КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительная реальность опыта «Я» Расширение сознания в отношении внешней реальности
XII. ПСИХОДРАМА КАК РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ Можно сказать, что психодрама представляет собой попытку разрушить дуализм между фантазией и реальностью и восстановить изначальную целостность (96). Я. Л. Морено Наряду с реальными событиями и данностями в психодраме могут конкретно изображаться также всякого рода фантазии и сновидения, представления, галлюцинации и опыт Deja-vu. Все эти образы, согласно Хаппиху, относятся к «зоне фантастических и сказочных продуктов, мифов, гениального и творческого» (44). В результате психодраматического изображения они становятся, так сказать, реальными. Реальность претерпевает расширение, которое Морено называет дополнительной реальностью (Surplus-Reality) (96). Благодаря психодраматическому переживанию дополнительной реальности всегда происходит расширение сознания протагониста, равно как партнеров и зрителей. Мы подразделяем дополнительную реальность на дополнительную реальность опыта «Я» и дополнительную реальность опыта «Ты». Дополнительная реальность опыта «Я» в свою очередь подразделяется на дополнительную реальность, благодаря которой наше сознание расширяется в отношении внешней реальности, и на дополнительную реальность, благодаря которой наше сознание претерпевает расширение в отношении внутренней реальности. О расширении сознания в отношении внешней реальности отчасти уже говорилось в предыдущих главах. Здесь следует лишь еще раз упомянуть, что этот вид дополнительной реальности позволяет нам: а) ввести в игру будущее в качестве ожидания или испытания (репетиция будущего) (140); б) сделать в психодраме необратимые события обратимыми («обращение» необратимых событий). Так, например, клиент, оказавшийся в настоящий момент в затруднительном положении или постоянно находившийся под гнетом внешних обстоятельств в прошлой своей жизни, может реализовать свои (возможно, уже подавленные) желания на сцене и научиться их осуществлять. В случае необходимости, как, например, при неврозах навязчивых состояний (128), чтобы произошла полная Realisation Symbolique \Символическая реализация (фр.). — Прим. ред.\ (121), необходимо пережить в иной форме содержание целого отрезка жизни. Кроме того, дополнительная реальность позволяет: в) искупить вину (психодраматическое искупление вины). Эта потребность представляет собой задачу особого рода. К примеру, клиент чувствует свою вину перед кем-либо из родственников или партнером по межличностным отношениям, из-за чего тяжело страдают сами отношения. Позиции обоих партнеров могут быть такими жесткими, что ни принесение извинений, ни прощение в их обычном сознании уже не укладываются. Сначала в психодраме воспроизводится сам инцидент, из-за которого возникло чувство вины. Своеобразие психодраматического события позволяет постороннему партнеру, выступающему в роли визави протагониста, почувствовать, насколько глубоко тот его оскорбил. В следующей сцене изображается реально Существующее состояние накопившейся ненависти у одного партнера и невысказанного гнетущего чувства вины у другого. В третьей сцене протагонист получает возможность воспользоваться дополнительной реальностью психодрамы и в интеракции с тем же самым партнером, выступающим в роли оскорбленного им визави, проиграть различные формы разговора, объяснения и принесения извинений. Ролевая обратная связь партнера, то есть его послеигровой или «постпсиходраматический» отчет о чувствах, испытанных им во время психодраматической интеракции, а также собственный опыт протагониста, приобретенный при обмене ролями (форма расширения сознания через опыт «Ты»), открывают ему совершенно новые возможности для того, чтобы уладить дело в реальной жизни. Если человека, которому было нанесено оскорбление, уже нет в живых, то психодраматическое искупление вины, особенно если речь идет об одном из родителей, может иметь еще большее значение. Оно сводится к акционально-катартическому примирению с интроектом и описывается в следующем разделе.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |