Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические концепции социальных стереотипов




Психологические теории поло-ролевой идентичности

В основе этих теорий лежат представления о различных механизмах психосексуальной дифференциации пола. Различие индивидов на основе их половой принадлежности рассмотрено в таких основных теориях: теория моделирования, познавательная теория, теория социального научения, стадиальная теория.

Теория моделирования — в ее основе лежит учение З.Фрейда о механизмах идентификации. Ребенок отождествляет себя со своими родителями, имитирует их поведение, ориентируется на взрослых своего пола. Таким образом усваиваются поло-ролевые механизмы поведения.

Познавательная теория — ребенок сначала воспринимает себя как представителя пола (мальчика или девочку), а затем узнает о необходимых стереотипах поведения, чтобы вести себя соответственно.

Теория социального научения — основу идентификации составляют механизмы поощрения — наказания за проявление — не проявление маскулинности — фемининности. Поощрение или наказание за поведение.

Стадиальная теория — подчеркивает закономерности развития половой дифференциации в процессе индивидуального развития, которое проходит следующие стадии: усвоение стандартов социального поведения, обучение специфическому поведению, сопоставление с другими людьми, осознание «правил пола» на основе интериоризированного опыта14.

 

 

Социальный стереотип — это устойчивый образ иди представление о социальном объекте. Социологические исследования половой дифференциации выявляют качественную структуру объектов, их персонификацию на основе социальных взаимоотношений и различиях общественного восприятия. В этих исследованиях используется прием поляризации, дающий возможность индивидуализировать объект на основе важнейших качественных характеристик. Н.Смелзнер методом опроса выявил характерные черты мужчин и женщин, позволяющие дифференцировать половые различия с позиций общественного самоанализа15.

Таблица 25

Характерные черты мужчин Характерные черты женщин
Сильный, склонный к занятиям спортом Слабая, не склонна к занятиям спортом
Меньше заботится о своей внешности, почти не беспокоится о старости Беспокоится о своей внешности и боится старости
Выполняет роль кормильца семьи Проявляет привязанность к семье
Имеет опыт сексуальной жизни Добродетельна
Неэмоционален, стоек Эмоциональна, нежна
Логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом Легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией
Стремится к власти и лидерству Уступчива, услужлива
Независим,свободен Зависима, в большей мере нуждается в защите
Активен Пассивна
Стремится к успеху, честолюбив Робкая,застенчивая

 

Сложность феноменологии женщины не дает сегодня оснований для доминирования только одной научной позиции, теории или концепции. В социальной работе проблемы бедности, насилия, занятости, социальной дискриминации рассматриваются в контексте различных аспектов: психологических, социальных, гендерных, демографических, политических, что требует интегративного осмысления феноменологии женщины, выделение проблем женщин-клиенток в самостоятельную область знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.