Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о психологическом климате в коллективе. Основные характеристики психологического климата




План лекции

Лекция 8. Технология формирования благоприятного психологического климата в детском коллективе

Цели и задачи изучения темы: дать понятие о психологическом климате в коллективе, выявить основные его характеристики, изучить требования к изучению личности и коллектива.

Результат освоения темы:

 

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-1 З-1 Знать способы обобщения и анализа информации, ее восприятия
З-2 Знать способы постановки цели и путей ее достижения
ОК-7 З-1 Знать способы взаимодействия с коллегами, работы в коллективе
ОК-13 З_1 Знать способы использования нормативных правовых документов в своей деятельности
ОПК-4 З_1 Знать степень ответственности за результаты своей профессиональной деятельности
ПК-3 З-1 Знать способы применения современных методик и технологий, методов диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
ПК-7 З-1 Знать способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности и творческих способностей

 

1. Понятие о психологическом климате в коллективе. Основные характеристики психологического климата.

2. Диагностика коллектива и личности. Требования к изучению личности и коллектива. Программа изучения.

3. Пакет школьных диагностических методик

Еще Л.Толстой выделял такое явление ка «дух школы». А.С. Макаренко ввел в качестве обязательных параметров коллектива его «стиль» и «тон»: «Область стиля и тона всегда игнорировалась педагогической «теорией», а между тем это самый существенный, самый важный отдел коллективного воспитания. Стиль –самая нежная и скоропортящаяся штука. За ним нужно ухаживать ежедневно следить, он требует такой же придирчивой заботы, как цветник. Стиль создается очень медленно, потому он немыслим без накопления традиций, то есть положений и привычек, принимаемых уже не чистым сознанием, а сознательным уважением к опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива, живущего во времени. Неудача многих детских учреждений происходила оттого, что у них не выработался стиль и не сложились привычки и традиции, а если они и начинали складываться, переменные инспектора наробразов регулярно разрушали их, побуждаемые к этому, впрочем самыми похвальными соображениями» (А. С. Макаренко. Педагогическая поэма//Соч.: в 7 ТТ.-М.,1957.-Т.1-с.556.)

Но и сегодня большинство работ изучает психологический климат трудовых и научных коллективов. Вместе с тем каждый педагог обязан знать основные положения о социально-психологическом климате, являющимися общими для любого коллектива.

Психологический климат – объективно существующее явление, которое создается под влиянием двух факторов. Прежде всего это социально-психологическая атмосфера в целом, а также микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды, его возрастной, половой состав и т.д.

Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Сущность психологического климата состоит в том, что сложившиеся в коллективе взаимоотношения приобретают особую эмоционально-психологическую окраску, определяемую ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами членов коллектива. Степень активности каждой личности, как и степень влияния коллектива на личность, определятся тем, насколько личность переживает эмоциональное благополучие в данном коллективе.

Следовательно, организуя психологический климат, стимулирующий развитие каждой личности и высокую работоспособность всего коллектива, следует начинать с регуляции взаимоотношений между членами группы и ценностных ориентаций, господствующих в ней.

Видение структуры коллектива необходимо педагогу для того, чтобы оптимально использовать ее для проведения подавляющего большинства членов коллектива через лидерские позиции.

Официальную структуру коллектива составляют не только лидерские позиции и другие индивидуальные позиции, но и официальные «подразделения», такие как совет класса, выборные органы класса(редколлегия, совет справедливых и пр.)

В любом детском коллективе в процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы ребят (2-5 человек)на различных основаниях. Именно здесь ребенок может найти удовлетворяющее его положение, здесь он приобретает опыт общения, который так важен для формирования его личности.

Наличие малых групп внутри коллектива объясняется избирательностью человеческого общения. Индивидуальность каждой личности определяет своеобразие общения детей.

Положение ребенка в коллективе находится в прямой зависимости от того, представителем какой группировки он является.

Организация ситуаций управления коллективом начинается с выбора и организации педагогом коллективной деятельности в классе.

Без знания неофициальной системы взаимоотношений в классе, педагог не сможет управлять развитием коллектива.

Анализируя психологический климат коллектива, необходимо знать:

ü Каковы взаимоотношения между группами;

ü Есть ли в классе группы, настроенные против педагогических требований;

ü Что представляют собой члены официально действующего (т.е. выборного)актива;

ü Является ли выборный актив реальным;

ü Каково положение в классе каждого ребенка.

ü Очень важно рассмотреть взаимоотношения между официальной и неофициальной системой взаимоотношений в классе.

Целенаправленная организация психологического климата в коллективе заключается в изменении характера взаимосвязи официальной и неофициальной структур на различных стадиях развития коллектива.

Понятие «климат» психология позаимствовала из метеорологии и географии. Сейчас это научное понятие, которое уже устоялось в современной психологии, характеризует невидимую, уникальную, деликатную, психологическую сторону коммуникации, взаимосвязи и взаимовлияния между людьми.

В современной психологической науке под психологическим климатом понимается «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [3, c. 329].

В.М. Шепель утверждает, что психологическим климат состоит из трех компонентов:

· социальный климат — определяется осознанием общих целей и задач группы;

· моральный климат — определяется принятыми и устоявшимися моральными ценностями группы;

· психологический климат — это неофициальные отношения, которые складываются между членами группы и значительно влияют на ее работоспособность [4].

Только оптимизация каждого элемента комплексного понятия психологического климата приводит к доверительной атмосфере в коллективе.

Положительный психологический климат не формируется сам собой. Это результат упорного, целенаправленного и длительного труда всего коллектива, результат хорошо спланированной и организованной деятельности, при этом важное место в формировании благоприятного климата отводится учителям и классным руководителям.

В коллективе школьников существует та атмосфера, которая формируется в первую очередь учителем. От особенностей его взаимодействия и взаимопонимания с детьми зависят результаты деятельности ученического коллектива, а они в свою очередь, если являются хорошими и устойчивыми, помогают создавать необходимый психологический климат.

Важным моментом, на который учитель должен обратить свое внимание прежде всего, является то, насколько каждый из учащихся знает свои обязанности, а также их отличие от обязанностей остальных членов коллектива. Такое четкое разделение функций и обязанностей учащихся класса обеспечивает детям ощущение своих границ, а также приводит к чувству стабильности и устойчивости в отношении своего места в данной группе.

Следующий критерий — осознание своих личных убеждений. При здоровом психологическом климате каждый из учеников знает свои ценности и взгляды. Вместе с тем, не менее важным критерием является определение своей позиций по отношению к себе и другим членам группы. Важно, чтобы каждый из учеников обращал внимание в первую очередь на себя, мог проводить самоанализ действий и поступков.

Стоит помнить о том, что состояние психологического климата ученического коллектива зависит и от уровня группового развития. Следует отметить, что между состоянием психологического климата в развитом коллективе и результативностью общей деятельности всех членов группы существует положительная зависимость. Она приводит к появлению взаимопонимания и доверия, открытости и взаимовыручки. Высокий уровень группового развития содействует становлению в каждом человеке цельной личности, который будет являться активной единицей всего коллектива и, вместе с тем, субъектом собственной жизнедеятельности.

Прямое влияние на психологический климат имеет стиль управления и самоуправления в группе. Педагогам в своей деятельности по созданию здоровой социальной ситуации и психологического климата класса следует опираться на наиболее сознательных, активных, авторитетных членов ученического коллектива.

Успешное развитие классного коллектива обязано способности не только учителя, но и каждого ученика в классе, помогать выдерживать совместное направление движения группы. Оно определяется и задается самими учениками совместно с учителем. Можно говорить о положительном психологическом климате, если каждый ребенок в классе достаточно целенаправлен и эмоционально вынослив [2].

Стоит отметить, что важнейшими признаками благоприятного психологического климата по Макаренко являются чувство собственного достоинства, защищённость каждой личности, гордость за свой коллектив, эстетика коллектива, соблюдение внешних норм поведения.

Все вышеперечисленные характеристики здорового климата ученического коллектива способствуют нормальному функционированию класса, следовательно, и учебно-воспитательной деятельности, и всестороннему развитию личности. Это позволяют ребенку испытывать в процессе учебной деятельности положительные эмоции: доброжелательность, инициативность, работоспособность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм. При отсутствии благоприятного климата в классе преобладающими эмоциями являются незащищенность, агрессивность, леность, пессимизм, зажатость, пассивность. Это не может не отразиться на эффективности учебно-воспитательной работы.

К условиям, определяющим эффективность влияния учителя на благоприятный психологический климат в коллективе школьников, относятся следующие: личностные особенности педагога (открытость, инициативность, расположенность к детям, чувство юмора, креативность, коммуникабельность, стиль общения); профессиональные качества педагога (знание теории и методической базы); устремление педагога на эмоциональный комфорт школьников [1].

Каждому педагогу необходимо знать и применять способы формирования психологического климата. В силу специфики работы педагога и возрастных особенностей учащихся, именно учитель должен обладать определёнными средствами и механизмами управления этим явлением. Из чего следует, что ответственность за формирование психологического климата лежит в первую очередь на нём.

Среди наиболее эффективных способов формирования учителем благоприятного психологического климата в ученическом коллективе следует выделить следующие:

· Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых для группы событий;

· Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь коллектива;

· Использование коллективных игр;

· Формирование традиций группы и обязательное их соблюдение;

· Разработка системы морального и материального поощрения учеников;

· Умение увидеть и решать конфликтные ситуации среди обучающихся;

· Стремление учителя вкладывать силы и средства в благополучие группы;

· Знание и учитывание индивидуальных особенностей учащихся (соматические, интеллектуальные, психологические);

· Знание и уважение всего спектра чужих мнений;

· Умение разделять и передавать ответственность.

Психологический климат занимает важное место в гармоничном и всестороннем развитии ребёнка, требует специальной профессиональной подготовки педагога, для грамотной ориентации его на формирование и управление психологической средой в классе, а также для передачи учащимся необходимых знаний.

Психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебно-воспитательной деятельности, качество учебников, обучаемость и способности учащихся, их здоровье и питание.

Таким образом, создание оптимального психологического климата является важным элементом повышения результативности учебно-воспитательной работы в классе. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности. Следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным элементом педагогической работы в школе. Можно выделить три основных фактора, влияющие на состояние психологического климата: личные качества членов ученического коллектива, стиль руководства со стороны учителя и материальная среда учебного процесса. Для достижения положительной атмосферы среди учеников немаловажным являются профессиональные качества педагога, который имеет главную роль в данном процессе. Откуда следует, что практические и теоретические навыки педагога должны быть направлены на создание благоприятного климата в ученической среде, как необходимого условия разностороннего развития личности.

Список литературы:

1. Загорский П. Особенности детского коллектива [Текст] / П. Загорский // Директор школы. — 2007. — № 3. — С. 21—25.

2. Сгурская Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение [Текст] / Л.В. Сгурская // — Калининград: Книжный мир, 2002. — 189 с.

3. Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии [Текст] / Д.Я. Райгородский // — М.: Наука, 2002. — 698 с.

4. Шепель В.М. Понятие психологического климата [Текст] / В.М. Шепель // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 17—21.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 3850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.