Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Processing, или процесс-анализ




Шеринг

Шеринг является важной частью или особо важной функцией заключительной фазы психодрамы. Само слово нельзя точно перевести с английского. Мы по­нимаем под ним непосредственное постпсиходраматическое сопереживание с протагонистом, которое, на­пример, может выражаться через идентификации, воз­никшие у зрителя на основе соответствующих пережи­ваний, имевших место в его собственной истории жиз­ни. Как правило, в шеринге ими делятся спонтанно.

Если до сих пор протагонист считал свое страдание чем-то уникальным, то благодаря шерингу оно приоб­ретает для него общечеловеческие черты. Протагонист и зритель испытывают глубокое единение. Наряду с этим разделением жизненного опыта шеринг означает также сострадание с протагонистом в его бедах, несение вместе с ним его бремени, а также сопереживание ис­пытываемой благодаря катарсису радости облегчения. "Один несет бремя другого", ставшее при обмене ро­лями в фазе игры пережитой действительностью, рас­ширяется в шеринге до опыта "Многие несут одно бре­мя". После чрезвычайно интенсивных психодрам груп­па может быть настолько взволнована, что первое вре­мя изъявляет свою близость с протагонистом просто теплым, сочувствующим молчанием. Иногда партнеры и зрители выражают протагонисту сочувствие его судь­бе искренними, сердечными словами. После бурных психодрам в качестве особой формы шеринга приемле­ма короткая совместная прогулка.

При этом психодрама не обсуждается. Только по воз­вращении в комнату для занятий психодрамой протаго­нист и группа полемизируют о том, что произошло в психодраме.

В некоторых случаях имеет смысл ограничить третью фазу психодрамы шерингом. Благодаря этому ограничению тяжело страдающий пациент может почув­ствовать себя целиком принятым другими. В таком ше­ринге чувства симпатии, глубоко запрятанные в его ду­ше, снова могут зашевелиться и найти живое участие у членов группы. Морено называет такой прорыв чувств взаимной симпатии катарсисом любви (93) и подчеркивает его особую важность в лечении психоти­ческих больных.

В целом третья фаза психодрамы благодаря высказы­ваниям, исходящим от ролевого переживания относи­тельно посторонних партнеров, способствует более ин­тенсивному осознанию событий и констелляций, возве­денных в игре из вытесненного в пережитое. Она углуб­ляет знание о констелляционном гнете и порочном круге и позволяет закрепить понимание, обретенное в качест­ве опыта «Я» и опыта «Ты» при обмене ролями.

Для всей психодрамотерапии решающим является последействие психодраматического переживания. Оно проявляется тем отчетливее, чем сильнее вера терапевта в воздействие эмоционального опыта. Психотерапевты, над которыми довлеет вера в силу рассудка, рациональ­ными толкованиями оценочного характера ставят этот эффект под угрозу. Этим они почти всегда выказывают недостаток собственного психодраматического опыта.

После того как благодаря ролевой обратной связи удалось зафиксировать в сознании то, что было пред­ставлено протагонистом во время игры, а также его зача­стую мимолетные эмоциональные переживания в различ­ных ролях (равно как и переживания партнеров), после того как идентификационная обратная связь позволила выявить отклик, который психодраматическая игра на­шла у членов группы, и после того как в шеринге были задействованы экзистенциальные возможности психодра­матического и постпсиходраматического сопереживания и совместного бытия, заключительная фаза психодрамы находит свое завершение в Processing, или в процесс-анализе. Процесс-анализ лучше всего проводить после достаточно длительной паузы, а при необходимости только на следующем групповом занятии. События про­шедшей психодрамы исследуются теперь с позиции тео­рии ролей и социометрии, а также рассматриваются в их внутренней взаимосвязи и в их взаимосвязи с миром. К примеру, тот факт, что протагонист в одних ролях мог быть очень спонтанным, а в других, напротив, казался скованным, анализируется с точки зрения его обуслов­ленности социометрическими констелляциями nunc et olim (теперь и/или когда-то). Те в свою очередь рас­сматриваются в рамках взаимосвязей с обществом. И на­оборот, социометрические констелляции, общественные и внешние (космические) связи с миром освещаются в их зависимости от пассивности и активности индивида. Групповой процесс психодраматической группы исследу­ется также и с этих позиций. Во многих случаях из про­цесс-анализа вытекают показания к дальнейшему изучению настоящих или прошлых ситуаций в последующих драмах, равно как и к психодраматическому исследова­нию разнообразных возможностей изменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.