Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лист ответов ДДО




In

РЕЗКИЕ, ПРЯМЫЕ ШТРИХИ — неуступчивость, жесткость установок

БОЛЬШИЕ, ОДИНАКОВЫЕ БУКВЫ твердая последовательность в достижении целей

ПОДЧЕРКНУТАЯ ПОДПИСЬ твердая последовательность в достижении целей

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ШТРИХ В КОНЦЕ ПОДПИСИ — скептицизм

ВЫСОКО ПОСТАВЛЕННЫЙ, УДЛИНЕННЫЙ ШТРИХ — самолюбие, настойчивость

СИЛЬНЫЙ НАКЛОН ВПРАВО быстрота мышления

СИЛЬНЫЙ НАКЛОН ВЛЕВО воля, самообладание

СМЕШАННЫЙ НАКЛОН — несдержанность, ненадежность

ПРЯМОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ сдержанность

ПОДПИСЬ, НАПРАВЛЕННАЯ ВВЕРХ стремление к деятельности, самоутверждение

ПОДПИСЬ НАПРАВЛЕНА ВНИЗ перестраховка, стремление к самозащите

ПОДПИСЬ БЕГЛАЯ, РАЗМАШИСТАЯ быстрая воспримчивость, активность, склонность к самовыражению

КРУПНАЯ —

экстремальность, стремление

к высоким целям, большим задачам

ЯСНАЯ, РАЗБОРЧИВАЯ — уравновешенность, умение владеть собой, открытость

УКРАШЕНИЯ — воображение, фантазия

КРУПНАЯ ПРОПИСНАЯ — творческий потенциал, независимость мышления, самолюбие

КАЖДАЯ БУКВА ОТДЕЛЬНО фантазия, интуиция, слабая воля

КРАЙНЕ НЕОДИНАКОВЫЕ БУКВЫ неуравновешенность

В КОНЦЕ ПОДПИСИ БУКВЫ ВЫТЯНУТЫ В ЛИНИЮ — проницательность, скрытность

РОСЧЕРК ПАДАЮЩИЙ гибкость мышления

РОСЧЕРК ВОЛНИСТЫЙ дипломатичность

ПРЯМОЙ, УХОДЯЩИЙ ВЛЕВО бескомпромиссность

ОКРУЖАЮЩАЯ ПОДПИСЬ стремление к безопасности, сохранение достигнутого

БЕЗ РОСЧЕРКА простота вкуса

Рис. ХШ.13. Конституционные типы (по >ечмеру): а) циклотимный, в) шиэотимный, с) вкозный

ства в характере учителя являют-серьезной помехой в педагогичес-'й деятельности.

В истории наук известны попыт-I объяснения характера различных >дей в зависимости от строения и ертания их лица (физиономика), от >рмы кисти рук и складок кожи

ладоней (хиромантия), от цвета глаз и волос и т.п.

Широкое распространение получили конституционные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (Ч. Ломбразо, Э. Кречмер, У. Шелдон). Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа или конституций человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера.

1. Астенический тип (по Кречме-ру) характеризуется высоким ростом. Астеник обычно худощав. У него тонкая кожа, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Этот тип людей замкнут, малоподатлив к изменению взглядов, трудно приспосабливается к новому.

2. Атлетический тип —обычно высокий или средний рост, широкие плечи, хорошо развита грудная мускулатура. Этот тип людей отличается спокойствием, сдержанными жестами, трудно приспосабливается к новому.

3. Пикнический тип — отличается склонностью к ожирению. Как правило, невысокого роста с короткой шеей. Этот тип людей легко контактирует, реалистичен во взглядах. «Социальную» типологию характера предлагает Э. Фромм, в основе его теории было положено отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Он выдвигает три типа:

1. «Мазохист-садист». Этот тип человека, который склонен видеть причины свих жизненных успехов и неудач не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Отсюда агрессия на человека, который причина всех неудач. Может быть агрессия на себя, возможно появление садистских

Сопоставление типов (по Ростану, Сиго, Кречмеру и Шелдону)

Ростан (1824) и Сиго (1914)конституционные типы Кречмер (1924) типы телосложения Шелдон (1940) конституционные типы
Дигестивный Пикник Эндоморфный (круглый с недоразвитием костей и мышц, большими внутренностями)
Мускулярный Атлетик Мезоморфный (развитие костей и мышц)
Церебральный Астеник Эктоморфный (тонкий, с большой головой)

тенденций, стремление поставить других в зависимость от себя.

2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью, стремлением к устрашению. В некоторых случаях в качестве основной силы могут выступать бессилие и тревога.

3. «Конформный автомат». Такой человек, столкнувшись с трудноразрешимыми проблемами, перестает быть «самим сабой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, требованиям группы, быстро усваивает тот способ поведения, который свойственен большинству.

Более поздний классификации характера были проведены на основе акцентуации (К. Леонгард, А. Ничко). Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа

нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществвом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это — пассивность, за-

ледленность мышления, неповоротли-юсть, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свой-:твенны довольно частые периодичес-сие смены настроения, в результате гего так же часто меняется их манера >бщения с окружающими людьми. В шриод повышенного настроения они [вляются общительными, а в период [одавленного — замкнутыми. Во Брега душевного подъема они ведут себя:ак люди с гипертимной акцентуаци-й характера, а в период спада — с;истимной.

4. Возбудимый, тип. Данному типу [рисуща низкая контактность в обще-[ии, замедленность вербальных и невер-альных реакций. Нередко они зануд-ивы и угрюмы, склонны к хамству и рани, к конфликтам, в которых сами вляются активной, провоцирующей гороной. Они неуживчивы в коллек-иве, властны в семье. В эмоционально покойном состоянии люди данного ипа часто добросовестные, аккуратные, юбят животных и маленьких детей. >днако в состоянии эмоционального озбуждения они бывают раздражи-вльными, вспыльчивыми, плохо конт-олируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его харак-эризуют умеренная общительность, шудливость, склонность к нравоуче-иям, неразговорчивость. В конфлик-IX обычно выступает инициатором, стивной стороной. Стремится добить-i высоких показателей в любом деле, t которое берется, предъявляет повы-:енные требования к себе. Особо чув-'вителен к социальной справедливос-I, вместе с тем обидчив, уязвим, подо->ителен, мстителен. Иногда чрезмер-> самонадеян, честолюбив, ревни^в, эедъявляет непомерные требования к шзким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфлик-■I вступает редко, выступая в них:орее пассивной, чем активной сто-'ной. На службе ведет себя как бю-

рократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязани-

Рис. XIII. 14. Френологические карты Ф. Галля

ями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают, как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: пани-

керство, подверженность сиюминутным настроениям.

Способности (см.) — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

На протяжении длительного времени способности связывались с особенностями строения головного мозга, выраженного в строении черепа. Пример этого представлен на «френологической» карте Ф. Галля.

Рис. XIII.15. Общая структура способностей

Мышление понятиями

Врожденные задатки (возможности)

Развитые способности

Рис. XIII. 16. Границы наших задатков (по Лангмейеру)

Способности — понятие динамическое, их формирование определенным образом происходит в процессе организованной деятельности.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. В понятии «способности» по его мнению заключено следующее: «Во-первых под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания.

К основным составляющим природных различий спосбностей могут быть отнесены: определенные свойства нервной системы, познавательная активность и саморегуляция, особенности строения анализаторов. Задатки многозначны, они обуславливают:

разные пути формирования способностей,

влияют на уровень достижения, быстроту развития.

На формирование способностей влияет ряд условий. Это — теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Способности, считал Б.М. Теплов находятся в постоянном развитии. Способности, которые не развиваются на практике, со временем гаснут. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, техническом творчестве, математике, можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности.

Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности.

В этом плане обычно различают:

общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);

специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органически связаны с общими.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:

В литературных:

особенности творческого воображения и мышления;

яркие и наглядные образы памяти;

развитие эстетических чувств; чувство языка.

В математических: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов;

легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей.

В педагогических: педагогический такт; наблюдательность;

любовь к детям;

потребность в передаче знаний.

В художественных:

особенности творческого воображения и мышления;

свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов;

развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому;

волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.

Специфичны и пути развития специальных способностей. Так, например, обычно ранее других начинают проявляться способности в области музыки, довольно рано способности выявляются в области математики.

Выделяют следующие уровни способностей:

репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью):

творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Различают также теоретические и практические способности. Они различаются тем, что первые предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Часто они не сочетаются друг с другом.

Одна и та же способность может быть разной по степени развития.

Талант — высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Гениальность — высший уровень развития способнос-

тей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» (по терминологии И.П. Павлова) — определяет в значительной мере особенности их способностей.

Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй сигнальной системы — мыслительный тип, примерно равное их представительство — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.

В конце XIX — начале XX в. в психологии предпринимаются попытки измерить способности. Способности изучались такими зарубежными психологами, как Кеттел, Спирмен, Бине, Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты. Обычно применяют систему тестов, возрастающих по трудности, что получило название батареи тестов. Пример тестовой методики см. в разделе о методах психологического исследования.

Отечественные психологи считают, что самый верный путь определения способностей — это выявление дина-

;34

Рис. ХШ.17. Сущность способностей

мики успехов в процессе деятельности.

Изучение способностей ведется с разных сторон:

в общесоциологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;

изучается их развитие в конкретных видах деятельности;

изучаются общие механизмы формирования способностей.

Исследование различных видов специальных способностей проводилось главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором.

Для определения склонностей (а

в какой-то мере и способностей) ЕЛ. Климов, известный отечественный специалист в области психологии труда, предложил все многообразие профессий разделить на пять основных типов в зависимости от объектов, на которые они направлены: П — природа (растения, животные, микроорганизмы); Т — техника (машины, материалы, разные виды энергии т.д.); Ч —человек, группы людей, коллективы; 3 — знаковая информация (книги, языки, коды, модели); X — художественные образы и их построение (изобразительное искусство, музыка и т. д.).

Дифференциально-диагностический опросник

la Ухаживать за животными или 16 Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
Помогать больным людям, лечить их или 26 Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
За Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или 36 Следить за состоянием, развитием растений
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.) или 46 Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 56 Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или 66 Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 76 Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бю-ро.на экскурсии и т. д.) или 86 Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или 96 Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а Лечить животных или 106 Выполнять вычисления, расчеты
Па Выводить новые сорта растений или 116 Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.)
12а Разбирать споры, ссоры между людьми,убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать или 126 Разбирать в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности или 136 Наблюдать, изучать жизнь микробов
14a Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или 146 Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
15a Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. или 156 Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16a Делать лабораторные анализы в больнице или 166 Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17a Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или 176 Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18a Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. п. или 186 Играть на сцене, прринимать участие в концертах
19a Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или 196 Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20a Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 206 Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
п Т Ч   X
Па   12а   13а
  14а   15а  
16а       17а
    18а    
  19а      
20а        
п Т Ч   X
    За
     
     
       
       
10а        

Склонности молодого человека при решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего в рамках перечисленной выше классификации профессий. Это можно сделать с помощью разработанного тем же автором дифференцировочного диагностического опросника (ДДО)1.

Перед испытуемым ставится задача дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак плюс (+). Если определенно нравится — два плюса (+ +), а если очень нравится — три плюса (+ + +). Если скорее не нравится, чем нравится,— один минус (—), если определенно не нравится — два минуса (— —), а если очень не нравится — гри минуса (— — —).

Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются nto каждой колонке «Листа ответов ЦДО» (итог может быть выражен как 1лгебраическая сумма). Эти резуль-гаты и будут характеризовать обметь наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Следует >говорить, что результаты ДДО, ха->актеризуя склонность испытуемого > данный момент, в какой-то мере ха-тктеризуют и его способности. Но [ишь в какой-то мере.

Успешность выполнения любой [еятельности определяется не какими-либо отдельными способностя-ш самими по себе, а лишь с о ч е -а н и е м способностей, своеобразии у каждого человека и харак-еризующим его как личность.

1 См.: Климов Е.А. Как выбрать профессию: wra для учащихся. М., 1984. С. 145-147.

Успех в овладении какой-либо деятельностью может достигаться различными путями. Недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Компоненты педагогической деятельности и способностей:

конструктивные;

организаторские;

коммуникативные.

В соответствии с этими компонентами деятельности педагог должен обладать соответствующими способностями.

Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность.

Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

Вопросы и задания

1. В зависимости от состояний человека у него может меняться темп речи, эмоциональная возбудимость. Всегда ли эти особенности относятся к темпераменту? Укажите те особенности, которые относятся к темпераменту, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить?

2. Как известно, многие свойства темперамента принадлежат к тем индивидуально-психологическим особенностям человека, которые выявляются в раннем детстве. Можно ли на основании этого сделать какие-либо предположе-

ния о сохранности этих свойств в дальнейшем? Чем это объясняется?

3. В каких особенностях личности наиболее отчетливо проявляются динамические характеристики, такие, как быстрота и интенсивность реакций, легкость или трудность их возникновения?

4. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

5. Исследования показывают, что различные типы темпераментов содержат возможности для продуктивной психической деятельности. Можно ли социальную ценность людей определять, исходя из типов темперамента?

6. Используя таблицу на с. 219, объясните зависимость свойств темперамента от основных свойств нервной системы. Чем обусловлена эта зависимость?

7. Одна из методик изучения свойств типа нервной системы у человека состоит в измерении динамики латентных периодов двигательной реакции, которая многократно (70 раз) повторяется в ответ на один и тот же раздражитель (например, звук).

Сравните средний латентный период реакции в начале опыта и в конце. У одних испытуемых разница оказывается незначительной или даже в конце опыта латентный период уменьшается, у других, наоборот, он заметно увеличивается.

Какие свойства нервной системы выявляются в данном опыте? Что дает данная методика для раскрытия темперамента?

8. Проанализируйте случаи проявления у одного человека нескольких темпераментов, случаи маскировки темперамента.

9. Какая зависимость существует между характером и темпераментом? В чем общность и различие между ними? Докажите, что свойства характера определяются не биологическими, а общественными закономерностями.

10. Какие индивидуально-своеобразные психологические свойства человека можно назвать свойствами или чертами характера?

11. Чем объяснить, что в трудные критические моменты характер человека проявляется наиболее полно? Приведите примеры, подтверждающие, что характер формируется в течение жизни, путем воспитания, а не является прирожденным и неизменным.

12. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?

13. Проведите наблюдение и определите: какие из компонентов литературных, математических, конструктивно-технических способностей обнаруживаются у способных учащихся при выполнении предложенного задания. Чем отличается психическая деятельность способных от психической деятельности неспособных учащихся?

14. Группе учащихся, которые считаются способными к математике, предложите решить несколько примеров. Сравните процесс решения задач и результаты деятельности каждого ученика. Какие компоненты математических способностей удается обнаружить?

15. Довольно часто бытует мнение о «врожденности» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Дайте определение задатков и способностей.

16. Наблюдаются случаи, когда ребенок имеет все условия для развития способностей, рано проявляет задатки в определенной области. Всегда ли задатки будут развиваться? От каких факторов зависит развитие способностей?

17. Способности ребенка проявляются и развиваются в его деятельности, особенно в учебной.

Продумайте: в чем заключается связь способностей со знаниями, умениями и навыками? Приведите примеры из вашего педагогического опыта.

Как, по вашему мнению, следует организовать работу с детьми, проявляющими определенные способности к предмету?

Выполните задания: определите учеников вашего класса, у которых наиболее ярко выражены способности к преподаваемому вами предмету. Опишите, в чем они проявляются.

Проанализируйте сочинения группы учащихся с точки зрения поэтического восприятия ими действительности (наблюдательность, эмоциональность, впечатлительность, образная память, образное мышление, точность и выразительность языка).

В процессе решения математической (физической) задачи обратите внимание на умение учеников обобщать, на характер рассуждений и системы соответствующих действий в процессе решения, гибкость мыслительных процессов, способность к быстрому переключению с прямого на обратный ход мысли и т.д. В итоге сделайте выводы о развитии литературных и математических способностей школьников.

18. Отберите для наблюдения трех учеников (подвижного, медлительного и уравновешенного).

Рис. ХШ.18 (1 — 5).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.