Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. своих «да», «нет» и «отчасти», «иногда» надо записать




)4

J

своих «да», «нет» и «отчасти», «иногда» надо записать. Эта запись пригодится для подведения итогов.

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?

8. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. А в «детские праздники» — предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними или хотят проводить их «без взрослых»?

11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?

15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Как вы относитесь к себе?

Один известный психиатр шутки ради распространил среди своих знакомых анкету, прочитав которую они должны были ответить, к какой из перечисленных в ней групп они относят себя:

1. Доволен собой, доволен другими.

2. Доволен собой, но не доволен другими.

3. Не доволен ни собой, ни другими.

4. Не доволен собой, доволен другими.

Большинство (в том числе и автор анкеты) отнесли себя к третьей группе, следующей по количеству голоса была четвертая группа, а люди, довольные собой и другими, оказались в меньшинстве.

Однако это всего лишь шутка, а что же происходит на самом деле, как мы сами относимся к себе?

Эмоциональную оценку своего «я» психологи считают одной из важнейших черт человеческого характера. Знать эмоционально ценностное отношение человека к себе важно не только для понимания личности как таковой, но и для решения проблемы общения между людьми. Готовность к общению (то, что мы в обиходе называем общительностью), выбор партнера и сам характер взаимоотношений между людьми во многом зависят от того, относится ли человек к себе со спокойным достоинством, преисполнен ли сознанием своей исключительности или же чувствует себя никчемным и жалким. Как можно измерить отношение к себе?

Наверное, идеально было бы наблюдать за своим внутренним миром «скрытой камерой», чтобы оценить именно неосознанное отношение к своему «я». Во всяком случае, во всех экспериментах исследователям приходится учитывать действие «психологической защиты». Положительное отношение к себе столь необходимо для поддержания психологического комфорта и здоровья личности, что нередко человек избегает негативной самооценки или же не хочет высказывать ее перед посторонними. (Очевидно, шуточная анкета психиатра дала негативную самооценку как раз потому, что она была шуточной, либо в

ответах проявилось своего рода «кокетство» перед знакомыми.)

Некоторые психологи до сих пор считают, что в принципе не может эыть адекватных средств для изучения эессознательного представления человека о себе самом. Однако эксперименты, недавно проведенные на факультете психологии МГУ, по-видимому, доказывают противное, демонстрируя ус-зешное применение методики, которая юзволяет определить эмоционально-денностное отношение к себе (об этом сообщает В. Сталин в «Психологическом журнале». Т. 2. № 3. 1981).

В процессе развития человеческого >бщества человек сначала познавал жружающих его людей, так что образование своего «я» было вторичным, следствием, производным от познания фугого человека. В ходе дальнейше-■о развития отношение к себе приоб->етало иной характер — со временем щенка своего «я» связывалась с отно-пением «ко мне» других людей, ина-[е говоря, самооценка выступала как •тражение общественных норм, обще-:твенных ценностей. Именно такие федставления помогли психологам •азработать методику исследования самосознания и оценки себя как лич-[ости с помощью психологической фоекции.

Речь идет об использовании тес-ов, где отношение к себе выступает в иде проекции себя на других людей, виде отношения к другим людям. >бычно это вымышленные персонажи,:о они наделены такими чертами, что еловек невольно приписывает этим ерсонажам свои собственные черты арактера. Тонкость и мастерство экспериментатора как раз и заключает-я в том, чтобы испытуемый не по-увствовал «подвоха», чтобы метод роекции вызывал именно невольную, еосознаваемую психологическую ре-кцию. В то же время выбор сюже-

тов с участием вымышленных персонажей, сфера деятельности каждого из них, его вымышленный характер должны быть такими, чтобы испытуемый как можно ближе подошел к своему «я», как можно полнее раскрылся.

В эксперименте участвовали 72 студентки филологического факультета в возрасте от 20 до 23 лет. Перед началом эксперимента испытуемым пришлось подробно ответить на вопросы о самих себе. Затем каждой из участвовавших в опыте предложили высказаться о двух персонажах. Один из них, персонаж А, был фактически портретом самой испытуемой: тот же возраст, пол, близкие интересы (например, персонаж А — студентка исторического факультета), та же социальная среда. Все черты характера персонажа были даны достаточно обобщенно, чтобы испытуемые не могли сразу узнать себя, но в то же время достаточно полно чувствовали сходство.

Второй персонаж — Б — полная противоположность персонажа А. Если А — это прототип своего «я», то Б — это «анти-я». Например, если об А говорилось, что характер этого персонажа неустойчивый, легко теряющий внешнее равновесие, то Б, наоборот, человек с устойчивым, спокойным и выдержанным характером.

Испытуемые давали ответы в письменной форме, и иногда это были настоящие сочинения, занимающие 3—4 страницы печатного текста. Задание в эксперименте состояло из трех частей. Сначала предлагалось решить задачу на проницательность, т. е. умение понимать других людей,— качество, безусловно, необходимое и важное для будущих преподавателей. Испытуемым предлагали ответить на ряд вопросов отдельно от лица персонажей А и Б (как бы

поставив себя на их место). Вот примерный круг вопросов: ради чего эта девушка поступила в высшее учебное заведение, почему именно этот вуз выбрала, как оценивает свои профессиональные качества и перспективы, что ищет в общении с молодыми людьми, каким представляет себе своего будущего мужа? Ответив на эти вопросы от имени вымышленных персонажей, нужно было ответить на эти же вопросы, но уже со своих позиций.

Во второй части задания от лица персонажей А и Б, а потом от себя лично нужно было выполнить альтернативное задание. Например, выбрать одну из таких взаимоисключающих фраз: «Многие несчастья в жизни людей объясняются невезением» или «Людские невезения — результат собственных ошибок».

В третьем задании нужно было описать взаимоотношения, которые бы сложились между А и Б при их знакомстве, какие чувства они испытывали бы друг к другу.

В основе этих заданий как раз и лежит метод проекции, поэтому, анализируя их, можно трактовать отношение к другому лицу как результат отношения к самому себе (в случае большого сходства с персонажем А) и к личности с противоположными чертами характера (персонаж Б). Крайние позиции относительно своего «я» можно выразить понятиями «уважение» или «презрение», а крайние эмоциональные реакции на «анти-я» лежат на оси «симпатия» — «антипатия».

Оказалось, что практически для всех испытуемых вымышленные персонажи А и Б были небезразличны, во всяком случае, студентки выражали свое отношение к ним без какой-либо специальной просьбы. По характеру ответов испытуемых можно было раз-

делить на четыре группы (нечто похожее на анкету психиатра).

В итоге 74% опрошенных испытывали симпатию к персонажу, сходному по характеру со своим «я», 22% — отнеслись к персонажу, имитирующему «я» с антипатией. Исследователи считают, что оценка персонажей А и Б вызвана не положительными или отрицательными чертами характера этих персонажей, а именно особенностями личностного отношения к ним, иными словами, за отношением к А и Б стоит неосознанное отношение испытуемого к самому себе.

Как и требовалось доказать, предложенная методика дала возможность оценить эмоциональное отношение к своему «я» и «анти-я». Важно, что во время эксперимента испытуемый говорил не о себе, а о некотором другом человеке, во всяком случае, он знал, что его ответ будут интерпретировать как ответы персонажа, все это облегчало ему выражение отношения к самому себе.

В дальнейшем, по-видимому, будут исследованы самооценки различных категорий людей в зависимости от пола, возраста, от профессиональной и психологической ситуации, в которой они могут находиться. Такие оценки не только интересны сами по себе, в будущем они должны помочь психологам и педагогам правильно корректировать отношения человека к самому себе и тем самым помочь ему добиться психологического комфорта, выбрать свое место в обществе.

В заключение приведем некоторые задания на проверку некоторых особенностей зрительной памяти и восприятия.

Проверьте зрительную память (рис. 28). Посмотрите внимательно на левый рисунок и запомните расположение зачерненных элементов. На это

Рис. 28.

^

Рис. 29.

дается две минуты. Затем закройте его ладонью и отметьте на правом рисунке те же самые элементы. Если вам удастся воссоздать точную копию левого рисунка — вы справились с заданием. Можете быть довольны: у вас вполне нормальная зрительная память.

Как бы вы поступили на месте судьи (рис. 29)? «Полосатые» получили право на свободный удар в 14 метрах от ворот. «Белые» стали выстраивать стенку. Восьмерка «полосатых», не дождавшись, когда будет выстроена стенка и когда судья даст свисток, подает мяч набегающему игроку под номером 10, который сильным ударом посылает мяч в сетку ворот. Какое решение вы приняли бы на месте судьи?

Каково ваше восприятие? Из перечисленных названий на 12 ниже следующих картинках (рис. 30) подберите к каждой из них то, которое, по вашему мнению, больше всего к ней подходит, и запишите его номер. При обработке используйте матрицу:

К А Э

12 3

4 5 6

7 8 9

10 11 12

Отметьте (подчеркните) на ней номера выбранных вами названий (если какая-то цифра повторяется неоднократно — соответственно столько раз ее и подчеркните). Подсчитайте количество отмеченных цифр в каждой колонке.

Если подчеркиваний больше всего в первой колонке — у вас конкретный тип восприятия,

если во второй — тип вашего восприятия абстрактный,

если же в третьей — у вас преобладает эмоциональный тип восприятия.

Рис. 30(1): 1. Кукла; 2. Игра; 3. Дружба; 4. Буратино; 5. Глупость; 6. Симпатия; 7. Толстяк; 8. Сходство; 9. Любопытство; 10. Ребенок; 11. Непонимание; 12. Уверенность

Рис. 30(2): 1. Письмо; 2. Просьба; 3. Радость; 4. Пионеры; 5. Новость; 6. Надежда; 7. Ящик; 8. Сообщение; 9. Грусть; 10. Ученики; 11. Поздравление; 12. Тоска

Рис. 30(3): 1. Луг; 2. Приволье; 3. Удивле- Рис. 30(5): 1. Крыша; 2. Ловкость; 3. Не-

ие; 4. Девочки; 5. Движение; 6. Любопытство; уверенность; 4. Кошка; 5. Гибкость; 6. Глупость;

. Парашют; 8. Событие; 9. Радость; 10. Под- 7. Скворечник; 8. Разбой; 9. Смелость; 10. Тру-

уги; 11. Отдых; 12. Огорчение ба; П. Грабеж; 12. Беспечность

Рис. 30(4): 1. Двор; 2. Спорт; 3. Обида; 4. Рис. 30(6): 1. Дорога; 2. Поездка; 3. Страх; абушка; 5. Игра; 6. Безразличие; 7. Мальчик; 4. Лето; 5. Опоздание; 6. Уверенность; 7. Авто-Старость; 9. Страх; 10. Футболист; 11. Ша- мобиль; 8. Необходимость; 9. Сомнение; 10. >сть; 12. Печаль Юноша; 11. Спешка; 12. Волнение

Рис. 30(7): 1. Газета; 2. Приветствие; 3. Рис. 30(9): 1. Окна; 2. Момент; 3. Тоска;

Доброта; 4. Сквер; 5. Отдых; 6. Гордость; 7. 4. Галка; 5. Покой; 6. Надежда; 7. Часы; 8.

Пешеход; 8. Ошибка; 9. Удивление; 10. Чита- Жизнь; 9. Смятение; 10. Мостовая; 11. Без-

тель; 11. Рассеянность; 12. Обида молвие; 12. Радость

Рис. 30(8): 1. Мужчина; 2. Ловкость; 3. Рис. 30(10): 1. Девочка; 2. Движение; 3. Радость; 4. Утка; 5. Гибель; 6. Надежда; 7. Удовольствие; 4. Собака; 5. Спутники; 6. Ра-Спортсмен; 8. Полет; 9. Безразличие; 10. Нату- дость; 7. Лето; 8. Бег; 9. Опасение; 10. Тропин-ралист; 11. Развлечение; 12. Горе ка; 11. Отдых; 12. Преданность

Рис. 30(1 J): J. Дворник; 2. Сходство; 3. чаль; 4. Мальчик; 5. Разрушение; 6. Радость; Забор; 8. Гибель; 9. Сожаление; 10. Зима;. Забава; 12. Тоска

Рис. 30(12): 1. Бедняк; 2. Арифметика; 3.:а; 4. Сирота; 5. Учеба; 6. Сомнение; 7. Обо-|ец; 8. Наука; 9. Восхищение; 10. Нищий; нание; 12. Надежда

Ответы

Внимание и наблюдательность

Как у вас с вниманием? Правильные ответы: — 17; +10; — 1; +6; +18.

Поиск закономерностей. Свободное место займет лицо из правой верхней клетки.

Отпечатки на руке. Каждому из предметов соответствуют отпечатки: 1 — Д, 2 — Л, 3 — О, 4 — Е, 5 — К, 6 — А, 7 — Б, 8 — Н, 9 — 3, 10В, 11 — И, 12Г, 13 — М, 14 — Ж.

Жалко вазу! Разбилась ваза под номером 5.

Лабиринт. Вот путь, который приведет к цели (рис. 31).

Сообразительность

Футбольный турнир. Восстановленная турнирная таблица выглядит так:

Рис. 31.

  В н п   М
1. Динамо         7:0
2. Спартак         4:4
3. Торпедо         1:7
4. Зенит ]       5:4
о. Алмаз         1:3

Таблица результатов игр

1. Динамо X 4:0 0:0 2:0 1:0
2. Спартак 0:4 X 2:0 1:0 1:0
З.Торпедо 0:0 0:2 X 0:5 1:0
4. Зенит 0:2 0:1 5:0 X 0:1
5. Алмаз 10:1 0:1 0:1 1:0 X
Числовой ребус.      
         
         
         

Группировка имен. 1, 4, 5— начинаются на согласную и кончаются на гласную букву.

2,4, 5— включают две одинаковые буквы подряд. 3, 4, 5— состоят из пяти букв. 1, 2, 4, 5, 6 — начинаются с согласной. 3, 4, 5— имеют по две гласные. 2,6 — имеют по одной гласной. 2, 5 — начинаются с одинаковой буквы. 1,5 — оканчиваются одинаковой буквой.

Утилизирование предметов. При оценке составленных списков учитывается не только число применений (10 — «хорошо», 15 — «отлично»), но и их оригинальность. Например, из кирпича можно построить не только дом, но и конуру для собаки, изготовить красную пудру, фильтр, книжную полку, крошкой утрамбовать спортплощадку и т. д. Однако однотипные перечисления па «из кирпича строят школу, завод, больницу, гараж и т. д.» не считаются ценными. В задании специально не оговаривается задача быть более гибким, оригинальным, поэтому

результаты показывают «спонтанную гибкость», собственную способность к оригинальному мышлению.

Подобие фигур. 1. 2, 3, 5— все черные. 2. 1, 2, 4—из трех элементов. 3. 1,2,6— все включают прямые линии.

Крестики-нолики. Задача № 1. 1) X 32, 0 жз; 2) X 35... 3) X 36 или з1.

Задача № 2. 1) X жЮ, 0 е9; 2) X жб, 0 ж9; 3) X г9, 4) X в10 или 36.

Задача № 3. 1) X е9, 0 жЮ; 2) X е8, 0 еб; 3) X г8... 4) X в8 или 38.

Задача № 4. 1) X вб. 0 66; 2) X в7, О в5; 3) X д5, О ж7; 4) X е4... 5) X жЗ или 68. Если 3)... 0, е4, то 4) X ж8 и 5) X г4 или и9.

Испытание. К старосте ребята являлись день за днем в таком составе: Андрей и Дмитрий, потом Андрей, Борис и Григорий, потом Андрей и Борис, затем Виктор и Григорий, потом Борис, Виктор и Дмитрий, далее Борис, Виктор и Григорий и, наконец, Борис и Виктор.

Куриный график. Ежедневно несли яйца 3 курицы, через день — тоже 3, через два дня — 2. Восемь яиц куры снесли в воскресенье.

Кто когда дежурит? Андрей — воскресенье, Евгений — понедельник, Борис — вторник, Дима — среда, Федор — четверг, Григорий — пятница, Сергей — суббота.

Шифрограмма. Если переписать текст первой радиограммы в такую же колонку шириной в 6 букв, которая попала в руки полиции при аресте радиста (первое слово из второй колонки под первым словом первой колонки, второе под вторым и т.д.), то, читая с левого верхнего угла по диагонали «сверху справа — вниз влево и обратно» не отрываясь, получим: «Сообщите, когда можно будет забрать груз. Для его перевозки нами куплен самолет. Боб. абв». Последние три буквы добавлены только для того, чтобы во всех строках было по 6 букв.

Рис. 32.

На 8 равных частей (рис. 33).

Поиск закономерностей (рис. 34).

Поиск закономерностей (рис. 35).

Кроссворд-криптограмма. Сонет, ковка, автор. Секта, навет, театр.

Объявление. Ключ к расшифровке дают два последних слова, в которых встречается одна и та же удвоенная буква. Причем она стоит в середине и начале слова. В русском языке в начале слова встречаются только удвоенные «с» и «в» (есть еще слово «жжение», но оно не подходит по числу букв). Если принять букву «в», то слова с двумя предпоследними «в» (кроме имени Савва, маловероятном в объявлении месткома) нет. Следовательно, остается сдвоенная «с».

Тогда последнее слово может быть только «ссора» или «ссуда», а предпоследнее— «босса», «касса», «лассо», «масса», «мусса», «пасса», «шасси» (или некоторые совсем маловероятные, вроде «русса» (от русского). Заметив, что в записке слова стоят рядом, имеют одинаковое окончание и

Ответ читается так: «Самолет выдайте в воскресенье утром. За-авьте полные баки горючего. Не-40димо будет взять одну тонну гру-и пассажира. Ганс».

Проволочные модели (рис. 32).

Кроссворд-криптограмма. По го-зонтали: монолит, атропин, терапия.

вертикали: портрет, водопад, ми-ция.

Рис. 33.

Рис. 34.

Рис. 35.

месткомовскую специфику, выбираем «касса» и «ссуда».

Далее ищем слово, где больше всего содержится расшифровка букв. Это пятое слово записки, в котором легко угадывается «аккуратно». Так же действуем дальше.

Окончательно записка расшифровывается так: «Член кассы взаимо-

помощи обязан аккуратно уплачивать членские взносы и своевременно возвращать полученные из кассы ссуды». Разногласия болельщиков. Для решения удобно составить таблицу, в которую по ходу рассуждений следует заносить добытые крупицы истины. Окончательная картина выглядит так.

  Слесарь Токарь Фрез. Элект. Шофер Грузч. Дисп.  
Андрей _ + _ _ _ _ Динамо
Борис + Зенит
Виктор + Торпедо
Григорий + Спартак
Дмитрий + Спартак
Евгений + _ Динамо
Иван Тор.-педо Спартак + Торпедо Спартак   Торпедо

Кроссворд-криптограмма. Заказ, заток, топор, курок, капор, зарок. Потоп, парик, топот, патер, ропот, катер.

Кроссворд-криптограмма. Хохот, халат, хитин, такса, лютик, тонна. Казак, каноэ, загар, коран, нагар, экран.

Три деревни. Для решения задачи составили уравнения:

400(6 + с) «560(а + с) 400(Ь + с) - 350(а + Ь),

где а — расстояние между Во-робьевом и Скворцовом, Ь — между Вороновом и Скворцовом, с — между Вороновом и Воробьевом.

Решая уравнение, получим Ь = — 5/За, с = 2/За, т.е. имеем треугольник, выражающийся в линии. Находим центр и из уравнения центра тяжести получаем: а = 9 км, b — 15 км, с = 6 км.

Определим вначале четные и нечетные суммы цифр в каждой клетке таблицы, обозначив знаком (+) четные и (—) нечетные. Если сравнить между собой цифры клеток, то легко заметить, что среди них имеются повторения одних и тех же цифр, но расположенных в разном порядке. Можно выделить три группы таких цифр: 1356,1369, 2478. Отыскав общую сумму этих цифр, находим общее переходное число. Оно может быть равно ±1, 5, 7, или 13.

Путь перехода приведен на рисунке.

 

 

+ + + +
+ + +
+ + + + + +
  + + z +

Белоснежка и семь гномов. В торце стола сидит Белоснежка, справа сидит Тото, затем Коко, затем Кото.

Напротив Белоснежки сидит Кико, справа от Кико — Тато, затем Тико и, наконец, слева от Белоснежки — Кито.

Вот характеристика каждого гнома: Тико — пьет чай, любит пирог с маком, имеет одежду зеленого цвета, содержит попугая, на посуде имеет изображение лилии, носит сандалии, дежурит во вторник.

Коко — кофе с молоком, жареное мясо, белая одежда, собака, тюльпан, тапочки, понедельник.

Кото — вода, блины, синяя одежда, канарейка, фиалка, полуботинки, пятница.

Тато — черный кофе, голубцы, черная одежда, золотые рыбки, мак, лапти, среда.

Кико — молоко, холодец, коричневая одежда, ежик, незабудка, сапоги, суббота.

Кито — ситро, уха, желтая одежда, неоны, маргаритки, мокасины, воскресенье.

Тото — какао, гуляш, красная одежда, кошка, роза, ботинки, четверг.

Пространственные представления и воображение

Развертка куба (рис. 36).

Лабиринт «лента». На первой схеме рис. 37 показан один из способов прохождения лабиринта.

Второй способ приведен на другой схеме. По правой ветви проходим до петли (см. третью схему), делая при этом 3 переворота. Проходим петлю с четвертым переворотом, идем обратно по другой стороне и оказываемся с нижней невидимой стороны. Затем переходим на путь, указанный на второй схеме, и приходим в точку 0 с нижней стороны.

Квадраты и треугольники. Четыре спички можно переложить таким способом (рис. 38).

Рис. 36.

Урок географии (рис. 39). Разместить три флага довольно просто: один можно поставить на Южном полюсе, а два других — по обе стороны от него, на 120° севернее, т. е. на 30-й параллели северной широты. Например, в западном полушарии флаг можно поставить близ Нового Орлеана, при впадении р. Миссисипи в Мексиканский залив, а в восточном — где-то на Гималаях, несколько северо-восточнее Джомолунгмы (Эвереста).

Четыре равноудаленные точки на поверхности шара можно определить при помощи вписанного в него куба. Это будут точки 1, 2, 3 и 4 (см. рисунок). Применительно к глобусу первые две будут лежать на 35-й параллели северной широты, а две другие — на 35-й южной параллели со смещением относительно первых на 90° по долготе.

Соответственно этому первый флаг можно поставить на западном побережье Северной Америки, между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом. Второй — на Ближнем Востоке, в районе границы Ирана и Афганистана. Третий — около Сиднея (Австралия), и только четвертый окажется в открытом океане, несколько восточнее Буэнос-Айреса (Южная Америка).

Рис. 37.

Рис. 38.

Рис. 39.

Второй вариант. Центральные уг-:ы между точками составляют 110°. •то позволяет один флаг также поста-ить на Южном полюсе, а остальные [а 110° севернее, т.е. на 20-й паралле-[и северного полушария. Здесь мож-[о указать на такие пункты: для вто->ого флага — полуостров Юкатан Мексика), для третьего — левое побе-

Рис. 41.

Рис. 40.

режье р. Нил (Африка), а четвертый флаг тоже окажется в открытом океане, восточнее группы Марианских островов.

Квадрирование фигур (рис. 40).

Поворот с разворотом. Фигура № 7.

Сосчитайте кубики. Пределом видимости служат внешние очертания каждой группы. Все, что может поместиться в эти контуры, и будет ответом на поставленный вопрос.

На рисунке 41 показаны обе группы кубиков и отдельно их средние и нижние слои. Кубики пронумерованы, причем расположенные один под другим обозначены одной и той же цифрой.

Всего получилось: в первой группе 1 + 4 + 10 = 15, во второй 2 + 8 + + 13 = 23.

Диагностика и самопознание

Искусство жить с детьми. За каждое «да» испытуемые получают 2 балла, за каждые «отчасти», «иногда» — 1 балл, за «нет» — 0. Предлагается подсчитать количество набранных баллов.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Как бы вы поступили на месте судьи? Гол засчитывается: свободный удар пробивается без дополнительного разрешения судьи на удар. Судья дает сигнал (свистком, голосом, жестом) только в том случае, если защищающаяся команда не соблюдает девятиметровый интервал между стенкой и игроком, пробивающим свободный УДар.

Наедине с собой

Для определения своего психологического типа по отношению к окружающим оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.

1. Я легко сближаюсь с людьми.

2. У меня много знакомых с которыми я охотно встречаюсь.

3. Я разговорчивый человек.

4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.

5. Мне было бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.

6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.

7. Мне удается оживить скучную компанию.

8. Я говорю быстро.

9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

1-12 баллов. Интроверт. Обращенный на себя, с трудом вступает в контакт. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, общению предпочитает книгу.

13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки.

25-36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки, несдержан, не может контролировать свои эмоции.

Ритм умственной работы у людей может быть разный

Любители утренних часов — «жаворонки» просыпаются рано и наиболее активны в первую половину дня. Есть еще «совы» — люди вообще не замечают часов и действуют по обстоятельствам. С помощью прилагаемого теста можно выяснить, кто Вы — «сова» или «жаворонок».

1. Трудно ли Вам вставать рано утром?

а) Да, почти всегда 3;

б) иногда 2;

в) редко 1;

г) очень редко 0.

2. В какое время Вы предпочли бы ложиться спать?

а) После 1 часа ночи 3;

б) с 23.30 до 1 часа ночи 2;

в) после 22 часов 1;

г) до 22 часов 0.

3. Вы недавно проснулись. Какой завтрак Вам больше по душе?

а) Плотный 3;

б) менее плотный 2;

в) вареное яйцо или бутерброд 1;

г) достаточно чая или кофе 0.

4. Вспомните Ваши недавние кон-икты. Когда они обычно происхо-

г?

а) В первой половине дня 1;

б) во второй половине дня 0.

5. От чего Вам легче отказаться?

а) От утреннего чая или кофе 1;

б) от вечернего чая 0.

6. Легко ли Вам переменить свои ивычки, связанные с едой?

а) Очень легко 3;

б) действительно легко 2;

в) трудно 1;

г) не меняю 0.

7. Утром Вас ждут важные дела, шолько раньше обычного Вы ляже-

спать?

а) Более чем за 2 часа 3;

б) на 1-2 часа 2;

в) мене чем на 1 1;

г) как обычно 0.

8. Насколько точны Ваши внут-нние часы? Засеките время, и, когда > Вашему мнению, пройдет минута, юва посмотрите на часы.

а) Вы поторопились 0;

б) опоздали 2.

Подведите итоги: если в сумме Вы набрали от 0 до 7 баллов — Вы «жаворо-ж»; от 8 до 13 — аритмик; от 14 до 20 — «сова».

С помощью предлагаемого теста Вы ожете проверить свои нервы.

1. Хлопаете ли Вы дверью, выходя з квартиры?

2. Раздражают ли Вас расставлен-ые в комнате вещи, задеваете ли Вы х, ходя по комнате?

3. Теряете ли Вы самообладание в споре?

4. Прерываете ли собеседника?

5. Разговаривая, размахиваете руками?

6. Не можете удержать кончиками пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал?

7. Говорите ли Вы иногда сами с собой?

8. Обижаетесь ли по пустякам?

9. Долго ли не можете вечером уснуть?

Если у Вас набралось 9 «да». Ваши нервное напряжение перешло все границы и Вам нужно срочно заняться свои здоровьем. 7 «да» — намечается тенденция «жить на нервах», что, очевидно, не приведет к добру.

Если среди Ваших ответов только 3 «да» или меньше, то можете считать свои нервы в порядке.

«Если ли у Вас сила воли?»

На предложенные 15 вопросов можно ответить «да», «не знаю» или «бывает», «случается», «нет».

1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая Вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться, а потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеваете ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное Вам?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если Вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли отвечаете на письма?

8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет Вам немало хлопот, иными словами — являетесь ли Вы человеком слова?

11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, уборки и других дел?

13. Относитесь неодобрительно к библиотечным должникам?

14. Самая интересная телепереда-

ча не заставит Вас оложитить срочный и важной работы. Так ли это?

15. Сможите ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не казались Вам слова противоположной стороны?

За ответ «да» — 2 очка, «не знаю», «случается» — 1 очко, «нет» — 0 очков.

0-12 очков. С силой воли у Вас дела обстоят неважно. Вы делаете то, что легче и интереснее. К обязанностям относитесь спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей.

13-21 очко. Сила воли у вас средняя. Когда столкнетесь с препятствием, то начинаете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, воспользуйтесь им. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете.

22-30 очков. С силой воли у Вас все в порядке. На Вас можно положиться — вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дела, которые иных пугают.

Структура психологии человека

 

Предлагаемое читателю учебно-методическое пособие представ­ляет собой двухтомник информационно-справочного характера:

I. Общая психология: информационно-методические материалы;

II. Общая психология: словарь-справочник.

Бесспорно, трудно переоценить важность справочно-информа­ционных материалов в современном мире в любой области челове­ческого знания. Не является исключением и область психологии.

Психологическая литература на сегодняшний день накопила со­лидный материал такого рода (словари, энциклопедии, атласы и т.п.). Весьма заметным событием в отечественной литературе яви­лось издание шеститомного психологического лексикона под об­щей редакцией академика А.В. Петровского в 2005 году.

Но, как показывает многолетний опыт практического вузовско­го и дополнительного образования, основные (базовые) психологи­ческие понятия в их взаимодействии и реальном практическом ис­пользовании не усваиваются, не становятся фундаментом, на кото­ром можно было бы строить процесс успешного овладения психоло­гическим знанием на новом качественном уровне как в области об­щей психологии, так и в отдельных ее областях (возрастной, соци­альной, педагогической, медицинской, практической и т.д.).

Мы надеемся, что данное издание существенно восполнит этот пробел, так как и содержание, и построение материала направле­ны именно на овладение читателем фундаментом психологического знания, то есть системой понятий по общей психологии.

Весьма важным, на наш взгляд, и новым в такого рода изданиях является включение информационно-справочного материала по ме­тодике преподавания психологии. Успешность овладения основа­ми психологического знания во многом зависят от того, как осущест­вляется этот многогранный процесс, насколько профессионально, адекватно целям и задачам. Считаем, что этот материал будет сущес­

твенным подспорьем в процессе овладения конкретным психологи­ческим знанием, а также для теории и практики психологического образования в целом.

При подготовке учебно-методического пособия использованы материалы словарей, энциклопедий, учебников (см. список литера­туры), а также вышедшие ранее работы авторов («Атлас по психоло­гии», «Методика преподавания психологии», словари).

Пособие содержит три части. I часть - справочные материалы по основным темам общей психологии. Здесь представлено крат­кое систематическое изложение курса в определенном авторском видении. Все темы излагаются в едином ключе, унифицированы по определенному плану. Представленный план выверен авторами в процессе преподавания психологии и позволяет охватить не только все существенное содержание, но и не упустить отдельных особен­ностей, что можно наблюдать в современных учебных пособиях. Ав­торы считают существенными следующие пункты плана:

1) понятие,

2) функции,

3) механизмы,

4) теории,

5) классификация видов,

6) свойства (закономерности),

7) развитие в онтогенезе,

8) нарушения,

9) индивидуальные особенности,

10) изучение (экспериментальное и диагностическое). Последние четыре пункта излагаются кратко в силу наличия в учеб­ных планах вузов специальных учебных дисциплин этого профиля.

Особенность изложения заключается еще и в том, что после из­ложения каждого пункта плана дается перечень встречающихся по­нятий с их формулировкой и выделенные жирным шрифтом.

II часть пособия посвящена методике преподавания психоло­гии. Здесь представлены наиболее важные и слабо исследованные аспекты преподавания общей психологии.

Авторы остановились на трех аспектах:

1) работа преподавателя с психологической терминологией, пос­кольку таково назначение словаря-справочника;

2) семиотические аспекты преподавания психологии. Авторы убеждены, что только единство чувственного (особенно знакового)

и рационального (словесного) может обеспечить полноценное усво­ение знаний. Представленное пособие содержит 12 таблиц и более 40 рисунков;

3) роль задач в усвоении психологических знаний. Задачи еще слабо используются в преподавании психологии, но они незамени­мы. Нельзя научить мыслить, не решая задач.

III часть представляет собой словарь-справочник. Сюда вклю­чены все термины, которые выделены жирным шрифтом в части 1, полностью, без искажений, но иногда и дополненные, так как в раз­ных темах понятия могут раскрываться в разной степени полноты. Кроме того включены термины, не вошедшие в часть 1, но встреча­ющиеся в учебниках по общей психологии и других учебных изда­ниях и словарях. В этой части пособия представлен краткий библи­ографический справочник с кратким описанием существенных сто­рон биографий и научной деятельности известных отечественных и зарубежных психологов. Почти все имена, встречающиеся в текс­те, представлены в той или иной степени.

КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ

1. Сначала следует прочитать введение.

2. Затем можно приступить к чтению темы 1, затем 2, 3 и т.д. Об­ратите внимание на то, что в тексте жирным шрифтом выделены ос­новные понятия и термины.

3. Читая содержание темы или ее части, особое внимание удели­те терминам. Их интерпретацию вы найдете после каждого фраг­мента темы.

4. Если, работая над какой-либо темой, вы встречаетесь с терми­ном, который забыли или плохо поняли его значение, а после фраг­мента темы этот термин вы не обнаружили, то обратитесь к слова­рю-справочнику (том II пособия).

Внимание!

Термины в словаре расположены в соответствии с основным по­нятием темы (ощущением, восприятием, памятью и т.д.). Так, на­пример, термин «колебание внимания» будет расположен в разделе на букву «В», то есть «Внимания колебание», а не на букву «К»; термин «зрительные ощущения» ищите в разделе на букву «О»: «ощущения зри­тельные»; термин «гипербола» (в теме «Воображение») будет распола­гаться в разделе на букву «В», то есть «Воображение: гипербола».

4. Встречаясь с именами ученых, не забывайте заглядывать в Краткий биографический справочник (том II).

5. Затем целесообразно прочитать текст части II: Методичес­кие вопросы преподавания психологии (не важно, что вы, может быть, не преподаватель). К этому разделу можно обращаться при ос­воении любой темы. Это будет способствовать более осмысленному и глубокому усвоению материала.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.236 сек.