КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ролевое развитие. Уже в этом примере из раннего детского возраста мы видим, как человеческое развитие, представленное в форме ролевого развития
Страх Регрессия Рис. 11 Уже в этом примере из раннего детского возраста мы видим, как человеческое развитие, представленное в форме ролевого развития, осуществляется между доверием и его потерей, то есть в силовом поле между страхом и смелостью. Человеческое развитие — это постоянная прогрессия от соматических ролей, имеющихся уже к концу эмбриональной стадии — растущего, дрыгающего ногами, — к трансцендентным ролям. В ходе нормального развития на каждой стадии добавляются новые роли, тогда как отдельные уже существующие роли теряют свое значение или же исчезают вовсе. Однако большая часть ролевого репертуара все же сохраняется или же на более или менее длительное время переходит в скрытое состояние, например роль школьника в отличие от роли учащегося. Исключение составляют четко ограниченные во времени соматические роли, такие, как роль человека, у которого режутся зубы, роль менструирующей, роженицы, больного и т.д., равно как и ограниченные во времени ролевые кластеры (96), объединяющие различные роли в роли более высокого порядка, например в роли ребенка. Важные соматические роли, такие, как роль дышащего, принимающего пищу и т.д., с рождения до самой смерти являются базальными жизненными ролями. Также и на психическом ролевом уровне ролевое поведение, освоенное в раннем возрасте, не сходит на нет при актуализации социальных и трансцендентно-интегративных ролей, а может только варьировать. В социальных ролях особенно четко проявляются фазы подъема, кульминации, спада и угасания. Их поворотные пункты, так же как и поворотные пункты соматических ролей, часто сопряжены с кризисами, которые могут вести к психическим расстройствам. Ролевое развитие можно представить следующим образом: Рис. 12. Ролевое развитие можно изобразить следующим образом: сплошные линии со стрелками — возникающие роли, пунктирные линии со стрелками — исчезающие роли. На вершине этого процесса развития стоит человек, который, как личность, способен действовать одновременно на соматическом, психическом, социальном и трансцендентно-интегративном ролевых уровнях. В качестве нарушений ролевого развития психопатологические синдромы проявляются тремя принципиально различными способами: 1. В перескакивании на другие ролевые уровни, минуя проме-жуточные, при неизменно прогредиентном направлении развития. 2. В застое развития. 3. В регрессии, то есть в частичном или полном отходе с уже достигнутых ролевых уровней. Рис. 13 а и б. Сплошная линия — нормальное развитие. а. Пунктирные линии — частично патологическое развитие. б. Пунктирные линии - патологическое развитие. ___________________Прогрессия_____________ Мужество А Соматическая Психическая Социальная Трансцендентная ролевая категория ролевая категория ролевая категория ролевая категория Б _________________Регрессия_______________
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |