КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная работа и проблемы пола
Психическое здоровье
Женщины более часто, чем мужчины, признают у себя наличие психических расстройств и чаще обращаются к специалистам по поводу своего психического здоровья. Сравнивая психическое здоровье мужчин и женщин, можно отметить, что женщины в большей степени подвержены депрессиям, чем мужчины. Как считают специалисты, это вызвано поло-ролевыми установками и требованиями социума, где мужчинам и женщинам предписаны свои нормы эмоционального проявления. При этом женщина находится как бы в системе «двойной ловушки», которая провоцирует депрессивные состояния. «Если она становится домашней хозяйкой, она изолируется от общественной жизни, «приковывается» к дому и не получает моральной компенсации в полной мере, если же женщина работает, то она начинает «разрываться» между производственными и домашними делами»18. Уровень клинической депрессии у женщин выше, чем у мужчин. Соотношение психических расстройств, различных форм неврастении у женщин также выше, чем у мужчин, что отражает таблица19. Таблица 26
Таким образом, поло-ролевые особенности клиента вызывают ряд специфических проблем, которые имеют свою функциональную индивидуальность. Генезис данных проблем на всю схожесть этиологии тем не менее будет не только по-своему интерпретироваться, но и иметь свои последствия для развития жизненного сценария личности. Говоря о различии между мужчиной и женщиной, Э.Фромм отметил: «Тот, кто хотел бы познать различие между мужчиной и женщиной, не должен задумываться и размышлять над тем, является он типичным мужчиной или типичной женщиной, скорее нужно позволить себе вести полноценную жизнь. Только тот, кто не мучает себя вопросом: «А правильно ли я играю свою роль и добился ли я успеха?» — именно тот познает глубокую продуктивность различий между полами, заложенную в каждом отдельном взятом человеке»20. Социальный работник, определяя проблемы клиента, одновременно помогает ему осознать поло-ролевые функции в социуме, что способствует наполнению ресоциализации гуманистическими ценностями и нормами.
Социальный работник не использует отдельных техник при оказании помощи мужчинам и женщинам, за исключением нонсексистской социальной работы, о которой упоминалось в связи с дискриминацией женщин. Хотя некоторые элементы в социальной работе требуют учета поло-ролевой доминантности, в целом это характерно для работы с семьей. Однако в практике социальной работы есть ряд гендерных подходов к индивидуальной проблеме клиента, предполагающих определенные знания о клиенте, его жизни и жизненных ролях, ценностях и стереотипах поведения, характере запроса о помощи и необходимости ее предоставления. Такие подходы направлены на понимание социальной истории клиента. Социальная история клиента — результат системного подхода к личности клиента и его проблеме. Этот подход предполагает описание индивидуального развития клиента и его проблемы в контексте социоэкономических и психосоциальных факторов. Существуют различные схемы описания социальной истории, в зависимости от субъектности клиента (индивид, группа, сообщество). Одним из вариантов осмысления развития социальной истории клиента может служить следующая схема. Схема описания индивидуальной социальной истории клиента: 1. Идентификация клиента: • имя, адрес, возраст, дата рождения, место проживания, религия; семейное положение: сведения о муже, жене, детях, близких родственниках; образование, место работы.
2. Социальная проблема: • трудности в социальной жизни, социальных связях; лица и группы, ослабляющие социальное функционирование, корректирующие деятельность клиента; характер трудностей, различия в характере трудностей группы и клиента; • характер современных жалоб, определение ситуационного контекста, ситуационное поведение, случайности и закономерности социального поведения клиента; • описание проблемы клиента относительно времени и лиц, групп (дата начала конфликта, его продолжение, длительность, периодичность), причины, объяснения, обвинения сторон; • описание поведения, отражение проблем на состоянии клиента, его ролях, статусе, а также поведение групп; описание функциональных трудностей, отклонение от нормы (неадекватное, нежелательное, неприемлемое); • наличие других проблем у клиента: экономических, юридических, медицинских. 3. Индивидуальность клиента: В контексте психосоциальных проблем клиента определение индивидуальности, данное Гордоном Олпортом, наиболее оптимально, поскольку отражает взаимосвязь «личность — среда», на основе которой строится социальная история клиента. Под индивидуальностью Г.Олпорт понимал динамическую организацию психофизиологических систем индивида, определяющих его поведение и взаимодействие с социальным окружением. В контексте проблем практики социальной работы индивидуальность включает в себя различные аспекты функционирования клиента, выступая матрицей поиска осознаваемых и неосознаваемых проблем клиента. Принято выделять физиологическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное функционирование. — Физическое функционирование — в основе анализа лежат внешние личностные проекции, речь, память, внимание, мышление, поведение как базисные доминанты для осмысления личности клиента в аспектах их нормы — патологии. Российский исследователь С.А.Будасси в качестве основы интерпретации физического функционирования предлагает следующий подход, определив следующие области проявлений данных феноменов: • Общий контакт: поведение, двигательный стиль, направленность общения, особенности речи.
• Гностическая область: память, внимание, мышление. • Эмоциональные проявления (тимосфера): общий эмоциональный настрой, наблюдаемые эмоциональные реакции. • Мотивационное управление: общая направленность, возможности целеполагания21. — Интеллектуальное функционирование — интеллектуальный уровень развития, информативность, познавательный стиль, созидательность и творчество, характеристики и отзывы окружающих, ориентации в познании. — Эмоционально-экспрессивное функционирование — темперамент (меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик); характерные черты: сензитивность, стеснительность, завистливость, самолюбие, пунктуальность, ригидность, наличие — отсутствие чувства юмора, шизоидность, интравертность — экстравертность; совесть, эмоциональная агрессия — стабильность, эмпатия; директивность, спонтанность, автономность, инициативность; доминирующие эмоциональные реакции, оптимизм — пессимизм, депрессия, ярость, тревожность, страх. — Социальное функционирование Интерперсональные образные реакции: присоединение, доверие — недоверие, воспитанность — невоспитанность, принятие — неприятие, симпатии — антипатии, нарциссизм, отчуждение, доминирование, контроль, активность — пассивность, зависимость — независимость... Социальный статус, ролевые концепты, паттерны поведения: ребенок, муж — жена, родственник, бабушка — дедушка; социоэкономический статус; кризисные индивидуальные жизненные циклы; социальные роли: норма — социальная девиация; компетентность в решении проблем, роли в решении проблем: активный лидер, «гармонизатор», «слуга», «жертва», индивидуальные проблемные ситуации; индивидуальная «Я-концепция»: самоидентификация, самопринятие, самоуважение, самосознание, социальная и личностная конгруэнтность, самоидентификация нормы, конформизм, девиации, заблуждений, отчуждении и т.д.22. Социальный работник, основываясь на социальной истории клиента, строит стратегию взаимоотношений, которая состоит из следующих основных элементов взаимодействия: — представление проблемы; — симптоматика проблемы; — история проблемы; — течение проблемы; — проблема на фоне семейных отношений; — проблема в контексте образования и профессии; — цели клиента; — оценка социальным работником ситуации; — осуществление процесса социального лечения23.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |