КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее понятие о мышлении, его особенности
Лекция. Жизнь ставит перед человеком сложные задачи и с помощью мышления человек решает их. Он знает состав (химический) далёких звёзд, ему знаком мир элементарных частиц, он знает о существовании рентгеновских лучей, ультразвуков и т.д., хотя не имеет возможности воспринимать всё это с помощью ощущений и восприятия. Человек очень мало бы знал об окружающем мире, если бы его познания ограничивались только этими психическими процессами. Возможность голубоокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Мышление – высшая форма отражения сознанием окружающего мира, наиболее сложный, познавательный процесс, свойственный только человеку. Мышление – это процесс поисков и открытий нового, это отражение общего в единичном, существенного в случайном. Мышление – это процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности, благодаря которому человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает связи, существующие в них и между ними. Почему мышление опосредованное, приведу пример – вы сидите дома и вам надо узнать температуру воздуха на улице, как это сделать? Выйти на улицу и непосредственно ощутить температуру воздуха через осязание, или взглянуть на термометр и узнать какая температура воздуха – в этом случае вы узнаете температуру опосредовательно. Воспринимая одно, человек судит о другом. Почему? Да потому, что человек знает о связи объёма ртути с температурой воздуха. Иначе говоря, опосредованное познание предмета или явления осуществляется посредством восприятия другого предмета или явления, закономерно связанного с первым. Разберём, почему мышление, обобщённое познание окружающего мира. Например: бросая кусок дерева в воду, вы скажете, что он не утонет, а почему, да потому вы уже это делали не раз и знаете, что в тех случаях дерево не тонуло. Так что же на счёт этого куска дерева, а то, что вы те знания переносите на этот кусок и делаете обобщение, что любой кусок дерева не тонет. Мышление по своей природе социально. Мышление носит общественно-исторический характер – это значит, человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты человеческой практикой на более раннем историческом этапе. Особенности мышления: 1. Мышление всегда связано с речью, мышление и речь – это один диалогический процесс, нет мышления без речи. Речь показатель уровня мышления. Кто ясно говорит, тот ясно мыслит. 2. Мышление носит обобщённый характер – мышление выражено в речи, речь состоит из слов, а слово всегда обобщает. 3. Мышление носит опосредовательный характер – при помощи одних предметов мы узнаём о других. 4. Мышление всегда носит проблемный характер, оно всегда направлено на решение какой-то задачи. Таким образом, мышление играет огромную роль в познании окружающей действительности, жизни и деятельности человека. Мышление расширяет границы познания, даёт возможность выйти за пределы чувственного познания, т.е. ощущения и восприятия, только дают толчок к мышлению. «От живого созерцания к абстрактному мышлению, от него к практике – таков диалектический путь познания окружающего мира» (В. Ленин).
Мыслительный процесс проходит три этапа: I этап – подготовительный: мышления начинается с потребности узнать, понять что-либо. На этом этапе человек формирует задачу, т.е. что он должен узнать. Этим определяется предмет мышления и направленность мыслительного процесса. II этап – исполнительский: решение познавательной задачи протекает в следующих мыслительных операциях: 1 .Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К.Д. Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он считал, что мы познаём любой предмет, только приравнивая его к чему-то и отличая его от чего-то (Например: зима-осень, рабовладельческий строй и феодальный, ∆ и и т.п.). 2. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ и синтез е существуют обособленно друг от друга. Это две стороны единого процесса. Это аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на части, выделение его отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мыслительное объединение соединение отдельных частей, элементов, признаков и свойств в единое целое. 3. Классификация – это установление сходства главных признаков предметов и на этой основе объединение их в группы (Например: классы, род, вид). 4. Систематизация – это группировка предметов и явлений в определённом порядке (алфавит, ряд чисел). 5. Обобщение – это мыслительное объединение предметов по случайным, но общим для них признакам (Например: в учебной деятельности обобщение – это умение сделать вывод). 6. Абстрагирование – это более высокий уровень обобщения. Это обобщение предметов по самым главным признакам (Например: наблюдая разные прозрачные объекты: воздух, вода, стекло и т.д., мы выделяем в них общий признак – прозрачность). 7. Конкретизация – это процесс противоположный обобщению и абстрагированию; это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему (Например: в учебной деятельности – это привести пример, конкретный факт, подтверждающей правило или закон). Конкретизация имеет огромное значение, она связывает наши теоретические знания с практикой и помогает правильно понять действительность. III этап – оценочный: эмоциональная оценка выполненного мыслительного процесса (удовлетворение или неудовлетворение от решенной задачи). Итак, решение любой проблемы или задачи, стоящей перед человеком, происходит в три этапа.
ТЕМА 24. «Формы, средства и виды мышления» (2 часа). Тип урока: лекционный (усвоение новых знаний).
Цель: способствовать повышению психологической грамотности студентов.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с формами, средствами и видами мышления. 2. Развивать умение логично и последовательно конспектировать материал лекционного занятия. 3. Воспитывать познавательный интерес к предмету и к познанию себя как индивидуальности.
Литература к теме: И.В.Дубровина. Психология. С.170-172; 176-179. В.П.Петровский. Психология. С.430-443. В.А.Сонин. Психологический практикум. С.42-60. Л.Д.Столяренко. Психология. С.203-205.
Оборудование: наглядно – раздаточный материал по психологии; терминологический диктант по теме «Мышление».
Структура урока: I часть: постановка цели и задач урока; терминологический диктант.
II часть: лекция по плану:
1. Основные формы и средства мышления. 2. Виды мышления. 3. Индивидуальные особенности мышления человека.
III часть: обобщение пройденного материала. Д:/з.: Подготовиться к семинару по теме: «Мышление и речь»
ВОПРОСЫ: 1. Как проявляются индивидуальные особенности мышления? 2. Условия продуктивности мышления. 3. Понятие интеллекта. 4. Проблема врожденности или приобретенности речи. 5. Соотношение речи и мышления. 6. Отличие речи человека от речи животных. ТЕМА 24. «Формы, средства и виды мышления» (2 часа). Вопросы: 1. Основные формы и средства мышления. 2. Виды мышления. 3. Индивидуальные особенности мышления человека.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |