Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социогенетический принцип




В результате ежегодных социометрических исследо­ваний групп детей и подростков всех возрастных ступе­ней были получены социограммы, соответствующие по своей основной структуре тем или иным возрастным сту­пеням членов групп. Создается впечатление, что более развитые или более дифференцированные формы груп­повой организации проистекают из более простых. Рука об руку с этим социальным созреванием происходит раз­витие индивидуального теле, развитие способности к ре­алистичной социокреативной интеракции.

Основываясь на этих исследованиях, Морено выдви­нул предположение oft янатогичнлм биогенетическомуСоциогенетическом принципе, который он также назы­вает «социогенетическим законом» (25). В поддержку своей гипотезы, «что организация группы в ее онтоге­нетическом развитии во многом аналогична модифика­циям форм, которые претерпело общество людей в про­цессе своего развития» (91), он приводит следующие соображения:

«В процессе ежегодных исследований было обнаруже­но, что спонтанные организации детей и подростков развиваются из более простых структур в более слож­ные. Под «простыми» мы подразумеваем «социометри­ческую простоту» структуры, то есть большое число отвергнутых отношений, большое число изолированных индивидов, дефицит более сложных структур, таких, как треугольники, четырехугольники, цепи и т.д. Мы относим «социометрическую простоту» к спонтанным и не застывшим институциональным группам. Вполне возможно, что сложные, например структурные, фор­мы мы обнаружим в примитивных культурных обще­ствах, равно как и среди общественных животных. Однако вопрос состоит в том, какие структуры могли бы спонтанно образовать эти застывшие общества, будь они подвергнуты социометрическому исследова­нию.

Исследования разных групп показывают, что на следующей стадии развития всегда можно обнаружить остатки низших организаций, а зачатки более высокой организациина предшествующей ей низшей стадии. Удалось выявить соответствия в организации спон­танных групп детей-дошкольников и детей с задержка­ми умственного развития, сходства в тенденциях соци­альной организации детей и примитивных групп, анало­гичные структуры у общественных животных.

Сущность социальной организации состоит в произ­растании общества из интеракций его членов. Это оп­ределение можно перевернуть, и оно не утратит своей верности: сущность социальных организаций состоит в произрастании интеракций из почвы общества. Какой из способов рассмотрения будет уместен, целиком за­висит от позиции наблюдателя» (91).

Поскольку психодрама имеет дело с человеческими интеракциями, важно рассмотреть их также в рамках социогенеза и его закономерностей. Знание различных социометрических стадий развития социальной организа­ции имеет большое значение для оценки степени соци­альной ретардации или регрессии человека или группы, которые могут восходить к самой ранней стадии социо­метрического развития - стадии горизонтальной диф­ференциации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.