Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные отношения и внешняя политика. 7 страница




Унитарное государство – единое, неделимое государственное образование. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные районы (области, округи, районы и т.д.). В современном мире большинство государств является унитарными (Испания, Китай, ЮАР и др.).

Уния (лат. unio – единство, объединение) – вид объединения, союза государств.

Фашизм (итал. fascio – пучок, связка, объединение) – политическое течение, которое возникло в период общественного кризиса капитализма и выражало интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Фашизм в своих интересах активно использует колебания в сторону реакции разных слоёв мелкой буржуазии и деклассированных элементов. Власть фашистов – это открытая террористическая диктатура, направленная на уничтожение всех демократических свобод. Идеология фашизма – расизм, шовинизм, агрессия, пригнёт, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер жизни общества.

Разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии и их союзников во второй мировой войне силами антигитлеровской коалиции при решающем участии СССР избавил народы многих стран от фашистского порабощения и значительно ослабил силы фашизма. Сегодня в ряде стран (США, Германии, Италии, Франции, России) существуют разные фашистские и нефашистские группы и партии. Прогрессивные силы мира решительно выступают против фашизма во всех его проявлениях.

Федерация (лат. feoderatio – объединение, союз) – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований (штаты, земли, кантоны, провинции, союзные республики и т.д.), юридически владеющих определённой политической самостоятельностью, составляют единое союзное государство. При создании федерации они совместно определяют и закрепляют в конституции условия своего вхождения в него, разграничивают компетенцию федерации и тех образований, которые в неё входят. Одновременно каждый субъект федерации имеет как своё собственное административно-территориальное деление, свою конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, гражданство, так и федеральные органы, конституцию и гражданство. В состав современных федераций входит разное количество субъектов: США – 50, Канада – 10, Швейцария – 23, Мексика – 31, Индия – 25, Бельгия – 3.

Феминизм (лат. femina – женщина) – идейно-теоретическая концепция движения против неравноправного положения женщин в политике, социально-экономической сфере, культуре, частной жизни по сравнению с мужчинами.

Феминизм насчитывает двухвековую историю. Впервые идея феминизма была высказана О. де Гуж в “декларации прав женщины и гражданки” (1792 г.) и в книге Т. фон Гиппеля “Об улучшении гражданских прав женщин” (1792 г.). На современном этапе феминизм из идеологии женского движения постепенно преобразовывается в теорию альтернативного общественного развития. Демократические женские союзы выступают за создание общества, в котором исключается любая форма господства, насилия и подавления личности, за перестройку всей системы человеческих отношений (между мужчиной и женщиной, внутри каждой из половых групп, между взрослыми и детьми).

Форма государственного управления – организация высшей власти в госу­дарстве. Высшую власть в стране представляют: глава государства, за­конодательная власть, правительство. Формами государственного управления могут быть: монархическая (абсолютная, имперская, единоличная), конституционная монархия, республика (парламентская и президентская).

Форма государственного устройства – территориально-организационная структура государства. С помощью этого понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах. По этому признаку различают унитарные (простые, национальные), федеративные (союзные, многонациональные) и конфедеративные государства, а также имперские об­разования.

Унитарными являются государства, для которых характерна высокая степень централизации политической власти. Административно-территориальные единицы таких государств не обладают признаками государственности, суверенитета.

К федеративным относят государства, территориальные части которых в той или иной мере обладают суверенитетом, имеют признаки государственности. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия же между федерацией и входящими в неё государственными образованиями определяются единой конституцией.

Конфедеративные государства – это союзы суверенных государств, образуемые для совместного решения определённых задач экономического, военного, социального и иного характера. В таких союзах отсутствуют единые органы государственной власти и управления, а создаются специальные учреждения только для координации действий участников союза по реализации намеченных задач. Как показывает история, конфедерации – весьма непрочные межгосударственные образования, они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные союзы.

Империи – это государственные образования, характерными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, а также разнородный этнический и культурный состав населения. Империи возникают за счёт территориальной экспансии из первоначального ядра, ко­торым мог быть город или национальное государство.

Надо заметить, что значительная часть исторического развития человечества происходила в рамках империй. На месте исчезающих империй, как правило, возникали новые имперские образования. И в новейшее время происходят аналогичные процессы. Наряду с распадом империй классического образца и возникновением новых национальных государств происходят и процессы территориальной, экономической и военно-политической интеграции различных государств с образованием единых управляющих центров.

Фракция (лат. fractio – разламывание) – организованная группа депутатов, чаще всего принадлежащая к какой-либо одной партии и проводящая в парламенте определённую политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на своё помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.

Наличие фракций в парламенте – один из главных показателей демократического общества.

Фрустрация (лат. frustratio – тщетная надежда, неудача, обман) – психологическое состояние подавленности, тревоги, которое возникает у человека в связи с крушением его планов, крупной неудачей и т.д. В политике состояние фрустрации могут испытывать, например, политические деятели, политические планы которых потерпели крушение, неудачу, в связи с чем была утрачена возможность и надежда достижения поставленной цели.

Фундаментализм (лат. fundamentum – основание) – течение, представленное различными религиозными направлениями, которые выступают против критического пересмотра определённых учений и концепций, понятий и норм.

Функции государства – обязанности государства как органа верховной власти перед личностью и обществом, его роль в реализации общественно значимых интересов и целей.

Функции политики – социальное предназначение политики, её роль в реализации интересов личности, общества и государства.

Функции политологии – социальная роль политологии как науки и учебной дисциплины, её влияние на общественное развитие.

Харизма (греч. harisma – милость, роскошь, богатый подарок) – особенная, исключительная одарённость человека (особенно религиозного или политического деятеля); наличие у него более-менее широкого круга последователей, которые наделяют его качествами безошибочности и необычности, особыми характеристиками, недосягаемыми для других людей. Эти качества рассматриваются не столько как приобретение, сколько как милостиво подаренные человеку природой, судьбой, Богом. На их основе у масс появляется вера в исключительность их лидера, ожидание определённых успехов от его деятельности.

В политологию понятие харизмы ввёл немецкий политолог, экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.). Он употреблял это понятие для характеристики способа господства, которое основано на вере подчинённых в чудесный дар руководителя. По Веберу, в переходные эпохи харизматический лидер является важнейшим двигателем революционного обновления общества, поскольку его авторитет и влияние связаны с прошлым, а его эмоциональная связь с массами делает его способным мобилизовать их на решение задач социального обновления. В относительно спокойные периоды развития общества преимущество отдаётся рациональному легальному лидерству, которое защищает исторические традиции и осуществляет необходимые реформы.

Харизматическая легитимность – способ властвования, основанный на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, и базирующийся на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

Хунта (исп. junta – собрание, объединение) – 1) название общественно-политических организаций, объединений, собраний в Испании и большинстве испано-язычных стран Латинской Америки; 2) распространённое во многих странах мира название группировок (военных или смешанного состава), которые пришли к власти неконституционным путём (например, в результате государственного переворота). С наиболее реакционными из них связано установление в ряде государств военных диктатур.

Целедостижение – одна из выдвинутых Парсонсом функциональных предпосылок существования общества, которой определяется способность системы достигать своих целей, что обеспечивается деятельностью политических институтов. Одним из основных институтов, которые должны вносить свой вклад в достижение целей общества, является парламент.

Целеполагание политическое – выработка политических целей, которые касаются изменения (в сторону усиления) власти, политических институтов, развития демократии, классовых, национальных отношений, экономической, социальной и других сфер общественной жизни. Целеполагание находит своё проявление в конституциях и законах, документах политических партий и организаций и приобретает статус всеобщности. С учётом реальных возможностей осуществления целеполагания его дифференцируют на тактическое и стратегическое. Выбор и установление целеполагания требует серьёзной деятельности, опирающейся на научный анализ процессов, на всесторонние расчёты, прогнозы, оценки возможных альтернатив политического курса.

Цель политики – выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется и к которому постоянно стремится политическая деятельность.

Цензура – просмотр (предварительный или последовательный) особым государственным должностным лицом (цензором) произведений, предназначенных к печати, прокату, воспроизведению, выпуску, постановке и т.д. В результате этого просмотра даётся разрешение на публикацию, дальнейшее распространение или, наоборот, запрет, не подлежащий, как правило, судебному обжалованию. Цензура характерна тоталитарным режимам и обществам с низким уровнем демократии.

Цензы – 1) установленные конституцией или законами определённые критерии, наличие которых необходимо для реализации гражданином некоторых социально-экономических и политических прав; 2) ограничительные условия допущения лица к пользованию какими-либо правами (в первую очередь, избирательными).

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный) – 1) материальная и духовная культура; 2) особый исторический период, последовавший за периодами дикости и варварства; 3) ступень мирового прогресса, которая отличается сравнительно высоким уровнем развития производства, социальных отношений, политической жизни, науки и других элементов культуры; 4) определённый культурно-исторический тип, или локальная цивилизация – сообщество людей, объединённое сходными духовными ценностями и идеалами, имеющее общие черты в материальной культуре, экономике, образе жизни и развивающееся сходными путями.

Честность в политике – нравственно-политическое качество личности, проявляющееся в искренности, правдивости, принципиальности, верности принятым обязательствам, моральности целей и действий. Противоположностью честности в политике являются ложь, лицемерие, корыстолюбие, популизм, беспринципность, конформизм.

Чувство нового в политике – эмоциональная сторона политической деятельности личности, характеризующая ее способность понимать тенденции, актуальные проблемы и потребности социальной жизни, своевременно “улавливать” изменения в общественной практике, инициировать и поддерживать прогрессивные начинания. Отчётливо проявляется в инициативных политических действиях, творческом почине, критике устаревших традиций и норм.

Шовинизм (от имени Н. Шовена – солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона) – крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам других наций, разжигание неприязни, ненависти на национальной почве.

Эгалитаризм – концепция всеобщего равенства, получившая распространение в эпоху буржуазных революций. Исторически сложились две основные концепции эгалитаризма – как равенства возможностей и как равенства результатов.

Экспансия (лат. expansion – распространение) – расширение (часто насильственное) сферы экономического и политического господства, распространение чего-либо за первоначальные пределы.

Экстремизм (лат. extremus – крайний, исключительный) – приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и действиям. Политический экстремизм может быть характерен отдельным людям (политикам), а также общественным группам, организациям, движениям, партиям. Он может проявляться как во внутриполитической, так и международной деятельности государства.

Социальной базой политического экстремизма выступают многочисленные мелкобуржуазные и промежуточные слои, которые боятся угрозы пролетаризации и потери своего сравнительного стабильного положения в обществе, а также определённая часть интеллигенции, молодёжи, студенчества. Он характерен для городских низов, маргинальных слоёв, реакционной части офицерского корпуса.

Политический экстремизм направлен на уничтожение государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, культа вождя, который провозглашается носителем высшей мудрости, с утверждением своей системы политических, идеологических или религиозных взглядов. В этих целях экстремистские организации и движения используют зажигающие лозунги и призывы, организуют и провоцируют волнения, забастовки, общественное неподчинение.

Электорат (лат. elector – избиратель) – круг лиц, имеющих право голоса при выборах в орган государственной власти или международную организацию (например, в Европейский парламент). Решения и настроение электората определяют состав избирательных органов власти, влияют на политику государства, позиции политических партий.

Элита политическая – группа (совокупность групп), которая выделяется из всего общества влиянием, привилегированным положением и престижем и престижем, которая непосредственно и систематически участвует в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на неё. В состав политической элиты входят особы, которые занимают руководящие или господствующие позиции в обществе.

Политическая элита определяется по отношению к своей роли в политическом управлении обществом, объединяя ту часть господствующего класса, которая владеет навыками профессиональной политической деятельности и непосредственно осуществляет государственное руководство. Обычно её подразделяют на высшую (принимает важные для всего государства решения), среднюю (выступает “барометром” общественного мнения и включает около пяти процентов населения) и административную (состоит из служащих, руководителей – бюрократии).

Эмбарго – запрещение международным сообществом или властью того или иного государства вывоза из какой-либо страны или ввоза в неё определённых стратегических товаров (оружие, нефть и др.).

Этатизм (франц. etat – государство) – термин, обозначающий активное вмешательство государства в жизнь общества. Однако этатизм не нужно путать с тоталитаризмом. Тоталитаризм допускает крайний этатизм, однако не сводится к нему. Этатизм выражает с одной стороны особенности, традиции развития государственности, сформированные представления о сфере государственной деятельности, с другой – современную потребность в защите государством социальных прав граждан, опекунстве культуры, науки, народного образования. Современное общество не обходится без этатизма, однако при этом не исключаются принципы общества и правового государства.

Этнос (греч. etnos – племя, народ) – устойчивое сообщество людей, которое сложилось исторически на определённой территории и характеризуется общностью языка, быта, черт психики и самосознания. Эта их общность отражается в едином названии и представлениях об общности происхождения.

Основные исторические формы этноса – племя, народность, нация – характеризуются определёнными социально-экономическими особенностями. Главные приметы этноса (язык, самосознание, культура, быт, психика и др.) меняются со временем не так существенно, как социально-экономические отношения, которые соответствуют определённой исторической ступени развития (первобытности, рабовладельческому строю, феодализму и др.).

Эффективность власти – результативность власти, степень выполнения ею своих функций в обществе, реализация ожиданий граждан и, прежде всего, наиболее влиятельных слоёв – элиты.

Язык государственный – язык большинства или значительной части граждан государства, который конституирован в качестве государственного.

Согласно статье 17 Конституции Республики Беларусь, государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский.

Язык политический – система знаков, посредством которой осуществляется формирование, функционирование и передача политической информации; одно из основных средств политики. Политический язык выступает в двух формах – непосредственно вербальной (язык слов, разновидности обычного языка общения) и символической (язык специальных знаков достоинства, образцов поведения, ритуальных действий, условных сигналов, эмблем и т. п.). Политический язык делится также на профессиональный (предполагает использование специальной политической лексики и форм выражения сообщаемой информации) и более доступный и общепринятый язык публичной политической речи или письменного обращения к населению. Язык – не только средство передачи информации, но и средство навязывания людям политической воли. Выбор словаря и синтаксиса – политический акт, определяющий отбор фактов и способ их восприятия. В политический язык вписаны образы власти и подвластных, массы и властвующей элиты, разные политические и идеологические ценности. Политический язык аксиологичен как явно, так и скрыто: он содержит оценки различным явлениям политической действительности, хотя оценочные аспекты могут и камуфлироваться. В политическом языке оценки доминируют над фактами; его понимание требует учёта подлинных идейно-политических ориентаций говорящего, расстановки акцентов, ситуативного контекста, настроения аудитории и т. п.

СЛОВАРЬ ИМЕН

Августин Блаженный Аврелий (354-430) – христианский теолог, проповедник и политик католической церкви.“Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая”.

Человеческая и политическая история, по мнению Августина, предопределены Божественным провидением. Оно – источник добра для приверженцев Бога на земле, благополучия государства и справедливых властителей. Основное произведение – трактат “О граде Божьем”.

Адорно Теодор (1903-1969) – немецкий философ, представитель Франкфуртской школы, исследователь авторитаризма. Являлся руководителем крупного эмпирического исследования корней авторитаризма в Западной Германии и США. Его результаты, опубликованные в коллективной монографии, имели активный резонанс в политическом и научном сообществе. Книга “Авторитарная личность” переведена почти на все европейские языки (на русский – в 2001 г.) и переиздана миллионными тиражами, став первым социологическим бестселлером в послевоенном мире. В ней выявлено симптоматичное для антидемократической структуры общества сочетание таких личностных качеств, как конформизм, покорность власти, консерватизм, нетерпимость к критической рефлексии, агрессивность, и цинизм. Авторитаризм (нацистского или сталинского “образца”) в интерпретации А. предстает перед читателем как политический и идеологический монополизм, беззаконие, ограничение или же подавление прав и свобод человека.

Аквинский (Аквннат) Фома (1225-1274) – философ, теолог, политический мыслитель эпохи Средних веков. Известен как представитель схоластики – религиозной философии, господствовавшей в Средние века. “Божественная истина есть мера всякой истины...”.

В основе теологической доктрины Аквинского – “вечный закон” божественного происхождения мира, государства, политической власти. Человек, согласно его учению, способен постигать лишь некоторые максимы этого закона, распознавать с помощью церкви, императивов религиозной морали, какое общественное действие соответствует или противоречит божественной воле.

Политические взгляды Аквинского отражены в сочинениях “О правлении государей”, “Сумма теологии”, в комментариях к “Политике” и “Этике” Аристотеля. Теолог был убежденным защитником монархии, социального неравенства, господства феодалов, верховенства церковной власти. Допускал возможность сопротивления граждан государственной власти, если она нарушает божественные законы, установлена путем насилия, злоупотребляет ресурсами общества и нормами религиозной морали.

Алмонд Габриэль (1911) – американский политолог, специалист в области общетеоретической и сравнительной политологии.

В науке получил широкое признание его вклад в развитие теории политической системы и теории политической культуры. Политическую систему Алмонд рассматривает как сферу отношений государственных и общественных институтов, ценностных установок и ролевых функций субъектов политики, их действий по реализации социальных интересов и политических решений. Под политической культурой общества подразумевается политическая система, усвоенная в сознании, чувствах и оценках граждан. Исследовал политические культуры пяти современных демократий, устойчиво повторяющиеся оценочные ориентации населения относительно политической системы, ее функций на “входе” и “выходе”. Благодаря такому подходу, выявил следующие типы политических культур: патриархальную, подданническую, гражданскую (лояльного политического участия). Сформулировал важный вывод о том, что политические ориентации граждан демократических стран не адекватны рационально-активистской (демократической) модели политической культуры. Для относительно стабильных и преуспевающих демократийхарактерна, по мнению политолога, так называемая “гражданская культура” – смешанная политическая культура, сочетающая элементы демократической, патриархальной и подданнической. Этот тип культуры не в полной мере отвечает потребностям демократической политической системы. Источник такого противоречия ученый усматривает в “плохом функционировании демократии”, в дисбалансе между властью и правительственной ответственностью, недостатках “западных” политических систем. Основные произведения: “Сравнительная политика: концепция развития”, “Политика развивающихся регионов”, “Сравнительная политика сегодня”.

Арендт Ханна (1906-1975) – немецкий политолог, исследователь тоталитаризма.

Получила известность после публикации в 1951 г. книги “Истоки тоталитаризма”. Исследовала причины возникновения и формы этого политического режима в Германии и СССР, его характерные черты как общественной реальности. Социальной и психологической базой различных форм тоталитаризма, как утверждает Арендт, являются неорганизованные “массы” – люди политически пассивные или нейтральные, недовольные жизнью, озлобленные и отчаявшиеся. Именно на них делают ставку диктаторы и политические авантюристы, прибегая к демагогии, национализму, популизму, обману, идеологическим мифам, несбыточным лозунгам и обещаниям, заигрыванию с массами, насильственным методам властвования. Тоталитарные вожди используют все средства, чтобы разрушить здоровые общественные связи в интересах укрепления личной власти, посеять страх, индивидуализм и взаимное недоверие, добиться безусловной и неизменной преданности подданных.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, ученый, политический мыслитель.

“Искать истину – и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина”.

В трактате “Политика” нашли систематизированное изложение идеи философа о государстве, его природе и сущности, социальном предназначении, принципах и формах устройства. Государство, по Аристотелю, – воплощение справедливости и права; оно – активное начало, превращающее возможность в действительность, способное улучшать жизнь своих граждан. Формы государственного устройства различал по двум критериям: количеству правителей и социально-нравственной полезности. Выделял три “правильных” формы правления и три “неправильных”. К “правильным” формам управления государством относил монархию, аристократию, политию, полагая, что они исключают возможность корыстного использования власти. Тиранию, олигархию и крайнюю демократию Аристотель считал “неправильными”, ущербными для общества. Концепция государства Аристотеля явилась вершиной древнегреческого знания об обществе, оказала влияние на последующее развитие политической мысли.

Арон Раймон (1905-1983) – французский социолог и политолог, Основные сочинения, в которых раскрываются либеральные политические взгляды: “Политические исследования”, “Опиум для интеллигенции”, “Мир и война между нациями”, “Разочарование в прогрессе”, “Эссе о свободах”, “Демократия и тоталитаризм”, “Этапы развития социалистической мысли”, “Мнимый марксизм”. Один из авторов концепций деидеологизации, единого индустриального общества, технологического детерминизма. Политику рассматривал как способ осуществления государственной власти и выбора правителей, как сферу познания общества и практической деятельности по управлению социальными процессами, преобразованию действительности. Корни нестабильности и конфликтов современной цивилизации усматривал в противоречиях между “западной” (демократической) и “советской” (тоталитарной) политическими системами. Эти системы, в его понимании, – антагонисты. Они по-разному разрешают социально-экономические, технико-технологические и политические проблемы. Это тормозит движение к единому (индустриальному) типу общества, модификациями которого является прогрессивная “западная модель”. Арон оправдывал антикоммунизм, указывал на бесперспективность коммунистической идеологии и политики.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) – русский общественно-политический деятель, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Политическая концепция Бакунина излагается в произведениях: “Государственность и анархия”, “Федерализм, социализм и антитеологизм”, “Кнутогерманская империя и социальная революция”. Суть ее заключается в том, что государство несовместимо с истинной свободой личности и общества, справедливостью и всеобщим благом. Всякая государственность должна быть уничтожена во имя разрешения социальных противоречий. Идеальный общественный строй – свободное общество, основанное на принципах самоуправления, солидарности и федерализма. Программу социальных изменений в России и европейских странах Бакунин противопоставлял социалистической теории Маркса и Энгельса. Потеряв надежду повлиять на события в России после подавления Польского восстания 1863-1864 гг. и разойдясь во взглядах с Герценом, активно включился в западноевропейское рабочее движение. В 1864 г. вступил в 1-й Интернационал, несколько позже основал в Швейцарии анархистскую организацию “Международный альянс социалистической демократии”. По инициативе Маркса и Энгельса Бакунин и его сторонники в 1872 г. были исключены из Интернационала.

Беккер Говард Пол (1899-1960) – американский социолог, представитель макросоциологической теории действия социального; историк культуры. Главной задачей социологии считал систематическое наблюдение за “социальным процессом” как повседневным практическим воплощением социальных структур. В связи с этим выделял понятие социации – обоюдноактивного социального взаимодействия, сводящего воедино 3 системы деятельности: личность, социальные отношения и культуру. Формы взаимодействия, по Беккеру, – конфликт, соревнование, сотрудничество. Особое значение уделял символической стороне социального взаимодействия. В этой связи в центр внимания социологии ставил изучение нормативных ценностей как собственно человеческого элемента социального действия, определяющего его типологически. Поэтому оценка – это, прежде всего, не отражение социального процесса, а созидательная сторона формирования личности. Социальное действие осуществляется через социальные ситуации, понимание которых, по Беккеру, требует выделения 4 “аналитических элементов”: социального объекта, социального метода, социального инструмента и социальной ответной реакции. Высшей ролью социологии считал предсказание событий и, если возможно, управление ими. Следуя М. Веберу, выделил 4 типа ситуаций соц. действия: целесообразная рациональность (не ограничивающая выбора средств для достижения цели); санкционированная рациональность (характер целей определяет средства); традиционная нерациональность (когда средства являются целями): эффективная нерациональность (когда различия между средствами и целями утрачиваются).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.