КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
XIV. Общая характеристика психодрамотерапии
Групповой катарсис Групповой катарсис отчасти является обсервационным. Однако он отличается от последнего экзистенциальным участием всех членов группы в психодраме протагониста как члена группы. Говоря о разнице между групповым катарсисом и обсервационным, следует иметь в виду еще одно отличие воздействия психодрамы от воздействия драмы в театре. Благодаря театральному катарсису, который всегда является обсервационным, драматическое действие затрагивает зрителей как индивидов, составляющих более или менее анонимную массу людей, публику. Судьба фиктивного героя, человеческого прототипа, потрясает отдельных зрителей одновременно. Однако подлинная судьба данного актера остается для них неизвестной. Актеры и публика пребывают в состоянии анонимности. Театральный катарсис — это совместно приобретенный опыт, но не опыт общности. И наоборот, групповой катарсис (96) в психодраме — это опыт сообщества, возникающий благодаря содействию и сопереживанию участников группы подлинной судьбе реального члена группы. Ему принадлежит особая роль в лечении психотических больных и по этому поводу упоминается Морено следующим образом: «Особенно при лечении психотических лиц психодрама добилась удивительных результатов благодаря своего рода лю6овному катарсису, катарсису, проистекающему из соприкосновения с аналогично страдающими людьми" (93). Действовать целебнее, чем говорить (10). Я. Л. Морено Вназвании этой главы выражено сознательное ограничение последующего изложения психодрамотерапии. Данная книга не претендует на то, чтобы дать достаточно полный обзор результатов психодрамотерапии, которые в течение двух-трех последних десятилетий были опубликованы в разных странах. Речь скорее идет о том, чтобы показать, каким образом в основу практического применения психодрамы положены три выведенные Морено из реальных феноменов теории — учение об акциональном голоде, теория ролей и социометрия, объединенные более широкими рамками его теории спонтанности и креативности, и каким образом они могут служить целенаправленному установлению показаний ипланированию терапии. Учение о побудительных силах, теория ролей и социометрия отнюдь не касаются изолированных сфер жизни; напротив, они неразрывно друг с другом связаны. И тем не менее, рассматривая разные точки приложения психодрамотерапии иразличные ее техники, представляется вполне правомерным рассмотреть эти теории по отдельности, не упуская при этом из виду их внутренние взаимосвязи. Сложности иопасности, которые могут возникать в процессе психодрамотерапии, тоже досконально не обсуждаются, однако на них обращается внимание в практических примерах. Мы считаем вместе с Морено, что внутри установленных генетическими факторами границ как причинами, так и следствиями легких, равно как итяжелых психических расстройств являются нарушения нормальной динамики влечений, ролевого развития и поведения, а также структуры межчеловеческих отношении, или социального атома. Различия между патологическими нарушениями и психическими нарушениями, не выходящими пока еще за пределы нормы, понимаются Морено как градуальные. Поэтому как врач он ставит себя на одну доску с больными, а их здоровые задатки и возможности рассматривает точно так же, как нарушения и опасности, которые грозят здоровым людям или от них исходят. В одном из стихотворений Морено говорится: О, как я шелудив и хром, Чтоб путь самому мне пройти. Собственным беспокойством больной, Должен смотреть я на ваши страданья. Рана чья — твоя иль моя — должна затянуться сначала? Мне нужно помочь нам обоим: Вот все, что я знаю. Что ж, подойдите к постели моей, Больной иль здоровый, И от меня, больного врача, примите микстуру (79). В психодрамотерапии каждая психодраматическая игра используется вначале главным образом в диагностических целях. Терапевтические эффекты, однако, нередко возникают уже на первом занятии. С другой стороны, новые аспекты этиологии нарушения могут проявиться и на последующих психодраматических занятиях. Поэтому неверно говорить об исключительно диагностических или только терапевтических психодрамах. Важно, чтобы психодрамотерапевт осознавал оба аспекта каждой психодрамы и умел надлежащим образом их использовать.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |