КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Импровизационная игра
Импровизационная игра вводится по желанию отдельных или всех членов группы. Нет ничего заранее определенного. Она развертывается сама по себе сообразно соответствующим в той или иной мере действительности или абсолютно фантастическим представлениям играющих. Первый пример: Один из участников группы первым покидает круг, образованный членами группы, идет на сцену, усаживается за «ресторанным столиком» и подзывает к себе другую участницу группы, выступающую в роли хозяйки: «Что бы я делал, если бы не вы, дорогая хозяйка! Опять у меня сплошные неприятности...» «Скверно, скверно, — отвечает участница группы в роли хозяйки, — но у меня припасена для вас ваша любимая водка. Она помогла многим развеять тоску. Я мигом принесу двойную порцию и немного посижу с вами». Пока они болтают друг с другом, еще один участник группы спонтанно вскакивает на сцену и в роли хозяина орудует за стойкой. Вдруг он озабоченно смотрит на них и восклицает: «Паулина, ты же совсем забыла про других гостей и снова переживаешь из-за Фрица! Твой бедный муж может только позавидовать». Тут другие члены группы в самых разных ролях сами собой устремляются в «гостиницу» и садятся друг против друга соответственно исполняемым ролям. Через какое-то время вся группа оказывается в действии, за исключением всегда обособленного аутсайдера, который на протяжении всей импровизационной игры пребывает в роли зрителя. Комментарий: Начало сцены в гостинице сразу выявило соперничество между двумя участниками группы, стремящимися расположить к себе участницу группы, выделяющуюся среди других своей отзывчивостью. Ведущий группы также и в спонтанно развертывающейся импровизационной игре может организовать обмен ролями. Если это не просто игра, то в следующей за нею фазе обсуждения — как в психодраме — особое значение придается подробной ролевой обратной связи. Описание чувств, испытываемых в отдельных ролях, способствует абстрагированию этих чувств от придуманных ролей и осознанию с позиций социометрии и групповой динамики собственных межчеловеческих отношений. Второй пример: Участница группы открывает импровизационную игру восклицанием: «Давайте поиграем в животных! Я буду мурлычущей кошкой». Она ложится на сцене, потягивается и мурлычет: «Хм, как приятно греться на солнце!» Вот появляется другой участник группы и, изображая собаку, гавкает на кошку: «Эй, ты, брысь отсюда, я не позволю тебе занять самое лучшее место». Он надоедает кошке до тех пор, пока она не вспрыгивает на стул и со словами «здесь вверху на дереве гораздо лучше» презрительно взирает сверху вниз на собаку. Во время их разговора на сцене появляются зайцы, косули, лисица, а также слон и лев. Один участник группы берет другого под руку, подводит к стоящему на сцене стулу и становится рядом с ним на другой стул. Оттуда сверху он, изображая сову, обращается к своему другу, попугаю: «Посмотри на этих глупых зверей, они насмешничают друг над другом, не подозревая, что могут прийти охотники. К тому же они топчут такие красивые растения и совершенно не замечают этого. Чем же они будут питаться, когда наступит засуха? Но что я могу сделать, если они не обращают на меня никакого внимания! Ты, попугай, передай им мои предостережения!» И вот уже попугай обращается к животным: «Вы, глупые головы, где только ваш разум? Послушайте-ка, что я вам скажу, и передайте это всем дальше. Придут охотники и всех вас перестреляют, если вы и впредь будете так беспечны...» В этот момент один из немногих зрителей со словами «тогда я буду мышкой» прыгает в угол комнаты, в то время как попугай призывает зверей подумать, как они будут защищаться. Вняв его словам, они тут же, разбившись на небольшие группки, обсуждают, что следует предпринять. Зайцам, однако, представляется первостепенной защита от лисицы. Один из них находит себе прибежище у слона, который обещает ему в любом случае предоставить укрытие. Лисица, однако, вообще не обращает внимания на зайцев. Она и другие звери столпились вокруг попугая, который, находясь посередине, в оживленном диалоге с совой обсуждает создавшееся положение. Пока участники группы играют в животных, обученный социометрии ведущий психодрамы наблюдает за их действиями. Он отмечает, как часто они обращаются друг к другу и друг другом пренебрегают, как часто совпадают и расходятся их мнения, и набрасывает следующую схему, представляющую собой нечто среднее между акто- и социограммой. Социометрическая интерпретация: В групповой структуре выявляются два индивида-лидера. Семь обращений к попугаю делают его звездой притяжения. Прямым и окольным путем он связывается, если не учитывать обособленных зрителей, образующих пару взаимного обращения, и мыши, со всеми членами группы. Таким образом, он представляет собой «популярного лидера». Рис. 8. Актосоциограмма отображает не непосредственные выборы и отвержения членов группы, а частоту их активного обращения друг к другу и противодействия друг другу. Кружки — женщины, треугольники — мужчины; сплошные линии — обращения; пунктирные линии — противодействия; цифры рядом с линиями — степень интенсивности обращения или противодействия. Духовным лидером группы является все же сова. Она занимает позицию «обособленного социометрического лидера». У совы и попугая наиболее интенсивная связь друг с другом. Через это теле-отношение сова оказывает влияние на всю группу. Такое отношение называется «аристотеле». Лев и слон с четырьмя обращениями у каждого являются достаточно влиятельными членами группы. Лиса является звездой отталкивания. Кроме того, имеются одиннадцать пар взаимного выбора, две пары взаимного отвержения, две короткие цепные структуры, но ни одной закрытой треугольной. Актосоциограмма может быть положена в основу следующего группового занятия и при необходимости обсуждена психодрамотерапевтом вместе с группой. Чтобы не нанести травмы, необходимо тщательно оценить силу «Я» отдельных членов группы и взвесить, нужно ли вообще показывать актосоциограмму группе. Возможно, участникам группы покажется оскорбительным, что сова втихую ими манипулирует, и они будут притеснять того, кто ее изображал. Или же они посмотрят на попугая как на пустого болтуна, отвернутся от него и обратятся к сове. Проводится сравнение между отношениями животных и реальными отношениями между участниками группы, результатом которого может стать центрированная на группе психодрама. Актосоциограмма может рассматриваться, однако, и с точки зрения иерархической последовательности и стать поводом к психодраме, центрированной на протагонисте. В самом бедственном положении находится лисица. Человек, изображавший мышь, комментирует актосоциограмму следующим замечанием: «Прямо как дома! Отец дает всем указания, а втихую же, подобно сове, семьей управляет мать. Я всегда, насколько это было возможно, держался в стороне и наблюдал за этим домашним цирком издали». Социометрическая обработка импровизационной игры позволяет раскрыть социоэмоциональную структуру группы и позиции отдельных ее членов. Она дает основание для проведения психодрам, центрированных на группе и на протагонисте. По этой причине импровизационная игра причисляется к психодраматическим техникам разогрева.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |