КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аксиодрама
Прослеживание переживания, а также ценностных представлений другого человека, которое становится возможным в психодраме благодаря обмену ролями, приводит в область аксиологии, науки о ценностях. Когда Ките в письме Дж. Г. Рейнолдсу пишет: «Аксиомы в философии не будут аксиомами до тех пор, пока они не «прощупаны»: мы читаем прекрасные вещи, но никогда не понимаем их во всей полноте, до тех пор пока не проделали те же шаги, что и автор» (55), то этим он хочет сказать, что мы до тех пор полностью не поймем ценность философского труда, пока сами не переживем его содержание и сами не проследим за развитием его автора. В этом смысле психодраму вместе с центральным значением обмена ролями можно, пожалуй, назвать в целом аксиоматическим методом. Под аксиодрамой же наряду с психодраматическим прослеживанием общих ценностных представлений Морено понимает прежде всего полемику с космическими аксиомами. Предпосылкой этого является глобальное использование дополнительной реальности в психодраме. Она расширяет человеческий горизонт во всех направлениях. Она развивает фантазию, гибкость, воображение, доверие к себе, активность и креативность. Ослабляя эгоцентрическую фиксацию на «Я», она вместе с тем способствует усилению «Я» благодаря эмоциональной и осознанной интеграции индивида во всеобъемлющие связи бытия. Именно поэтому уже более полувека Морено отстаивает идею многостороннего понимания человека и мира и предостерегает от последствий одностороннего развития интеллекта в ущерб эмоциональной и социальной креативности. Предполагая, что основанный исключительно на разуме образ мира, которым психоанализ сужает человека, привел бы к духовному обеднению или к компенсации пустоты душевного переживания наркотиками, Морено, будучи еще молодым медиком, вынужден был в беседе с Фрейдом адресовать основателю психоанализа следующие часто цитируемые слова: «Я начинаю свой труд там, где вы, господин Фрейд, его заканчиваете. Вы встречаете людей в неестественной обстановке вашего врачебного кабинета, я же встречаю людей в их естественном окружении: на улице и в их квартирах. Вы анализируете сны людей. Я же хочу придать им мужество для новых сновидений. Я обучаю людей играть в Бога» (93). То, что подразумевается под этими загадочными словами, становится ясным только через понимание аксиодрамы. Под аксиодрамой в узком смысле Морено понимает полемику человека на сцене с аксиоматическим положением вещей бытия. Морено сводит весь свой труд к космической аксиоме, подобно тому как Евклид вывел всю свою геометрию из двенадцати аксиом. Наиболее важными аксиомами Морено являются: 1. Существование вселенной есть проявление невиданной креативности. 2. Аксиоматическим является также наличие креативных сил, стоящих за явлениями. 3. Человек — это всегда часть космоса в целом. Морено считает важным, что мы все более осознаем космические измерения и пропорции и переживаем наше бытие во взаимосвязи со вселенной (92). Благодаря введению психодраматических техник аксиодрама предоставляет для этого особые возможности. Человек, к примеру, в своем воображении «может поменяться» ролями с мировым Творцом и попытаться развить живое представление о силах, стоящих за всеми явлениями. После такой попытки он начинает осознавать невиданные измерения космоса, относиться к себе и своим проблемам с должным спокойствием. Если при обмене ролями мы пытаемся мыслить с позиции аксиоматического существования бесконечной вселенной, то мы не только развиваем более пластичное представление о креативных силах мира, но и приходим также к другому отношению к самим себе, к опыту, который Симона Вейль описывает следующими словами: «Как только в силу нашего согласия с необходимостью мы отказываемся от того, чтобы мыслить от первого лица, мы видим себя как бы извне, внизу нас, ибо мы встали на сторону Бога» (137). Поскольку наше узко ограниченное «Я» фактически связано с мышлением от первого лица, упомянутый Симоной Вейль «отказ» от него очень близок обмену ролями. Такой отказ от мышления от первого лица соответствует неполному обмену ролями. Идея полного аксиоматического обмена ролями, возможно, бессознательно лежит в основе христианства, согласно учению которого в Христе Бог стал подлинным человеком, а человек — истинным Богом. Подобного рода обмен ролями происходит тогда, когда человек на какое-то время перемещается в роль Бога и получает при этом доступ к космической креативности, Творцу. Поэтическим выражением такого воображаемого аксиоматического обмена ролями является «Завещание отца». Вошедшие в этот сборник стихотворения Морено следует понимать как проявление человеческого сознания, которое, словно при обмене ролями, идентифицируется с Творцом вселенной и предоставляет слово Создателю в человеческой речи. Благодаря отказу от мышления в первом лице, как при обмене ролями, человек «встал на сторону Бога». Поэтому «инфляции "Я"» - по терминологии К.Г. Юнга — не происходит (54). Завещание отца начинается словами: Я отец. Я отец моего сына. Я отец моей матери и моего отца. Я отец моего предка и предка моего предка. Я отец моего брата и моей сестры. Я отец моего внука и моего правнука. Я отец неба над моей головой и земли под моими ногами. Я отец птицы на моем плече и зверя у моих ног. Я отец молнии из моих туч и радуги над вашими крышами. Я отец цветов перед моими глазами и слов, обращенных к моим ушам. Я отец твоих ушей и уст, возникших из моего слова. Я отец клубов пыли и тишины в пустыне. Я горб, изогнутый, чтоб вас нести. Я щит, укрывающий, чтоб силы вам придать. Я семя, всходящее, чтоб вас преумножить.
Я певец, поющий, чтоб чествовать вас. Я птица, взлетающая, чтоб вас поднять. Я небо, усыпанное звездами, чтоб вас короновать. Я утешаю, я безутешен. Я крещу, я не крещен. Я сужу, я неподсуден. Я сотворяю, я не сотворен. Я благословляю, я не благословлен. Я сгибаю, я несгибаем (79). Если в этих стихах говорит человеческий дух, расширенный при обмене ролями до переживания мирового Творца, то в другом стихотворении в «Завещании отца» отец говорит непосредственно с сыном, Творец — непосредственно с человеком: Я — это я, и ты, и ты, и ты. Не обманись, мой сын. Ты — не ты. Когда ты руку к солнцу поднимаешь, тяжелую от плуга, Не обманись, мой сын. То, что движешь ты и видишь в ветре, кровь твоя и лямка — Моя рука. Когда ты ребенка своего зачинаешь, когда весну приносишь в дом, Не обманись, мой сын. Что создал ты, несешь и поднимаешь в ветре — Мое дитя. Когда, посеяв и пожав, ты тело серое зарываешь в пашню, Не обманись, мой сын. И то, что вскапываешь ты, возделываешь, воспеваешь, — Моя земля (79).
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |