Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы волевой активности личности




О

Цель и стремление достичь ее
 
Осознание ряда возможностей достичь цели
"Ф"
Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности
 
Борьба мотивов и выбор
 
Принятие одной из возможности в качестве версии
 
Осуществление принятого решения

При оценке волевых качеств личности можно исходить из следующих их определений:

целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям;

настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;

выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;

инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;

самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от

достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;

организованность — разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;

дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;

исполнительность — старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.

Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств. Волевые качества человеком приобретаются в первую очередь самовоспитанием.

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих требований.

1. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия.

2. Чрезвычайно опасны любые самооправдания. Это ложь не только для других, но и для самого себя.

3. Трудности и препятствия необходимо преодолевать.

4. Принятое однажды решение всегда должно быть исполнено до конца.

5. Отдельную цель необходимо дробить на этапы, намечать ближайшие препятствия, достижение которых создает условия для приближения к конечной цели.

6. Максимально строгое соблюдение режима дня, распорядка всей жизни.

7. Систематическое занятие спортом, умение побеждать трудности при за-

нятиях физической культурой __ тренировка не только мышц, но и воли.

8. И, пожалуй, самое главное в воспитании воли — это самовнушение.

Следует всегда помнить: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке.

Методы изучения волевой активности определяются поставленными задачами, тем, какие стороны или особенности воли мы хотим исследовать.

Все методы можно разделить на экстенсивные (направленные вширь) и экспериментальные (естественные и лабораторные), применяемые для более глубокого исследования отдельных задач.

Может быть использован метод взаимных оценок, который состоит в том, что члены группы оценивают друг друга. Метод взаимных оценок позволяет установить сопряженность различных качеств личности, определить социально-психологическое поле личности и место его в этом поле и т. п.

По совокупности силы, устойчивости, широты и направленности волевой активности определяется тип личности по волевому развитию, исходя из показателей, представленных в таблице на с. 214 (по А.И. Высоцкому).

Вопросы и задания по теме

1. Приведите примеры, подтверждающие роль человеческих эмоций в познании.

2. Чувства, как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительности в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в процессах восприятия, памяти и проч.?

3. Отмечают, что после выхода на пенсию у многих людей может возникать депрессивное состояние, иногда ухудшается самочувствие. Чем это можно объяснить?

4. Тот факт, что эмоции вызывают ярко выраженные изменения в деятельности внутренних органов, побудило Джемса и Лапте выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений. Докажите несостоятельность этих воззрений.

Рис. ХИЛО. Двигательный участок коры головного мозга

5. Чем можно объяснить, что если дать возможность человеку «выговориться», «поплакать», то ему легче перенести горе?

6. Всегда ли характер эмоциональной реакции человека адекватен характеру самого воздействия? Объясните причины возможного соответствия или несоответствия.

7. Внимательно прочтите нижеприведенный отрывок из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» и определите, какие чувства проявились в описанном примере. С какими свойствами личности они связаны?

Раневская и Гаев, герои пьесы А. П. Чехова • Вишневый сад», разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу... Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!»

8. Определите виды чувств в следующих отрывках:

«Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П. И. Чайковского).

«После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга».

«Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята назвали его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло».

9. Докажите, что труд явился основой возникновения и развития волевых действий.

10. Обыденный факт выполнения человеком ранее задуманного действия, по мнению идеалистов, свидетельствует якобы о том, что человеческий дух, сознание, воля независимы от материи, что они подчиняют себе материю. Проанализируйте конкретные примеры волевых действий и докажите несостоятельность этих положений.

11. Известный отечественный психолог А.Р. Лурия описал больного с поражением пре-моторной зоны головного мозга, что привело к нарушению всех произвольных движений. Нарушения проявлялись в том, что, если больному нужно было взять в руки звонок и вызвать няню, он брал звонок в руки и застывал в такой позе. Какие психологические условия нормального волевого действия отсутствовали в данном случае у больного? С нарушением какой области мозга связано описанное заболевание? Для объяснения используйте рис. XII.10.

Схема волевых свойств личности

Эгапы волевых действий Волевые качества Цель и стремление к ее достижению Возможности и мотивы Борьба мотивов и выбор Решение Осуществление решения
Сильная воля Четкое осознание цели. Интенсивное стремление Достаточно Обоснованный и быстро Обоснованное интенсивным решением Стойкое
Настойчивость Отдаленная цель. Интенсивное стремление   Нормальные   Очень стойкое
Упрямство Объективно не оправданные Определяется не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением Необоснованное с интенсивным стремлением Стойкое
Податливость Легко меняющиеся Определяется мнением других лиц Легко меняющиеся Различное
Внушаемость   Отсутствуют   Дается извне Различное
Решительность Четкое осознание цели. Интенсивное стремление Достаточно иногда чрезмерно Быстрый, но не всегда всесторонний Четкое и устойчивое Стойкое
Нерешительность Тоже Тоже Длительный и незавершенный Отсутствует или часто меняется Отсутствует
Слабоволие Слабое стремление Достаточно или мало Незавершенный Без стремления к выполнению Нестойкое

12. Используя материалы на с. 213, проанализируйте один из фактов проявления волевого поведения, имевшего место в вашей жизни.

13. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в из-

бранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать.

Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит?

14. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает.

 

  Показатели волевой активности  
Направленность Сила Устойчивость Широта
1-йтип Положительная Сильная Устойчивая Широкая
2-й тип По ложите л ьн ая Сильная Устойчивая Узкая
или: Положительная Сильная Неустойчивая Широкая
или: Положительная Сильная Неустойчивая Узкая
3-й тип Положительная Слабая Устойчивая Широкая
4-й тип Отрицательная Слабая Устойчивая Широкая
5-й тип Отрицательная Сильная Устойчивая Узкая
или: Отрицательная Сильная Неустойчивая Широкая
или: Отрицательная Сильная Неустойчивая Узкая
6-й тип Отрицательная Сильная Устойчивая Широкая

Какие механизмы воли проявляются в дан-jm случае?

15. Во время воздушного боя летчик получил 1ертельную рану. В какое-то мгновение он по-ш, что, если выпустит из рук штурвал самоле-I, погибнут все, кто там находится. И вот лет-IK продолжает управлять самолетом. Благопо-гчно сажает его и... из самолета его выносят ке мертвым.

Какая функция воли проявляется в данном учае? Дайте психологическое объяснение отменному факту.

16. В школьной практике довольно часто алкиваешься с высказыванием учителей: «У бя, как всегда, в голове одни глупости», «Я ни-го лучшего от тебя и не ожидал» и т. д.

Всегда ли эти замечания могут дать по-жительный эффект? На формирование каких левых качеств личности учеников это влияет?

17. Почему оценка знаний должна быть ъективной? В каких случаях оценка стимули-ет развитие волевых качеств личности?

18. Какие, на ваш взгляд, приемы работы д собой способствуют формированию волевых честв личности?

19. Эмоциональное состояние учителя час-определяет успех его педагогической деятель-сти.

Выполните задание: опишите, какие эмо-ональные состояния возникают у вас при под-говке к урокам и при их проведении (преобла-ющее настроение, состояние вдохновения, засть к работе и т. д., поддаетесь ли вы аффек-я и как это сказывается на работе).

Для большей достоверности можно провести сложный эксперимент, в результате которого

выяснить, как меняется выражение переживаний в связи с изменением ситуации и деятельности.

Испытуемым последовательно показывается набор фотографий, изображающих учащихся в разных видах деятельности, с просьбой ответить, какую эмоцию переживает ученик, изображенный на фотографии, и чем это может быть вызвано.

В итоге следует сделать вывод о возможности определения эмоций через выразительные движения человека (мимику, пантомимику).

Обратите внимание на соответствие между переживаниями и их выражением.

20. Одним из проявлений воли человека является его выдержка. На конкретных примерах установите: умеет ли ученик владеть собой во время урока, при выполнении трудных заданий и т. д.; является ли выдержка привычной для него или требует больших усилий?

В чем наиболее ярко проявляется невыдержанность испытуемого?

Что вы в своей практической работе делаете для преодоления невыдержанности учащихся и развития выдержки как волевой черты характера?

Данные наблюдений подкрепите выделением волевых компонентов в сознании и поведении школьников. С этой целью проанализируйте характеристики, составленные на учеников вашего класса, и в них:

выберите материал, раскрывающий волевую сторону личности учащихся;

определите, какие волевые свойства представлены у того или другого школьника:

раскройте с помощью материала характеристик общую структуру воли каждого ученика.

XIII. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Узловые вопросы темы

1. Понятие о темпераменте и его типах.

2. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент.

3. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.

4. Общее понятие о характере и его природе.

5. Структура характера.

6. Формирование характера.

7. Понятие о способностях.

8. Структура способностей.

9. Врожденное и приобретенное в способностях.

10. Диагностика способностей.

Основные психологические понятия

по темам «Темперамент» и

«Характер»

Абулия — болезненное безволие, проявляющееся в неспособности принять самое простое решение.

Интровертированностпь — термин введен Айзенком для обозначения типа личности. И. проявляется в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склон-

ности к углубленному самоанализу.

Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события.

Сензитивностпь — повышенная чувствительность к различным воздействиям.

Сангвиник — тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью.

Тип высшей нервной деятельности — устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Флегматик — тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний.

Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических осо-

бенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Холерик — тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности.

Экстравертированность — характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.

Основные психологические понятия по теме «Способности»

Гениальность — высшая степень творческих проявлений личности.

Дифференциальная психология — раздел психологической науки, изучающей индивидуально-психологические различия между людьми.

Задатки — некоторые генетически детерминированные анатомо-фи-зиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей.

Коммуникативные способности — способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую зовместимость в совместной деятельности.

Одаренность общая — единство >бщих способностей человека, обус-ювливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и:воеобразие его деятельности.

Олигофрения — слабоумие, недо-жзвитость психических функций.

Способности — индивидуальные

особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Талант — высшая степень способностей личности к определенной деятельности.

Тест — краткое стандартизированное психологическое испытание с целью определения индивидуальных особенностей и уровня развития.

Френология — теория, согласно которой по строению черепа можно судить о развитии тех или иных способностей. Предложена австрийским врачом Ф. Галлем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.