Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевая игра




Ролевая игра — «role-training» по Морено (96) — выполняет преимущественно педагогическую функцию. Поэтому ее называют также педагогической ролевой иг­рой. Сам Морено использует термин «role-training» для разграничения тренинговой ролевой игры с ее соци­ально-педагогической функцией и психодрамы, пресле­дующей терапевтические цели. В конце концов, не все ведь роли, в которых мы действуем, приспособлены для нас! В интеллектуальном и техническом отношении мы можем быть вполне удовлетворительными врачами, учителями, рабочими, психотерапевтами и дипломата­ми и все же на протяжении всей жизни не справляться с ролью врача, учителя, рабочего, психотерапевта или дипломата. В результате могут возникнуть профессио­нальные проблемы, которые, приобретая хронический характер, оказывают патогенное воздействие. Морено в течение всей жизни критиковал наше одностороннее ин­теллектуальное или практическое образование и подчер­кивал важное значение социального тренинга (social training). Поскольку, согласно его представлениям, че­ловека формируют и деформируют — достаточно вспомнить о deformation professionelle — его роли, он уделяет особое внимание психогигиеническому аспекту ролевой игры.

Сопровождаемая обучением, ролевая игра может быть необычайно полезной. Во многих университетах молодые медики, например, прежде чем приступить к своей работе в больнице, в ролевой игре знакомятся со своей будущей ролью врача. Члены группы изображают в игре медсестер, пациентов, их родственников и обра­щаются со всевозможными вопросами и просьбами к молодому врачу. Если он со своей ролью справляется плохо, то производится обмен ролями. В таком случае будущий врач в роли пациента на собственном опыте знакомится с тем воздействием, которое оказывает на других его поведение.

В ролевой игре наряду с техникой «обмен ролями» часто используется техника «зеркало» и лишь в редких случаях «дублирование». Так, к примеру, в ролевой иг­ре молодые учителя могут проводить уроки. Группа изображает неуправляемый школьный класс. Обычно сцена просто проигрывается, в особых же ситуациях производится обмен ролями. Обученные психодраме вспомогательные «Я», то есть специальные ассистенты, наблюдают за ходом занятия. По завершении игры вспомогательное «Я» подражает манерам молодой учи­тельницы во время урока, в то время как группа ста­рается вести себя как в предшествовавшей игре. Вся сцена урока подается учительнице, так сказать, в зеркальном отражении. Если собственное ее поведение в какой-то момент покажется ей неумелым, она тут же может войти вместо вспомогательного «Я» в роль учи­теля и предпринять новую, возможно, более успешную попытку справиться с ролью.

Большую пользу может принести также и видеоза­пись. При этом, однако, протагонисту придется отказать­ся от ролевой обратной связи «зеркально отражающего» вспомогательного «Я».

Ролевая игра, однако, имеет целью не только обу­чение определенному ролевому поведению, в ходе ко­торого всеми психодраматическими средствами следует предупреждать возникновение ролевой ригидности. Ро­левая игра служит также интеграции ролей. Зачастую включение новой роли в жизнь человека, например ро­ли матери в жизнь работающей женщины или роли суп­руга в жизнь закоренелого холостяка, дается с большим трудом. В этих случаях ролевые игры могут облегчить интеграцию ролей, нередко позволяя сделать это еще до того, как возникнут обусловленные ролевыми конф­ликтами сложности, и тем самым способствуя психоги­гиене (120).

Ролевая игра имеет также большое значение и для предотвращения ятрогенной ролевой дезинтеграции с вторичным распадом личности, который нередко можно наблюдать в качестве одного из симптомов госпитализма при стационарном лечении психических больных. Кроме того, терапевтическая сторона ролевой игры на­ходит свое применение при лечении «атрофии ролей», обычно возникающей при длительном пребывании боль­ного в клинике, затем при десенсибилизации фобических больных и при реабилитации. Здесь программным является отучение от привычной роли «пациента» на­ряду с приучением заново к старым ролям и опробо­ванием новых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.