КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первичный ролевой дефицит при задержках развития
Или первичный ролевой дефицит, при нарушениях генетической предрасположенности Хотя мы и не рассматриваем здесь генетические, или наследственные, нарушения, следует все же заметить, что именно они во многих случаях дают показания к проведению ролевых игр в рамках лечебной педагогики. При врожденной олигофрении интенсивная работа с больным может способствовать развитию у него определенной степени психического ролевого поведения. Основываясь на этом, в ролевой игре пациента можно обучить социальному ролевому поведению, во всяком случае, в его рудиментарной форме. В случае расстройств, возникших в раннем возрасте и, возможно, приведших к псевдоолигофрении, условия для ролевой терапии во многом являются сходными; однако прогноз при систематической ролевой терапии является здесь более благоприятным. Клиенты, которых коснулась та или иная форма ролевого дефицита, образовавшегося вследствие задержки развития, соответственно своему возрасту и направленным на них ожиданиям своего окружения (ролевым ожиданиям) обычно чувствуют, что от них требуют более дифференцированного ролевого поведения. Однако из-за блокирующих воздействий они лишь в редких случаях отваживаются это поведение апробировать, а потому в еще более редких случаях оно им удается. Постоянные фрустрации усиливают их чувство неполноценности и в дополнение к уже имеющейся задержке развития зачастую вызывают еще и регрессию (которая в зависимости от вида ролевой задержки может выражаться в депрессивной, гебефренической или иной симптоматике). Пример: Мальчик, воспитывавшийся в условиях гиперопеки со стороны матери, был практически отстранен ею от занятий спортом. Примерно в возрасте тринадцати лет, когда совместное времяпрепровождение сверстников почти всегда так или иначе связано со спортом, он становится аутсайдером. Вначале он пытается примкнуть к другим, однако его роль спортсмена крайне недоразвита, за что его или высмеивают, или просто игнорируют. К тому же у него возникает ролевой конфликт, поскольку — как вскоре ему приходится констатировать — роль изнеженного маменькиного сынка и роль спортивного озорника взаимно исключаются. Следуя по пути наименьшего сопротивления, он останавливается на роли маменькиного сынка и, устранив этим конфликт, первое время испытывает некоторое облегчение. В результате, однако, его роль аутсайдера становится еще более выраженной; у него пропадает радость к учебе, которая дается ему теперь лишь ценой огромного напряжения. Со временем он превращается в депрессивного невротика, страдающего навязчивостями. В данном случае в зависимости от стадии нарушения, в которой юноша приходит к врачу, психодрамотерапия может принимать разные формы. Если бы он обратился на первой стадии, когда еще пытался примкнуть к сверстникам и хотел обучиться разным спортивным ролям, то самым многообещающим средством была бы центрированная на группе психодрама с его товарищами — если бы таковая была возможна. В роли протагониста товарищи клиента могли бы осознать, насколько сильно блокирован он (в том числе и ими) в развитии данной роли и насколько сильно он от этого страдает. Возможно, в связи с этим новым пониманием его трудностей протагонист стал бы вызывать у них большую симпатию или по крайней мере он сделался бы для них более приемлемым, что позволило бы относиться к нему в будущем более терпимо. Они могли бы оказать ему содействие в спортивном развитии и интегрировать в свою социоэмоциональную структуру отношений по критерию «спорт». Кроме того, их товарищество облегчило бы разрешение его ролевого конфликта в духе прогрессии, то есть освоения новых ролей, и воспрепятствовало бы его застреванию в роли маменькиного сынка. Если центрированный на группе подход невозможен, то в другой психодраматической группе могут изыскиваться возможности, позволяющие клиенту устранить свой ролевой дефицит, например путем вступления в спортивную группу для начинающих. В разыгрывании будущего могут быть предупреждены и сглажены проблемы, связанные со взаимоотношениями с более юными членами спортивной группы. В психодраме может быть также переработан и разрешен за счет усиления способности клиента к самоутверждению и его конфликт с матерью. Если обсессивный невроз уже проявился, то его психодраматическая терапия начнется со сцен, относящихся к тому времени, когда он еще не начался, и продолжена с использованием психодраматических техник, которые должны помочь клиенту, так сказать, наверстать упущенное и развить его умение утверждать себя в такой степени, чтобы успешно противостоять своей матери (128). Работа с нею в психодраматической группе могла бы в решающей степени облегчить процесс семенной терапии.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |