Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Катарсис в психодраме




XIII. ПСИХОДРАМА КАК ОСВОБОЖДЕНИЕ

Прометей дал себя заковать не для того, чтобы покорить и победить. Он еще раз по­рождает себя самого и наглядно доказыва­ет, что жизнь в оковах была актом его сво­бодной воли (83).

Я. Л. Морено

Стихотворения, подобные цитированным, возникают в процессе и вследствие катарсиса. Понятие катарсиса, которое в буквальном переводе означает очищение, или облагораживание, встречается уже в античных мистери­ях. В Египте и в Греции человек должен был «очистить себя от всего остального» (13), чтобы его сознание могло принять целостный характер и увидеть объединенными в своем творческом начале противоречия внешнего мира (13). Катарсис должен был устранить фиксацию на «Я», очистить человека для посвящения в божественное таин­ство. «Великий опыт» (26) во все времена и во всех культурах описывался как освобождение, поскольку в нем наше отношение к бытию как к основе нас самих уже не искажается фиксированным на «Я» бытием-в-мире, той формой бытия, которая в крайних проявлениях тревоги, страха, жажды добычи и манерности принимает вид психического расстройства (9). Напротив, внешний мир и окружение становятся прозрачными. Бытие гово­рит от себя! В экзистенциально-аналитической термино­логии это означало бы, что в этом состоянии мы пережи­ваем бытие как основу, благодаря которой и ради кото­рой каждый из нас существует словно в своем, мы — словно в нашем (9). Существованию, основанному на этом бытии, самоотчуждение, как собственное отчужде­ние от бытия, не грозит.

Однако наша фиксация на «Я», или «эпидемия "Я"», как говорил молодой Я.Л. Морено, снова и снова впуты­вает нас в кажущиеся неразрешимыми проблемы, кото­рые блокируют наши креативные возможности. Зача­стую только катарсис, как радикальное очищение в смысле внутреннего освобождения, может стать исход­ным положением для нового начала. Кризис, изменение, метанойя происходят в нем, равно как и в катарсисе пси­ходрамы, подобно прорыву. Катартическое значение психодрамы Морено описывает следующими словами:

«Однако эта безумная страсть, это раскрытие жизни в мнимом, не действует подобно болезни, а под­тверждает тезис: каждый истинный Второй Раз есть освобождение от Первого. Освобождениеназвание идеализированное, ибо полное повторение делает его предмет смешным. В отношении своей собственной жизни, всего, что сделано и делается, человек приобре­тает качество творцачувство истинной свободы, свободы от своей природы. Первый Раз вызывает бла­годаря Второму смех. И во Второй Развнешнетоже говорят, едят, пьют, творят, спят, просыпают­ся, пишут, спорят, борются, приобретают, теряют, умирают. Однако via же самая боль уже не действует на актеров и зрителей как боль, то же самое вожделе­ние не действует как вожделение, та же самая мысль не действует как мысль, а действует без боли, без со­знания, без мысли, без смерти. Каждая фигура из бы­тия сама собой перемещается в мнимое, а мнимое и ре­альное утопают в смехе.

Это последний театр. Театр импровизации был освобождением мнимого. Это мнимое есть освобождение жизни. Театр конца не есть вечный возврат одного и того же в силу железной необходимости, он противоположность этому, само­произвольный возврат самого себя. Прометей дал себя заковать не для того, чтобы покорить и победить. Он еще раз порождает себя самого и наглядно доказывает, что жизнь в оковах была актом его свободной воли» (83).

Катарсис — это потрясение и прорыв застывших чувств, означающий вместе с тем потрясение и прорыв затвердевших структур. В этом смысле Морено придает катарсису огромное значение в лечении неврозов креа­тивности, то есть тех нарушений, для которых характер­но блокирование креативности пациента. Однако в этом контексте речь идет не только об освобождении катарси­са. Как и при всяком освобождении человеческой спонтанности в целом, речь идет об ее превращении в креа­тивность. В данной катарсисом возможности нового на­чала и раскрытия человеческой креативности (положе­ние вещей, ярким свидетельством которого являются все истинные произведения искусства) Морено видит глав­ное предназначение катарсиса и поэтому обычно говорит о креативном катарсисе (88).

Как показывает приведенная выше цитата, исследова­ние и терапевтическое использование катартических фе­номенов с самого начала своего творчества Морено рас­сматривает в качестве важнейшей теоретической и прак­тической основы психодрамотерапии. Своими исследова­ниями катарсиса он смыкается с Аристотелем, но вместе с тем уходит далеко вперед благодаря дифференциации ка­чественно и функционально различных форм катарсиса. С одной стороны, Морено говорит об эстетическом, этиче­ском, интегративном или любовном катарсисе и прочих характерных для катарсиса формах его проявления, с другой стороны, с точки зрения его функции говорит об обсервационном, акциональном и групповом катарсисе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.