Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие о мышлении, его особенности




Лекция.

Жизнь ставит перед человеком сложные задачи и с помощью мышления человек решает их.

Он знает состав (химический) далёких звёзд, ему знаком мир элементарных частиц, он знает о существовании рентгеновских лучей, ультразвуков и т.д., хотя не имеет возможности воспринимать всё это с помощью ощущений и восприятия.

Человек очень мало бы знал об окружающем мире, если бы его познания ограничивались только этими психическими процессами.

Возможность голубоокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Мышление – высшая форма отражения сознанием окружающего мира, наиболее сложный, познавательный процесс, свойственный только человеку.

Мышление – это процесс поисков и открытий нового, это отражение общего в единичном, существенного в случайном.

Мышление – это процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности, благодаря которому человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает связи, существующие в них и между ними.

Почему мышление опосредованное, приведу пример – вы сидите дома и вам надо узнать температуру воздуха на улице, как это сделать? Выйти на улицу и непосредственно ощутить температуру воздуха через осязание, или взглянуть на термометр и узнать какая температура воздуха – в этом случае вы узнаете температуру опосредовательно. Воспринимая одно, человек судит о другом. Почему? Да потому, что человек знает о связи объёма ртути с температурой воздуха.

Иначе говоря, опосредованное познание предмета или явления осуществляется посредством восприятия другого предмета или явления, закономерно связанного с первым.

Разберём, почему мышление, обобщённое познание окружающего мира. Например: бросая кусок дерева в воду, вы скажете, что он не утонет, а почему, да потому вы уже это делали не раз и знаете, что в тех случаях дерево не тонуло. Так что же на счёт этого куска дерева, а то, что вы те знания переносите на этот кусок и делаете обобщение, что любой кусок дерева не тонет.

Мышление по своей природе социально. Мышление носит общественно-исторический характер – это значит, человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты человеческой практикой на более раннем историческом этапе.

Особенности мышления:

1. Мышление всегда связано с речью, мышление и речь – это один диалогический процесс, нет мышления без речи. Речь показатель уровня мышления. Кто ясно говорит, тот ясно мыслит.

2. Мышление носит обобщённый характер – мышление выражено в речи, речь состоит из слов, а слово всегда обобщает.

3. Мышление носит опосредовательный характер – при помощи одних предметов мы узнаём о других.

4. Мышление всегда носит проблемный характер, оно всегда направлено на решение какой-то задачи.

Таким образом, мышление играет огромную роль в познании окружающей действительности, жизни и деятельности человека. Мышление расширяет границы познания, даёт возможность выйти за пределы чувственного познания, т.е. ощущения и восприятия, только дают толчок к мышлению.

«От живого созерцания к абстрактному мышлению, от него к практике – таков диалектический путь познания окружающего мира» (В. Ленин).

 

Мыслительный процесс проходит три этапа:

I этап – подготовительный: мышления начинается с потребности узнать, понять что-либо. На этом этапе человек формирует задачу, т.е. что он должен узнать. Этим определяется предмет мышления и направленность мыслительного процесса.

II этап – исполнительский: решение познавательной задачи протекает в следующих мыслительных операциях:

1 .Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

К.Д. Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он считал, что мы познаём любой предмет, только приравнивая его к чему-то и отличая его от чего-то (Например: зима-осень, рабовладельческий строй и феодальный, ∆ и  и т.п.).

2. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ и синтез е существуют обособленно друг от друга. Это две стороны единого процесса. Это аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на части, выделение его отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез – это мыслительное объединение соединение отдельных частей, элементов, признаков и свойств в единое целое.

3. Классификация – это установление сходства главных признаков предметов и на этой основе объединение их в группы (Например: классы, род, вид).

4. Систематизация – это группировка предметов и явлений в определённом порядке (алфавит, ряд чисел).

5. Обобщение – это мыслительное объединение предметов по случайным, но общим для них признакам (Например: в учебной деятельности обобщение – это умение сделать вывод).

6. Абстрагирование – это более высокий уровень обобщения. Это обобщение предметов по самым главным признакам (Например: наблюдая разные прозрачные объекты: воздух, вода, стекло и т.д., мы выделяем в них общий признак – прозрачность).

7. Конкретизация – это процесс противоположный обобщению и абстрагированию; это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему (Например: в учебной деятельности – это привести пример, конкретный факт, подтверждающей правило или закон).

Конкретизация имеет огромное значение, она связывает наши теоретические знания с практикой и помогает правильно понять действительность.

III этап – оценочный: эмоциональная оценка выполненного мыслительного процесса (удовлетворение или неудовлетворение от решенной задачи).

Итак, решение любой проблемы или задачи, стоящей перед человеком, происходит в три этапа.

 

 

 

ТЕМА 24. «Формы, средства и виды мышления» (2 часа).

Тип урока: лекционный (усвоение новых знаний).

 

Цель: способствовать повышению психологической грамотности студентов.

 

Задачи:

1. Познакомить учащихся с формами, средствами и видами мышления.

2. Развивать умение логично и последовательно конспектировать материал лекционного занятия.

3. Воспитывать познавательный интерес к предмету и к познанию себя как индивидуальности.

 

 

Литература к теме: И.В.Дубровина. Психология. С.170-172; 176-179.

В.П.Петровский. Психология. С.430-443.

В.А.Сонин. Психологический практикум. С.42-60.

Л.Д.Столяренко. Психология. С.203-205.

 

Оборудование: наглядно – раздаточный материал по психологии; терминологический диктант по теме «Мышление».

 

 

Структура урока:

I часть: постановка цели и задач урока; терминологический диктант.

 

II часть: лекция по плану:

 

1. Основные формы и средства мышления.

2. Виды мышления.

3. Индивидуальные особенности мышления человека.

 

III часть: обобщение пройденного материала.

Д:/з.: Подготовиться к семинару по теме: «Мышление и речь»

 

ВОПРОСЫ:

1. Как проявляются индивидуальные особенности мышления?

2. Условия продуктивности мышления.

3. Понятие интеллекта.

4. Проблема врожденности или приобретенности речи.

5. Соотношение речи и мышления.

6. Отличие речи человека от речи животных.

ТЕМА 24. «Формы, средства и виды мышления» (2 часа).

Вопросы:

1. Основные формы и средства мышления.

2. Виды мышления.

3. Индивидуальные особенности мышления человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.