Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы диагностики (Щуркова Н.Е. «Рабочие диагностики»)




Классный руководитель, относящийся к своей работе неформально, уделяет большое внимание изучению классного коллектива, в котором он работает. Для этого он использует в своей работе мониторинговые исследования, которые помогают определить:

- уровень обученности учащихся;

- эффективность воспитательного процесса;

- уровень индивидуального развития учащихся и т. п.

Для отслеживания развития учащихся применяется комплекс психологических тестов, соответствующих возрастным особенностям ребенка. [18, 65]

Диагностические исследования в коллективе учащихся можно вести по следующей тематике:

- ценностные ориентации учащихся;

- социальные роли воспитанников;

- уровень сплоченности коллектива;

- уровень конфликтности класса;

- ранжирование качеств личности;

- состояние психологического климата;

- диагностика воспитанности школьников;

- уровень удовлетворенности учащихся и их родителей организацией воспитательного процесса в классе;

- уровень готовности к непрерывному образованию. [5, 24]

Классный руководитель может изучать познавательный потенциал

учащихся с помощью следующих методов и исследований:

- наблюдения за учащимися в ходе посещения уроков в своем классе;

- статистического анализа текущей и итоговой успеваемости;

- изучения степени развития познавательных процессов ребенка;

- самооценки самих учащихся;

- экспертной оценки специалистов.

Нравственный потенциал учащихся классный руководитель может изучить, определяя нравственную направленность личности, уровень воспитанности учащихся класса, уровень коммуникативной культуры классного коллектива. [9, 43]

Очень важным показателем развития классного коллектива является сформированность физического потенциала личности учащихся, удовлетворенность учащихся процессом обучения в классе. Для изучения классного коллектива можно использовать следующие методики, которые являются весьма эффективными:

- тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности;

- методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся;

- методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»;

- методика А.Л. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

- методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении. Здесь приводится пример методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью:

Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием, используя следующие баллы:

0 - совершенно не согласен;

1 - не согласен;

2 - трудно сказать;

3 - почти согласен;

4 - совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельности.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Анализ положительных и отрицательных ответов учащихся позволит определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, что является весьма важным показателем и помогает определить отношение не только к школе, но и к классу, учителям, классному руководителю.

Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, направленность личности, отношения, ценности. Я – концепция, наконец, поведение и поступки учащегося.

Кроме того, классный руководитель изучает класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей. Данные, отражающие уровень развития коллектива на данном этапе, вносятся в социальный паспорт класса.

Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют для выявления межличностных отношений среди учащихся, то есть, микроклимата в классе. [4, 40]

В ходе реализации диагностико-прогностической системы классный руководитель анализирует полученные данные и делает выводы о воспитанности школьников. Однако для того чтобы проследить изменения в воспитанности и определить тенденции этих изменений, результаты педагогического мониторинга необходимо фиксировать. Формы фиксации могут быть различными. Это и педагогический дневник, диагностические карты, графики, диаграммы и др. Классный руководитель самостоятельно определяет, в какой форме он будет фиксировать диагностический материал. [18, 49]

Ведение педагогического дневника является самой распространенной формой фиксации мониторинговых данных. Это также удачная форма накопления, осмысления фактов, характеризующих учащихся, осмысления материала, являющегося основой для постановки диагноза воспитанности школьников. [18, 49]

Дневниковые записи могут вестись по-разному:

- в свободной форме, когда на каждого ученика отводятся страницы и по мере необходимости фиксируются данные по его развитию в течение учебного года, фиксируются данные диагностических срезов и пр.;

- в форме картотеки — характеристики на каждого ученика, куда заносятся показатели диагностики, само - и взаимодиагностики учащихся;

- в форме анализа данных, полученных в результате каждого диагностического акта.

Возможна фиксация результатов в виде описательных характеристик по следующим параметрам:

- эмоциональные проявления;

- поведенческие образования;

- речевые изменения;

- характеристики, связанные с оформлением внешнего вида;

- новообразования во взаимоотношениях между детьми;

- изменения в социально-психологическом климате;

- расположенность к отдельным видам деятельности;

- изменения во взаимоотношениях со взрослыми;

- изменения в полоролевом поведении подрастающих детей и так далее. [21, 84, 85]

В практике работы классных руководителей также часто встречаются диагностические карты. Они ведутся по коллективу в целом и больше напоминают карту-характеристику класса (таблица 1).

 

Таблица 1. Карта–характеристика класса

Ф. И., дата рождения (по алфавиту, отдельным списком мальчики и девочки)  
Отец, мать, место их работы  
Данные медосмотра (Н – нормально, С – сколиоз, З – зрение, С – слух, СРД – сердечное заболевание)  
Успеваемость Выше других предметов  
Ниже других предметов
Наличие повышенных способностей, специальных умений (указать предмет и доминирующие оценки по нему)  
Проявление в труде (Т – трудолюбив, ИТ – избирательно трудолюбив, Н – непостоянен, Л- ленив)  
Дисциплина (В – высокий уровень, С - средний уровень, Н – низкий уровень)  
Читательские интересы (по жанру)  
Занятость во внеурочное время Кружки  
Факультативы  
Секции  
Поручения  
Увлечения  
Уровень воспитанности (В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень) с указанием доминанты (положительной или отрицательной)  

 

Тщательное изучение учащихся и ученического коллектива позволяет проследить весь ход развития личности в процессе воспитания и обучения, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с детьми. Изучение, знание и правильное использование факторов и закономерностей, формирующих личность ученика, позволяет добиться управляемости этим процессом, прогнозировать и корректировать развитие личности. Классный руководитель, основываясь на принципах гуманистической психологии, может оказывать помощь ученикам в их учебной деятельности и в общении, Конечно, необходимо обеспечивать психическую безопасность и комфорт детей, поэтому такая работа должна осуществляться под контролем психолога. Исследовательская деятельность способствует и развитию самого учителя, совершенствованию его отношений с учениками, родителями, окружающими.

Педагогический мониторинг — это деятельность, которая лежит в основе организации целостного педагогического процесса. Она является составной частью общей системы воспитательной работы классного руководителя и выступает как главнейшее условие модернизации воспитания школьников. В этой деятельности необходимо сотрудничество учителей-предметников, психолога, социального педагога, классного руководителя.

Таким образом, классный руководитель призван не только координировать деятельность учащихся и следить за состоянием протекания педагогического процесса, но также и реализовывать аналитико-диагностическую функцию, то есть, выявлять уровень обученности и воспитанности школьников, как всего коллектива в целом, так и каждого учащегося в отдельности.

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.

Список используемой литературы

1. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 3.

2. Воронов Е.А. Классный руководитель как психолог // Воспитание школьников, 2005, №8. - С. 10.

3. Капустин Н.П. Функциональные обязанности классного руководителя //Классный руководитель, 2005, №2. - С. 6, 8.

4. Классному руководителю об изучении передового педагогического опыта и проблемах воспитательной работы в школе (Методические рекомендации для классных руководителей) / Под общ. ред. Сметанина В.И., Кривошеева В.Ф. – М., 2003. - С. 40.

5. Кузнецов Ю.К. План работы классного руководителя: учеб. пособие. – Калинин, 2004. - С. 24, 57.

6. Классный руководитель. / Под ред. Болдырева. Н.И. – М., 1955. – С. 291.

7. Педагогический словарь / Под ред. Каирова. И.А. – М., 1960. – С. 237, 523.

8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. - С. 187.

9. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., - С.П.: Речь, 2002. – С. 39, 43.

10. Прихожан А.М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5—9 лет // Детский практический психолог. — Июль. — 1995. — С. 32.

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2кн. – М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - С. 78.

12. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т. 1. – С. 430, 444.

13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 1995. – С. 167, 170, 186.

14. Соколинская Г.К. Планирование воспитательной работы в начальных классах // Классный руководитель, 2005, № 5. – С. 25.

15. Стефановская Т.А. Классный руководитель (вчера, сегодня, завтра) – Иркутск, 2002. – С. 15, 48, 67.

16. Стефановская Т.А. Классный руководитель в современном образовательном учреждении – Иркутск, 2002. – С. 16, 32, 50.

17. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 67, 70, 127, 185, 190, 193, 195, 197, 199.

18. Стефановская Т.А. Педагогический мониторинг и проектировочная деятельность классного руководителя – Иркутск, 2002. – С. 26, 27, 48, 49, 65, 76, 84, 86.

19. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1974. – Т.1. - С. 125, 237.

20. Фридман. Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов – М.: Просвещение, 1991. – С. 89, 92.

21. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Рабочие диагностики. – М., 2002. – С. 84, 85.

22. Щуркова Н.Е. Педагогический анализ воспитательного процесса // Классный руководитель, 2006, № 1. – С. 17, 18.

23. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника // Классный руководитель, 2004, № 1. С. 12.

В процедуре проведения педагогической диагностики довольно часто применяются графические методики. Приведем некоторые из них.

Рисунок символического содержания

Методика тематического апперцептивного теста в модификации палочных человечков (пиктограммы) предполагает предъявление сюжетных рисунков: движения палочных человечков многозначны и могут быть интерпретированы по-разному. Испытуемые сообщают в письменном виде, что происходит между героями картинки: дерутся, танцуют, дарят друг другу подарки, кричат, плачут, успокаивают другого, приветствуют. Общий вопрос такой: «Что видите и что представляете, глядя на картинку?»

Представленная иллюстрация вариантов данной методики (см.: Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 41–42) своим назначением имеет выявление этического отношения к другому человеку (рис. 1).

Рис. 1. Пиктограмма для выявления отношения к другому человеку

 

Прерванный диалог

Детям предлагается представить фрагмент беседы двух людей. Произнесенную одним из партнеров фразу необходимо завершить так, как она могла бы быть завершена по мнению респондента. На приведенных рисунках (см. рис. 2) текст отражает одну из реплик, произносимых персонажем. Дети дописывают вторую ответную реплику. Метод прерванного диалога позволяет выявить отношения детей к широкому кругу ценностных объектов окружающей реальности и проверить, сохраняется ли ценностная ориентация при взаимодействии с конкретным предметным миром.

(Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. –

М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 52–62.)

 

 

а) б) в)

Рис.2 Ситуации выявления отношений в диалоге

Методическое обоснование классного часа

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он может быть включен в школьное расписание, но проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.
Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей.

Классные часы могут посвящаться:

1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

6. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый; классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30 минут, в 9— С 11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия воспитанников с классным руководителем зависят не только от возраста учащихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение Могут включаться и школьники. Приобщая учеников к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.

 

«Я – позиция»

Данная графическая методика может иметь разнообразие в схематическом вычерчивании: рисуется геометрическая фигура и по отношению к ней располагается «Я» респондента. Например, если коллектив обозначить кругом, то позиции «Я» могут иметь варианты, представленные на рис. 3.

Этим же графическим способом можно предложить детям обозначить свое отношение к учебным предметам (определить «Я» по отношению к окружностям с надписями «литература», «география», «математика» и т. д.). Дистанционное расположение выявит учебно-познавательные интересы школьников.

(Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. –

Ростов-на-Дону, 2002. – С. 286;

Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. –

М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 44.)

 

Рис. 3. Варианты обозначения «Я» – позиции

Шкалирование

Этот способ педагогической диагностики тоже можно отнести к графическим методикам. Детям предлагается расположить свое «Я» жирной точкой или крестиком на шкале полюсных величин: самый добрый – самый жестокий, самый веселый – самый грустный, самый смелый – самый трусливый, самый красивый – самый уродливый, самый ответственный – самый легкомысленный и т. п. (рис. 4)

 

Рис.4. Оформление самодиагностики

 

Эта методика рекомендуется для работы с детьми старше 12–13 лет, когда у них уже сформировалось представление о самоценности и развилось абстрактное мышление. Педагог подсчитывает количество детей, поставивших точку своего «Я» выше оси, и число тех, кто поставил точку ниже оси. Кроме этого, отмечается количество учащихся, указавших на шкале крайнюю точку верха или низа. В завершении определяется процентное соотношение самооценок в отношении разных качеств.

(Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. –

Ростов-на-Дону, 2002. – С. 285;

Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. –

М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 45.)

 

«Я – реальный, Я – идеальный»

Школьникам предлагается нарисовать или выразить в каких-то символах себя как реального и как идеального учащегося. Эта графическая методика позволяет диагностировать уровень сформированности умений самопознания и самооценки. Кроме того, она помогает подросткам осознать себя в аспекте учебно-познавательной деятельности, осмыслить создаваемый эталон, а не только предъявить его на эмоциональном уровне.

На рис. приведены примеры результатов применения данной методики в работе со студентами педагогического университета.

 

Я – реальный воспитатель Я – идеальный воспитатель
а)    
б)  
в)  

Рис. 5. Результаты применения методики «Я – реальный, Я – идеальный» в работе со студентами педагогического университета

 

(Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога /

Под ред. Ю.М. Забродина. – М., 1994.)

В пространстве моего «Я»

В центре листа испытуемый пишет местоимение «Я». Далее ему предлагается написать вокруг все, что он хочет или что бы ему хотелось из совокупности жизненных ценностей, т. е. то, что приходит на ум. Испытуемый невольно открывает те ценностные предпочтения, которые для него актуальны.

Ассоциативная графическая методика

Данная методика очень близка предыдущей. Предлагается записать в свободном порядке вокруг данного слова (или рисунка, фотографии реального объекта, например, школы) все, что приходит в голову. Время на воспроизведение ассоциаций в связи с конкретным словом (или объектом) строго ограничено, а детей призывают написать как можно больше слов. Применение данной методики позволяет выявить ценностные ориентации ребенка.

 

Составление характеристики воспитанников.

Характеристика на каждого учащегося составляется классным руководителем по окончанию курса, заверяется директором, заместителем директора по воспитательной работе, классным руководителем и вкладывается в личное дело учащегося.

Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А

Фамилия, имя, отчество учащегося

Дата, месяц и год рождения

Национальность

Ф. И. учащегося обучается в (название учебного заведения) с 1 сентября 2005 года по специальности (указывается название специальности).

Далее, составляя характеристику учащегося, следует обращать внимание на следующие вопросы:

1. Отношение учащегося к учёбе и уровень сформированных у него навыков учебно-познавательной деятельности:

¨ состояние успеваемости учащегося: отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная; по каким учебным предметам испытывает затруднения, причины затруднений;

¨ отношение учащегося к учёбе: наличие у него желания учиться лучше; стремление выполнять все требования и рекомендации учителей; сознание общественной и личной значимости учения;

¨ отношение к успехам и неудачам в учении: реакция на неудачи в учёбе (переживание, подъём активности, спад активности, пассивность, равнодушие);

способность учащегося к самооценке способностей, успехов и неудач в учёбе (завышена, занижена, адекватна);

¨ уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленной цели; стремление преодолевать затруднения в учёбе и личном поведении; умение планировать свою учебную деятельность; умение осуществлять самоконтроль в учении; умение работать сосредоточено;

¨ уровень внимание на учебных занятиях: быстро и легко сосредотачивает своё внимание на объяснении преподавателя; редко отвлекается во время уроков; не всегда внимательно слушает объяснения преподавателя; часто отвлекается во время урока, слушает только, если ему интересно; с трудом сосредотачивает своё внимание, мало что усваивает из объяснения преподавателя;

¨ память учащегося: легко заучивает материал; при заучивании может запоминать лишь то, в чём разобрался; при заучивании долго разбирается с материалом, при изложении делает ошибки по форме, но мысли излагает точно; для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает много смысловых ошибок;

¨ мышление учащегося: быстро схватывает суть материала, часто предлагает свои собственные решения; удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, собственных решений не предлагает; плохо усваивает материал;

2. Отношение учащегося к соблюдению режима учебного заведения и правил внутреннего распорядка:

¨ наличие пропусков, опозданий на учебные занятия: имеет неуважительные пропуски занятий; пропускает занятия только по уважительным причинам; не имеет пропусков занятий; часто опаздывает на занятия; иногда опаздывает на занятия; никогда не допускает опозданий на занятия;

3. соблюдение правил внутреннего распорядка учебного заведения: часто нарушает правила внутреннего распорядка учебного заведения и нормы, принятые в обществе; имеет административные взыскания за нарушения правил внутреннего распорядка учебного заведения и норм, принятых в обществе; ответственно относится к соблюдению правил внутреннего распорядка и норм поведения, принятых в обществе;

1. Общественная активность учащегося, его отношение к делу:

¨ наличие у учащегося общественного поручения, его общественная активность: имеет постоянное общественное поручение (какое); активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем; принимает участие в общественных делах, но старается не тратить на это собственного времени; не проявляет активности в общественной жизни, но имеющееся у него постоянное поручение выполняет; постоянного поручения в группе не имеет, но охотно выполняет разовые поручения; редко принимает участие в общественной жизни группы; отказывается участвовать в общественных делах;

¨ ответственность и трудолюбие учащегося: всегда охотно, хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело; чаще всего выполняет порученную ему работу; очень редко выполняет порученное ему дело; никогда не доводит до конца порученного ему дела; старается уклониться от любой работы; всегда уклоняется от выполнения любого дела;

¨ инициативность учащегося: выступает инициатором многих дел, не стремясь получить за это никакого признания; довольно часто является инициатором новых дел; редко проявляет инициативу; никогда не проявляет инициативу;

¨ в качестве кого участвует в мероприятиях: инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует.

¨ организованность: всегда правильно распределяет свою работу; не умеет правильно распределять свою работу во времени;

¨ имеющиеся у него награды за участие в общественной жизни;

2. Направленность интересов:

¨ на учебную деятельность: увлечённость учащегося каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности; участие в работе предметных кружков; имеющиеся у него награды за достижения в учёбе;

¨ на трудовую деятельность: интерес к получаемой профессии (как этот интерес реализуется);

¨ на художественно-эстетическую деятельность: художественные способности учащегося (как они реализуются); участие в кружках художественной самодеятельности;

¨ на достижение в спорте: отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях за честь группы и учебного заведения; имеющиеся у него награды за спортивные достижения; занятия в спортивных секциях;

¨ другие интересы;

3. Культурный кругозор учащегося:

¨ начитанность учащегося, широта его культурных интересов;

4. Отношение учащегося к окружающим его людям:

¨ степень общительности: всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими; стремится общаться с ограниченным кругом людей; предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха; замкнут, необщителен;

¨ чувство коллективизма, товарищества, отзывчивости: всегда проявляет заботу по отношению к людям, старается любому оказать помощь и поддержку; нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично; равнодушен к заботам другим, по своей инициативе никогда не помогает; может отказать в помощи; никогда не помогает товарищам в работе и в трудные минуты жизни;

¨ справедливость: активно борется с тем, что считает несправедливым; редко выступает против того, что считает несправедливым; не добивается справедливости; равнодушно относится к проявлению несправедливости;

¨ честность, правдивость: всегда правдив по отношению к родителям, преподавателям и товарищам; часто говорит неправду ради собственной выгоды; склонен всегда говорить неправду;

¨ вежливость, тактичность: все его слова и поступки свидетельствуют об уважении к другим людям; почти всегда проявляет уважение к другим людям; часто бывает невежлив и нетактичен; часто бывает резок, груб, затевает ссоры; невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими;

5. Отношение к себе:

¨ Скромность: никогда не выставляет напоказ своих достоинств и заслуг; часто рассказывает товарищам о своих достижениях и достоинствах; часто хвастается ещё не сделанным или тем, к чему имеет мало отношения; часто преувеличивает свои достоинства;

¨ уверенность в себе: все задания выполняет без помощи других; никогда не советуется с другими, даже тогда, когда это следовало бы сделать; обращается за помощью даже тогда, когда мог бы справиться с заданием сам; даже в простых делах нуждается в ободрении и помощи других;

¨ умение рассчитывать свои силы: хорошо оценивает собственные силы, поэтому выбирает те дела, с которыми может справиться; плохо соизмеряет свои силы и трудности полученного дела;

¨ самокритичность: всегда может выслушать справедливую критику, проявляет настойчивость в исправлении недостатков; правильно реагирует на критику, прислушивается к добрым советам; старается не прислушиваться к замечаниям и не учитывает их; отвергает любую критику, отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления;

¨ самоконтроль: всегда хорошо взвешивает свои слова и поступки; не всегда контролирует свои слова и поступки; большей частью поступает необдуманно;

6. Волевые качества личности:

¨ смелость: всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его; в большинстве случаев отступает перед силой; всегда отступает перед силой, трусит;

¨ решительность: всегда без колебаний, самостоятельно принимает ответственные решения; иногда колеблется перед ответственным решением; не в состоянии самостоятельно принять какие-либо ответственные решения;

¨ настойчивость: всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями; доводит до конца задуманное, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий; очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями; столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное;

7. Эмоциональная реактивность, уравновешенность:

¨ эмоциональная реактивность: живо реагирует на любые события, постоянно оживлён, во всё вмешивается; в меру оживлён; редко, что может взволновать его глубоко; редко проявляет эмоциональную реакцию на события; эмоциональная реакция практически отсутствует; практически всегда апатичен во всех сферах жизни группы и учебного заведения;

¨ эмоциональная уравновешенность: всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек; эмоционально уравновешен; повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям; вспыльчив даже по самому незначительному поводу;

¨ самообладание: всегда умеет подавить нежелательные эмоции; порой не справляется со своими эмоциями; плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности;

8. Положение учащегося в коллективе:

¨ стремление к успеху: всегда и во всём стремится быть первым, настойчиво этого добивается; стремится добиться успеха в чём-либо одном; довольствуется положением "середняка"; никогда не стремится к первенству, получает удовлетворение от самой деятельности;

¨ авторитет в группе: пользуется безусловным авторитетом практически среди всех сокурсников; его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела; пользуется авторитетом среди большинства сокурсников; пользуется авторитетом только у некоторых сокурсников; авторитетом среди сокурсников не пользуется;

¨ симпатия: является любимцем группы, ему прощают отдельные недостатки; учащиеся группы относятся к нему с симпатией; пользуется симпатией у отдельных сокурсников; в группе его не любят;

9. Состояние здоровья, физическая закалка:

¨ часто ли болеет учащийся, имеются ли у него хронические заболевания (какие);

¨ особенности функционирования нервной системы: стабилен в проявлении настроения; частая смена настроения без видимой причины; быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

Не зависимо от того, по какой структуре будет написана характеристика, важно помнить, что классный руководитель несёт ответственность за свою позицию. Поэтому при написании характеристики очень важно уметь правильно выбрать меру в выражении своих эмоций. Характеристика должны быть написаны с позиций уважения к личности учащегося, понимания ответственности за его судьбу.

Практика общения на уроке, вне занятий, в трудовых делах, знание семейных отношений, друзей позволяет классному руководителю определить тип характера, потенциальные способности, познавательные интересы и прогнозировать мотивы поведения в тех или иных ситуациях.

Особое внимание следует уделить эмоционально-волевой характеристике личности. Это переживания, связанные с учебой, адаптацией в коллективе. Внешнее проявление эмоций (чувств) в поведении, жестах, мимике, настроении.

К волевым качествам относятся целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость, дисциплинированность. Развитие волевых качеств приводит к формированию деловых качеств личности, что особенно важно в современных условиях развития российского общества: предпринимательство на всех уровнях жизни, возможность занять свое место в обществе.

Изучение коллектива и индивидуумов можно условно разделить на несколько этапов педагогического и психологического исследования: индивидуальные беседы, эксперимент (анкетирование, тестирование), психологический и педагогический анализ.

Завершающим этапом исследования является составление характеристики. Индивидуальная характеристика учащегося включает следующее:

1. Сведения об учащемся.

2. Уровень отношения к учебе.

3. Характеристика качеств личности.

4. Характеристика темперамента.

Характеристика типов темперамента

1. С а н г в и н и с т и ч е с к и й т е м п е р а м е н т

живой, любознательный, подвижный (без резких, порывистых движений);

веселый, жизнерадостный;

эмоционально неустойчивый, легко поддается чувствам, но они не сильные и не глубокие;

быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи;

легко входит в контакт, общителен, доброжелателен, приветлив;

если учебный материал интересен, доступен, то вызывает интерес, быстро запоминает, легко переключает внимание; если не интересен, то сангвиник отвлекается, плохо усваивает новое.

2. Ф л е г м а т и ч е с к и й т е м п е р а м е н т

медлителен, нетороплив, спокоен;

в деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство;

склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен;

как правило, доводит начатое до конца;

в отношениях с людьми ровный, спокойный, в меру общительный, настроение устойчивое;

уклоняется от ссор, не теряет самообладания при неудачах;

легко может сформировать такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость;

при неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические черты, как вялость, инертность, пассивность, лень, безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.

3. Х о л е р и ч е с к и й т е м п е р а м е н т

быстрота (лихорадочность) движений и действий, порывистость, возбудимость;

неуравновешенность: с увлечением, страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом, но если работа однообразная и требует усидчивости и терпения, то настроение падает, подъем исчезает;

в отношениях с людьми допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, иногда создает конфликтные ситуации в коллективе.

4. М е л а н х о л и ч е с к и й т е м п е р а м е н т

психологические процессы замедлены, с трудом реагирует на сильное раздражение;

длительное и сильное напряжение вызывает замедленную деятельность, а затем и прекращение ее;

быстро утомляется;

в привычной, спокойной обстановке работает продуктивно;

эмоции возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью;

легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания проявляются слабо;

склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущается;

на основе этого типа может развиться болезненная ранимость, подавляемость, мрачность, скрытность, пессимизм;

уклоняется от общественной деятельности;

при благоприятных условиях может добиться больших успехов в искусстве, музыке, живописи, поэзии и др.;

отличается мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью.

Уровень отношения к учебе

Высокий уровень ответственного отношения к учебе.

Учится в полную меру своих сил, способностей, старательный, требовательный к себе, слово не расходится с делом, доводит начатую работу до логического завершения.

Личные успехи в учении рассматривает в единстве с общественными интересами, как дело коллектива группы, учебного заведения в целом. Настойчив в достижении цели.

Значимы не только познавательные, но и нравственные мотивы долга и ответственности в учении.

Целеустремленный. Обладает самостоятельностью в принятии решений, в действиях.

 

Б л и з к и й к в ы с о к о м у уровень ответственного отношения к учебе.

Характерно преобладание проявлений ответственного отношения к учению, но суждения о долге и ответственности не всегда подкрепляются требовательностью к качеству и результатам своего труда.

Иногда активен по престижным мотивам. Из-за этого в коллективной учебной деятельности создается напряженная обстановка.

Ответственность перед родителями выше, чем перед коллективом.

 

С р е д н и й у р о в е н ь ответственного отношения к учению.

Характерно незначительное преобладание положительных проявлений ответственного отношения к учению.

Имеет множество отклонений от нормы: ситуативный характер ответственности, инертный, имеет рассеянное внимание, отвлечения, связанные с внеучебными занятиями, леность.

Активность проявляется в условиях коллективной работы.

 

Н и з к и й у р о в е н ь ответственного отношения к учению

Характерно преобладание отрицательных проявлений к учению по всем предметам.

Не рассматривает учебу как обязанность перед обществом, а считает сугубо личным делом.

Пассивен на уроках, не имеет деловых контактов в учебе со своими одноклассниками.

Не выполняет «Единые педагогические требования» на уроках, с готовностью поддерживает нарушителей порядка и дисциплины. Ведет себя вызывающе, грубит и т. д. Не умеет (или не хочет) работать ни индивидуально, ни коллективно.

 

Характеристика качеств личности

 

И н и ц и а т и в а

Ищет дополнительные занятия, очень искренний, находчивый, смекалистый при выполнении заданий. Выполняет необходимый объем работ без указаний или безынициативный, ждет напоминаний, указаний.

О т н о ш е н и е к д р у г и м

Позитивное, дружелюбное отношение к товарищам по учебе, преподавателям, работникам учебного заведения. Иногда с ним трудно работать, общаться. Сварливый, некоммуникативный. Не терпит вмешательства в свои дела, не прислушивается к мнению других.

Л и д е р с т в о

Сильный, внушает уверенность и доверие. Умело отдает эффективные распоряжения. Ведущий или ведомый. Пользуется уважением в классе и у преподавателей. Надежный в делах. Независимый, искренний. Целесообразный в действиях. Любит власть, стремится к власти, болезненно воспринимает, когда указывают, что делать и как делать. Если не удается стать лидером, может стать бунтарем, агрессивным. Нерешительный, малодушный.

О т в е т с т в е н н о с т ь

Добросовестно и в срок выполняет поручения. Соглашается с поручениями. Неохотно соглашается с поручениями. Уклоняется от любых поручений.

О р г а н и з а т о р с к и е с п о с о б н о с т и

Очень способный в убеждении людей и выстраивании фактов в логическом порядке. Способный организатор или средние организаторские способности, или плохой организатор.

Р е ш и т е л ь н о с т ь

Быстрый и точный. Основательный и осторожный, осмотрительный. Быстрый, но часто делает ошибки, сомневающийся и боязливый.

У п о р с т в о

Целеустремленный, его нелегко обескуражить трудностями. Предпринимает постоянные усилия. Добивается цели любыми средствами. Средний уровень упорства и решимости. Низкий уровень упорства и решимости.

О п т и м и с т – п е с с и м и с т

Оптимистом человек может быть от рождения или стать им. Оптимизм может перейти в необузданное легкомыслие. Здоровый юмор, самоирония. Реалист. Пессимист не видит окружающих его проблем. Подвержен депрессии и нужна помощь для выхода из нее.

Н е р е ш и т е л ь н ы й

Взвешивает все «за» и «против» в любой жизненной ситуации. Если удается переложить принятие решения на плечи другого, вздыхает с огромным облегчением. Часто принимает половинчатые решения. На собраниях предпочитает молчать, чаще из-за трусости. На человека нерешительного трудно положиться, он может в любой момент подвести.

 

Характеристика ученика

Примерная структура характеристики учащегося общеобразовательной школы может иметь следующие составляющие:

1. Развитие (интеллектуальное, физическое, нравственное).

2. Учение (способности и возможности, прилежание, результаты).

3. Интересы (направленность интересов, глубина, постоянство,
перспективность).

4. Отношения с товарищами и учителями.

5. Волевые черты характера: решительность, смелость, активность, инициативность.

6. Организованность (самоконтроль, выдержанность, самообладание, самокритичность, дисциплинированность).

7. Особенности памяти, речь, эмоции.

8. Успеваемость, интеллектуальное развитие (любимые предметы и нелюбимые предметы).

9. Круг чтения.

10. Отношение к труду (учебному, физическому, общественно-полезному, по самообслуживанию).

11. Взаимоотношения в группе, коллективе, положение в коллективе.

12. Отношение к родителям, учителям, сверстникам.

13. Отношение к себе: самокритичное, завышенная самооценка.

14. Участие в жизни класса, школы.

15. Занятия в свободное время и сведения о том, с кем преимущественно общается школьник.

16. Наиболее типичные проявления недисциплинированности.

17. Педагогические выводы и рекомендации.

Вне зависимости от того, по какому плану будет написана характеристика, важно помнить о недопустимости «навешивания ярлыков», об ответственности за свою позицию. Важно умение классного руководителя правильно выбрать меру в выражении своих эмоций.

Желательно побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе, кроме того, если позволяют обстоятельства, выяснить мнение одноклассников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 16524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.