КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психодрама, центрированная на теме
Психодрама, центрированная на протагонистe, или на индивиде Формы психодрамотерапии Центрированная на протагонисте психодрама, как говорит уже само название, концентрируется на протагонисте, или на главном исполнителе, который с помощью ведущего психодрамы и партнеров изображает в психодраматической игре реальную или воображаемую ситуацию из своей жизни. Более детально процесс центрированной на протагонисте психодрамы описан в предыдущих главах. Здесь следует только еще раз отметить, что благодаря сценическому изображению становится понятным и наглядным своеобразие протагониста в переживании существующей межличностной ситуации и во взаимодействии с другими, втянутыми в эту ситуацию людьми. Игра воспроизводит особенности протагониста «in actu» и «in situ» и имеет поэтому очень важное диагностическое значение. Центрированная на протагонисте психодрама является также раскрывающей психотерапией, поскольку в свободном психодраматическом действии вытесненные события очень быстро достигают уровня переживания и осознания. Связанный с этим катарсис способствует эмоциональному раскрепощению и оживлению тех или иных житейских ситуаций, вызывающих невротическую реакцию. Даже если центрированная на протагонисте психодрама вращается вокруг протагониста, то в этой форме терапии протагонист все же не вращается вокруг себя самого. Он действует, как уже говорилось, не только в собственной роли, но и в ролях своих партнеров по взаимоотношениям. Все это после прежней, преимущественно односторонней, оценки своего положения обогащает его многосторонним опытом «Я» и опытом «Ты» и, кроме того, знанием новых возможностей, позволяющих проявлять гибкость, терпимость, высказывать различные суждения и самоутверждаться. На этих важных промежуточных результатах основана изменяющая поведение часть психодрамы, центрированной на протагонисте. Последняя в подлинном смысле является креативной и, как любая форма психодрамотерапии, содержит возможность опробования и разучивания новых способов поведения, обеспечивающих более эффективные «совладения» с реальностью. Примером центрированной на протагонисте психодрамы служит описание на с. 182 — 186. Если на занятии группы нет актуального группового конфликта или замотивированного протагониста, как это нередко бывает в новых группах, то всегда находится тема, затрагивающая всех членов группы, которая должна быть проиллюстрирована каждым из них через изображение соответствующих событий. Вначале, например, один из участников группы заводит разговор о том, что он всегда испытывает волнение, оказавшись среди незнакомых людей. Другой выражает свое понимание и говорит, что ему тоже знакомо это тягостное чувство, возникающее у него по любому поводу. Третий утверждает, что со школы ничего подобного уже не испытывает, однако его самого это удивляет, поскольку в остальных случаях он очень часто ведет себя неумело и тоже испытывает страх. Затрагивая тему страха, одна участница группы замечает, что боится только того, что муж ей изменяет, хотя этот страх не имеет никаких реальных оснований. Пожалуй, правильнее будет это назвать не страхом, а ревностью. Другой участник группы, вздыхая, прерывает ее речь; с такими сценами он хорошо знаком благодаря своей жене. На вопрос, не ведомо ли ему самому чувство ревности, он рассказывает, как еще ребенком ревновал к своей младшей сестре, которой слишком много восторгались. В ходе относительно короткой групповой беседы страх и ревность оказываются центральными темами занятия. Члены группы решают, что неплохо было бы каждому участнику вкратце изобразить ситуацию, в которой страх или ревность угнетали его самого. Небольшие эпизоды (или, как их еще называют, виньетки), как и любая психодрама, играются на импровизационной основе. При этом, за исключением незаменимой техники обмена ролями, другие психодраматические техники применяются лишь в редких случаях. Короткие сценические представления часто позволяют распознать важные проблемы отдельных участников группы. Они служат материалом для последующей — центрированной на протагонисте или направленной на группу — психодрамы. Почти всегда, однако, находятся также члены группы, изображающие в психодраме, центрированной на теме, динамику группы, например страх перед другим членом группы, перед ведущим группы или перед новым лечением. Ревность к другим членам группы тоже может стать как предметом центрированной на теме психодрамы некоторых членов группы, так и последующих центрированных на группе психодрам. Социальные проблемы служат поводом для проведения социодрам или для опробования в игре социокреативных проектов. В целом центрированные на теме психодрамы могут быть для участников группы началом процессов познания и обучения и дополняться, к примеру, ролевыми играми. Зачастую они оказываются отправной точкой для психотерапевтических или социотерапевтических психодрам. Ввиду этой функции центрированная на теме психодрама причисляется к психодраматическим техникам разогрева. Кроме того, ее функция, как и, например, интеракции, центрированной на теме, по Р. Кон (20), состоит в том, чтобы создавать в групповом процессе определенное равновесие между обсуждением, акцентированным на группе, человеке и теме, коллективе, индивиде и «третьей вещи», как Бертольт Брехт называет тему или цель, объединяющую различных индивидов в совместном действии (15).
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |