социальной работы в феноменологическом ключе как неразрывность личности и ее бытия. В том же ключе понятие «клиент» в интерпретации теоретиков социальной работы предстает как знак, развитие которого определяется расширением сфер практики и языковым понятийным сознанием. Эти процессы определяют постоянное наполнение понятия новыми смыслами. Поэтому и понятие «клиент» имеет различные толкования на уровнях теории и практики, претерпевает свое —наблюдаемое и ненаблюдаемое — культурно-историческое изменение. Диахронические и синхронические предметные языковые процессы определяют условия существования понятия в контексте других смыслов и понятий.

Диахроническая логика становления понятия связана со следующей последовательностью:

— открытие знака в существующих формах представлений;

— присвоение знака;

— дифференциация;

— расширение.

В логике такого развития понятие делается метапонятием, т.е. приобретает системный характер, начинает объединять различные формы субъектности. Чтобы пояснить эти подходы на конкретном примере, обратимся к истории развития социальной работы в США и динамике изменения понятия «клиент».

1912 год. В центре внимания социальных работников — клиент, как правило, эмигрант, живущий в нищете и имеющий проблемы с адаптацией к новой культуре. Основной задачей социальных работников было приближение их к среднему классу (или — открытие знака на основе идентификации с уже существующим знаком).

1927 год. Происходит изменение субъектности клиента. Им делается субъект, имеющий проблемы с адаптацией в обществе. Действия социальных работников направлены на интеграцию его в существующую систему (или — расширение знака и его дифференциация).

1929—1933 годы. Великая депрессия. Экономический кризис. Нищета становится острой общественной проблемой. Клиент — малоимущий либо находящийся за чертой бедности. Основная задача — предоставление материальных средств нуждающимся (или — переосмысление знака и наполнение его новыми символами и смыслами).

1946 год. Клиент — представитель среднего класса. Основная проблематика: семья и дискомфортность в семейных отношениях. Семья рассматривается как некая целостность, требующая определенных подходов в осмыслении и помощи (или — знак как совокупность различных интерперсональных смыслов приобретает холистический смысл, наряду с такими понятиями, как парадигма, гештальт и другие).

1963 год. Клиент в кругу семейных вопросов. Рефлексия различных уровней проблем: социальных, экономических, психологических. Поиски возможных путей изменения сценариев жизни семьи и среды ее обитания (или — расширение знака по качественным характеристикам).

1987 год. Клиент— любой субъект, имеющий проблемы. Им может быть индивид, группа, сообщество. В центре внимания социальных работников — проблемы интеграции и нормального функционирования субъекта1.

Однако структурное изменение знака происходит и в логике синхронических подходов. Они диктуются повседневной практикой, повседневными интерактивными процессами.

В их основе:

— роль клиента;

— мифы клиента, тот запрос, с которым он приходит к социальному работнику;

—система поведения клиента — социального работника, как взаимодополняющих систем.

Все эти доминанты являются ситуационными переменными. Они формируют синхронические смыслы субъектности клиента и дают основу для формирования имплицитных концепций его типологии. Типология клиента связана со спецификой его запроса и видом помощи, которую оказывает социальный работник.

Что касается отечественных социальных работников, то они разделили клиентов, получающих гуманитарную помощь, на три большие группы: «агрессоры», «вежливые», «немые».

«Агрессора» характеризует эмоциональная жестикуляция; его требования сопровождаются угрозами и разоблачениями. Он высказывает свое недовольство, видит во всем обман и унижение личного достоинства.

«Вежливый» клиент в процессе общения и взаимодействия за все благодарит социального работника, просит извинения за те хлопоты, которые он доставляет, ищет предлог, чтобы продлить общение и контакт.

Поведение «немого» клиента связано с эмоциональной и деятельной сдержанностью. Как правило, он стремится сократить процесс общения, выражает свои чувства и просьбы невербальными средствами.

Те социальные работники, которые ведут прием населения, сталкиваются с иными запросами, и потому у них иная классификация клиентов. В ее основе лежит экзистенциальная проблематика субъекта, которую он презентирует в той или иной форме:

— справедливость;

— законность;

— смысл существования;

— ответственность.

Запрос клиента (базирующийся на данных доминантах) вызывает ответные чувства и как бы предопределяет поведение социального работника. (Оно связано с удивлением, раздражением, неприязнью, возмущением, жалостью.)

На несовпадении ожиданий, поведения, требований социального работника и клиента также может строиться имплицитная типология, поскольку это один из процессов, влияющих на формирование и расширение понятийного поля теории социальной работы2.

Однако процесс взаимодействия социального работника и клиента осложняется тем, что нередко и логика запросов, и характерное поведение клиентов объясняются патологическими отклонениями от нормы. Это заставляет социального работника расширять свою имплицитную концепцию типологии субъекта за счет смыслов, понятий и подходов, выработанных теорией и практикой смежных дисциплин, таких, как медицинская психология, психопатология, психиатрия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.