КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальные особенности мышления человека
Виды мышления.
Различают три основных вида мышления: 1 вид: Предметно-действенное мышление – мышление связанное с практическими действиями с предметами. В элементарной форме оно развито у детей раннего возраста. В развитой форме оно свойственно людям определённых профессий: химик-аналитик, конструктор-изобретатель. 2 вид: Наглядно-образное мышление – этот вид мышления, который опирается на восприятие наглядности. Этот виды мышления характерен для дошкольного возраста, а в развитых формах свойственно людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением предметов или явлений (писателям, художникам, актёрам, музыкантам). 3 вид: Абстрактно-логическое мышление – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности. Этот вид мышления начинает формироваться к 7-8 годам и формируется на протяжении всей учебной деятельности. Это высший вид мышления.
Индивидуальные особенности мышления человека – это, прежде всего, результат развития его ума в процессе жизни, обучения и деятельности. Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Эти качества мышления (ума) становятся своеобразными свойствами личности человека. Качества ума человека: 1. Самостоятельность мышления – это умения человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. 2. Широта ума – выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней самодеятельности. 3. Глубина ума – выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умении увидеть проблему там, где у других вопроса не возникает. 4. Гибкость ума – выражается в свободе мысли, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. 5. Быстрота ума – это способность человека быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди – это люди с быстрым умом. 6. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли.
Подводя итог, всему вышесказанному отметим, что мышление – это высший психический процесс присущий только человеку, оно носит опосредованный и обобщённый характер, связано с речью и всегда проблемно. Только мышление даёт возможность человеку познать окружающий его мир в его разнообразии и неповторимости.
ТЕМА 25. «Мышление и речь» (2 часа). Тип урока: семинар (усвоение, обобщение, закрепление знаний).
Цель: способствовать осознанию студентами, что мышление человека тесно взаимосвязано с речь.
Задачи: 1. Закрепить обобщить, расширить и систематизировать знания учащихся по темам: «Мышление» и «Речь». 2. Развивать умение самостоятельного поиска информации в научной, учебно-методической и периодической печати; публичного выступления, логически и аргументировано отстаивая свою точку зрения; интегрировать знания, полученные на занятиях по предметам: физиология, анатомия, риторика. 3. Воспитывать стремление к самостоятельному поиску информации, ее интерпретации и аргументации.
Литература к теме: Ф.И.Иващенко. Задачи по общей психологии. С.48-53. Л.Д.Столяренко. Психология. С.213-220. В.А.Сонин. Психологический практикум. С.76-83.
Оборудование: алгоритмы устного выступления.
Структура урока:
I часть: постановка цели и задач семинарского занятия.
II часть: устные выступления студентов по вопросам:
1. Как проявляются индивидуальные особенности мышления? 2. Условия продуктивности мышления. 3. Понятие интеллекта. 4. Проблема врожденности или приобретенности речи. 5. Соотношение речи и мышления. 6. Отличие речи человека от речи животных.
III часть: рецензирование выступлений учащихся; обобщение пройденного материала.
Д:/з.: Повторить весь материал по теме: «Мышление и речь». ТЕМА 26. «Эмоции и чувства. Классификация эмоций и чувств» (4 часа). Тип урока: лекционный (усвоение новых знаний).
Цель: способствовать повышению психологической грамотности студентов.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с эмоциями и чувствами человека их значении в жизни и деятельности людей. Раскрыть физиологическую основу эмоций и чувств и их особенности. 2. Развивать умение логично и последовательно конспектировать материал лекционного занятия. 3. Воспитывать познавательный интерес к предмету и к познанию себя как индивидуальности.
Литература к теме: И.В.Дубровина. Психология. С.197-210. В.П.Петровский. Психология. С.316-329. Л.Д.Столяренко. Психология. С.156-171.
Оборудование: наглядно – раздаточный материал по психологии; демонстрационные таблицы; тесты №46-50.
Структура урока: I часть: постановка цели и задач урока; тестирование по теме «Мышление и речь».
II часть: лекция по плану:
1. Общее представление об эмоциях, видах, определение эмоции. 2. Роль эмоций, функции эмоций, свойства эмоций. 3. Физиологические механизмы эмоций, управление эмоциями. 4. Чувства, соотношение между чувствами и эмоциями, виды чувств. 5. Особенности проявления эмоций и чувств. III часть: обобщение пройденного материала. 1. Общее представление об эмоциях, её видах, определение эмоции. 2. Перечислить свойства эмоций и механизмы эмоций. 3. Перечислить функции и роли эмоций. 4. Дать определение чувствам, виды чувств. Д:/з.: Пронаблюдать проявление эмоций и чувств у одного из учащихся. Оформить анализ результатов наблюдения. ТЕМА 26. «Эмоции и чувства. Классификация эмоций и чувств» (4 часа). Вопросы: 1. Общее представление об эмоциях, видах, определение эмоции. 2. Роль эмоций, функции эмоций, свойства эмоций. 3. Физиологические механизмы эмоций, управление эмоциями. 4. Чувства, соотношение между чувствами и эмоциями, виды чувств. 5. Особенности проявления эмоций и чувств.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |