Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психосоциальные сети




Социальная смерть

Способность социального атома к регенерации

Способность социального атома к регенерации меня­ется с возрастом человека, вокруг которого он выстра­ивается. В молодые годы потеря друзей или всякого рода партнеров сравнительно легко может возместиться новыми друзьями или партнерами, причем почти всегда место утраченного человека занимает только один чело­век, реже — несколько. Бесчисленное множество соци­альных атомов находится в процессе регенерации. Они поочередно заполняют собой вакуум и стремятся к то­му, чтобы взаимно компенсировать свои потери. Тен­денцию социальных атомов к взаимной регенерации своей структуры и к поддержанию равновесия между собой Морено называет социостазом (90).

С возрастом все труднее становится компенсировать потери в нашем социальном атоме. Морено называет этот феномен «social death» (социальная смерть) (90). Речь здесь идет не о смерти души или тела, не о том, как мы умираем изнутри, а о том, как мы умираем извне. Величина и спаянность социального атома инди­вида может уменьшиться по разным причинам: из-за ут­раты любви, вследствие смерти, замены утраченного че­ловека менее подходящим. Смерть человека, относяще­гося к нашему социальному атому, означает в целом невосполнимую потерю, которая редко оценивается над­лежащим образом. С самого детства эта смерть оказы­вает ощутимое влияние на структуру нашего социаль­ного атома, пока наконец нас не постигает физический или психический недуг в качестве ее непосредственного воздействия. Сравнительно безопасные потрясения, ко­торые вызывает у нас социальная смерть, могут тем не менее приводить к преждевременной старости, болезни и к физической смерти. Таким людям необходимо об­рести новых друзей и партнеров, ибо с точки зрения выявления причин болезни гораздо перспективнее иметь дело с нарушениями в структуре их социаль­ного атома, нежели с их физическими или психиче­скими недугами.

В этой связи Морено подчеркивает важность пони­мания того, что мы живем и умираем не только внутри самих себя, но и снаружи. «Смерть — это функция жизни; она же есть и социальная реальность» (90).

Благодаря соединению социальных атомов спонтан­ными взаимными выборами индивидов, относящихся к разным атомам, становится возможным развитие социоэмоциональной внутренней структуры группы. Их сцеп­ление в удаленные друг от друга социальные агрегаты приводит к возникновению психосоциальных сетей, то есть широко развернутой внутренней структуры обще­ства (94). Эта внутренняя структура отличает общество от неструктурированной массы и, как мы знаем, прояв­ляется в социометрическом тесте в спонтанных выборах.

С позиции особой межчеловеческой антропологии, ле­жащей в основе социометрической системы — групповой психотерапии, социометрии и психодрамы Морено, — важно иметь в виду, что «спонтанность выборов в значе­нии любви» с точки зрения экзистенциального анализа — это «не просто выбор определенного "Ты"», а «выбор» бытия «как «Мы»-йности, как открытости сердца, как встречи» (9). А бытие как «Мы»-йность — это социаль­ное бытие, организация которого, как это показал Море­но в результате социометрического исследования социоэмоциональных структур и сетей, подчиняется собствен­ным законам. Человеческие индивиды обусловливают и осуществляют развитие этой универсальной социальной ор­ганизации, которая со своей стороны является предпосыл­кой развития самих индивидов и их самоактуализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.