КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примирение с интроектом
Важной предпосылкой здоровья человека в ядре его личности является примирение с интроектом. Благодаря своему необычайно сильному катартическому воздействию оно наступает в психодраме, как правило, очень быстро и со стойким эффектом. Достаточно бывает даже одного занятия, чтобы благодаря такому катарсису произошло исцеление. Согласно И.Г. Шультцу, «истинное психокатартическое переживание означает преобразование и интегративное упорядочивание в самых глубоких слоях души, прежде всего в аффективно-душевной структуре». К этой глубинной структуре относятся интроекты. Речь здесь идет о внешних влияниях на маленького ребенка со стороны родителей или других лиц, которые затем интериоризируются и запечатлеваются в его душе. Вместе с образом (имаго) родителей они могут, даже вопреки воле данного индивида, стать ведущим образом и бессознательно определять его поступки. Согласно психоаналитической теории, они участвуют в построении «Сверх-Я». Они могут влиять на поведение человека изнутри, но также переноситься вовне на других реальных людей, выполняющих функцию носителей проекций, возможно даже в виде сгущений и галлюцинаций, и тем самым нарушать или делать невозможным реалистичное отношение к этим людям. Они являются по-прежнему действенными даже тогда, когда у взрослого человека внешне уже произошло отделение от родителей или он потерял их из-за смерти. Если его отделение от матери или отца, например вследствие их жесткости или эмоциональной обедненности, смогло произойти лишь при агрессивном сопротивлении или пассивном уклонении, то такое внешнее отделение является обычно всего лишь мнимым. Инфантильная привязанность продолжает существовать в виде привязанности к интроекту. Она может привести к тяжелому интрапсихическому конфликту, если, к примеру, властное «Сверх-Я» — выражаясь психоаналитическим языком — бескомпромиссно противостоит сильным стремлениям и побуждениям «Я» и «Оно». В результате возникают неврозы, психозы, а также всякого рода нарушения поведения, создающие препятствия данному человеку до тех пор, пока не наступит его примирение с интроектом и не станет возможным внутреннее отделение и освобождение. Дополнительная реальность психодрамы обеспечивает быстрый запуск этого процесса. Пример: Сначала следует упомянуть психодраму, в которой примирение с интроектом не являлось основным. Тем не менее данная психодраматическая игра, проведенная утром в рамках учебного семинара, стала предпосылкой для последующего психодраматического примирения другого члена группы с интроектом своего отца. В утренней психодраматической игре была воспроизведена очень теплая атмосфера в совершенно обычной, ничем не примечательной семье, особое положение протагониста — как самого юного среди братьев и сестер, — соперничество с ними, поведение матери, которая, преследуя благие намерения, в любой затруднительной ситуации обычно становится между отцом и сыном, тем самым мешая, а иногда даже препятствуя не только выяснению отношений, но и коммуникации между ними. Во время монолога протагонист начинает вдруг испытывать неподдельное сожаление по поводу этого обстоятельства и говорит: «Я стремлюсь к более глубоким контактам с отцом; в сущности, ведь я его очень люблю». При этом у него появляются слезы. После нескольких разыгранных сцен психодраматическая игра заканчивается изображением весьма гармоничного семейного празднества. В следующей фазе психодрамы, фазе обсуждения, протагонист сообщает, что благодаря психодраматической игре его отношение к своему отцу стало для него гораздо более ясным. Несколько мужчин — участников группы явно взволнованы, они сообщают о своей идентификации с протагонистом. Данная психодраматическая игра привела в действие мощный центрированный на теме групповой процесс. В самом начале вечернего занятия вызывается другой участник группы, примерно тридцатипятилетнего возраста, который в отличие от состояния на утренней психодраме выглядит напряженным и бледным. Запинаясь, он сообщает, что испытывает огромное напряжение из-за последней психодрамы. У него пропал аппетит, и он ни к чему не притронулся во время обеда. Затем с больной головой и резью в желудке лег в постель, но ему никак не давали уснуть будоражащие душу образы-представления: он видел себя стоящим на вершине голой, изрезанной трещинами скалы, смотрящим сверху вниз на темное круглое озеро. И вдруг он понял, что это бездонное озеро наполнено его невыплаканными слезами. Рассказчику едва удается сдержать в этом месте плач, однако, захлебываясь от слез, он продолжает описывать густой, окружающий воду лес. Вдруг из-за верхушек елей появляется фигура его отца, она становится все больше и больше, пока наконец не заслоняет самого его, то есть стоящего, как и прежде, на скале сына. В этот момент рассказчик разражается бурными рыданиями. Группа подавлена. Пока все в растерянности молчат, ведущий, сохраняя спокойствие, садится рядом с громко плачущим участником группы. Дождавшись, когда он немного успокоится, ведущий психодрамы обращается к нему с вопросом, жив ли его отец. «Нет», — отвечает тот. Снова разразившись бурными рыданиями, участник группы продолжает: «Мой отец умер десять лет назад, а я с тех пор ни разу не побывал на его могиле». Его состояние является показанием для отреагирования в психодраме. Психодрамотерапевт подводит участника группы, ставшего теперь протагонистом, к сцене и осведомляется, не чувствовал ли он в детстве или в юности угрозы для себя со стороны отца. Протагонист отвечает утвердительно и вспоминает, как был наказан отцом после неудачного вступительного экзамена в гимназию. Этот рассказ немного успокаивает протагониста. Вдруг вновь взволнованно он говорит: «Тогда я не хотел понять, как тяжело было отцу, как ему было одиноко рядом с вечно причитающей матерью. У нас дома всегда была напряженная атмосфера». Во время рассказа психодрамотерапевт ставит перед протагонистом пустой стул. Он просит его представить на этом стуле отца и описать его внешность. Став позади него, он дублирует \ТД - терапевт в роли дубля, ТО - терапевт в роли отца, ТП терапевт в роли протагониста, П — протагонист, ПО — протагонист в роли отца — Прим. авт.\ ТД: «Сейчас я представляю на стуле отца...» П: «Он сидит слегка наклонившись вперед, его лицо бледное, тонкие губы сжаты. Я отчетливо вижу перед собой его седые, редкие волосы, печальные, строгие глаза... Он выглядит очень плохо. Раньше я никогда этого не замечал! Мы никогда не разговаривали между собой по душам». ТД: «Но теперь я вижу, как плохо ты выглядишь. Теперь я могу сказать тебе, отцу, то, что я никогда не решался сказать». П: «Да, теперь я скажу тебе то, что ты и так уже, наверное, знаешь... я всегда тебя только ненавидел; тебя и еще больше мать». ТД: «Мать...» П: «Сделала твою и без того тяжелую жизнь совсем невыносимой!» Психодрамотерапевт меняет роли. Присев на корточки позади пустого стула, занятого имаго отца, он в роли отца говорит: ТО: «Все же ты это заметил?» П (бурно рыдая): «Пожалуй, я всегда это знал, но никогда тебе этого не говорил. Между нами всегда была ненависть, и все же мне так хотелось бы сойтись с тобой 6лиже!» ТО: «В самом деле?» П (снова рыдая): «Ну конечно! Если бы я признался тебе в этом раньше!» В этом месте происходит обмен ролями: сидя на стуле протагониста, психодрамотерапевт в его роли повторяет последние его слова: ТП: «Если бы я сказал тебе это раньше!» Протагонист в роли собственного отца отвечает: ПО: «Ну, ладно, ладно, мой славный мальчик!» Обмен ролями: ТО: «Ну, ладно, ладно, мой славный мальчик!» Протагонист рыдает. Неожиданно его плач прекращается. Видя это, психодрамотерапевт прерывает сцену и вместе с протагонистом выходит на веранду. Тот прислоняется к деревянному столбу и, тихо плача, постепенно успокаивается. С благодарной улыбкой он смотрит на терапевта, рассеянно гладит его по щеке. После этой катартической психодрамы оба испытывают огромное облегчение. Короткая беседа о детях протагониста возвращает к внешней реальности. Он говорит: «Да и я сам веду себя в отношении моего восьмилетнего сына не намного лучше, чем вел себя по отношению ко мне мой отец. Но теперь все будет по-другому!» Оба смеются. Чары окончательно развеиваются. Словно освободившись от тяжелого кошмара, протагонист и психодрамотерапевт возвращаются в группу. Своим спокойствием они разительно отличаются от остальных членов группы, по-прежнему сидящих словно в оцепенении. Почти у всех, особенно у мужчин, влажные от слез глаза. Вся группа направляется на веранду. Сначала молча, затем и вербально происходит психодраматический шеринг. Протагонист полностью расслаблен. Его замечание: «Теперь я могу отправиться на могилу отца без чувства вины и ненависти» — указывает на происшедшее на психодраматическом занятии примирение с интроектом. Комментарий: Пример является иллюстрацией того, как в результате идентификации с протагонистом на одном психодраматическом занятии другой участник группы, глубоко ему сопереживая, становится протагонистом следующей психодрамы. Благодаря идентификациям других участников группы приводится в действие центрированный на теме групповой терапевтический процесс. Второе психодраматическое занятие достигает своей кульминации в акционально-катартическом примирении протагониста с интроектом. Внутренний резонанс, который вызвала у второго протагониста игра первого, является причиной спонтанного кататимного переживания образов, то есть представления образов, соответствующих его внутренней реальности. Символическое содержание этих образов выражает отношение к отцу, вызывавшему у протагониста сильное чувство страха. В катамнезе, спустя одиннадцать месяцев после этого занятия, он утверждает, что этот кататимный образ неоднократно всплывал в его памяти. При этом, однако, вместо темного озера он каждый раз видел луг, усеянный цветами. Спонтанную трансформацию кататимного образа после психодрамы можно рассматривать как свидетельство происшедших в протагонисте изменений.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |