Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная реальность опыта «Я» Расширение сознания в отношении внешней реальности




XII. ПСИХОДРАМА КАК РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ

Можно сказать, что психодрама представ­ляет собой попытку разрушить дуализм меж­ду фантазией и реальностью и восстановить изначальную целостность (96).

Я. Л. Морено

Наряду с реальными событиями и данностями в пси­ходраме могут конкретно изображаться также всякого рода фантазии и сновидения, представления, галлюцина­ции и опыт Deja-vu. Все эти образы, согласно Хаппиху, относятся к «зоне фантастических и сказочных продук­тов, мифов, гениального и творческого» (44). В резуль­тате психодраматического изображения они становятся, так сказать, реальными. Реальность претерпевает расши­рение, которое Морено называет дополнительной реаль­ностью (Surplus-Reality) (96). Благодаря психодраматическому переживанию дополнительной реальности всег­да происходит расширение сознания протагониста, равно как партнеров и зрителей.

Мы подразделяем дополнительную реальность на дополнительную реальность опыта «Я» и дополнительную реальность опыта «Ты».

Дополнительная реальность опыта «Я» в свою оче­редь подразделяется на дополнительную реальность, благодаря которой наше со­знание расширяется в отношении внешней реально­сти, и на дополнительную реальность, благодаря которой наше со­знание претерпевает расширение в отношении внут­ренней реальности.

О расширении сознания в отношении внешней реаль­ности отчасти уже говорилось в предыдущих главах. Здесь следует лишь еще раз упомянуть, что этот вид до­полнительной реальности позволяет нам:

а) ввести в игру будущее в качестве ожидания или испы­тания (репетиция будущего) (140);

б) сделать в психодраме необратимые события обрати­мыми («обращение» необратимых событий). Так, на­пример, клиент, оказавшийся в настоящий момент в затруднительном положении или постоянно находив­шийся под гнетом внешних обстоятельств в прошлой своей жизни, может реализовать свои (возможно, уже подавленные) желания на сцене и научиться их осуществлять.

В случае необходимости, как, например, при невро­зах навязчивых состояний (128), чтобы произошла пол­ная Realisation Symbolique \Символическая реализация (фр.).Прим. ред.\ (121), необходимо пережить в иной форме содержание целого отрезка жизни.

Кроме того, дополнительная реальность позволяет:

в) искупить вину (психодраматическое искупление ви­ны). Эта потребность представляет собой задачу осо­бого рода.

К примеру, клиент чувствует свою вину перед кем-либо из родственников или партнером по межличност­ным отношениям, из-за чего тяжело страдают сами отно­шения. Позиции обоих партнеров могут быть такими же­сткими, что ни принесение извинений, ни прощение в их обычном сознании уже не укладываются. Сначала в психодраме воспроизводится сам инцидент, из-за которого возникло чувство вины. Своеобразие психодраматического события позволяет постороннему партнеру, высту­пающему в роли визави протагониста, почувствовать, на­сколько глубоко тот его оскорбил. В следующей сцене изображается реально Существующее состояние накопив­шейся ненависти у одного партнера и невысказанного гнетущего чувства вины у другого. В третьей сцене про­тагонист получает возможность воспользоваться допол­нительной реальностью психодрамы и в интеракции с тем же самым партнером, выступающим в роли оскорб­ленного им визави, проиграть различные формы разговора, объяснения и принесения извинений. Ролевая об­ратная связь партнера, то есть его послеигровой или «постпсиходраматический» отчет о чувствах, испытан­ных им во время психодраматической интеракции, а так­же собственный опыт протагониста, приобретенный при обмене ролями (форма расширения сознания через опыт «Ты»), открывают ему совершенно новые возможности для того, чтобы уладить дело в реальной жизни.

Если человека, которому было нанесено оскорбление, уже нет в живых, то психодраматическое искупление вины, особенно если речь идет об одном из родителей, может иметь еще большее значение. Оно сводится к акционально-катартическому примирению с интроектом и описывается в следующем разделе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.