Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акциональный катарсис




Результаты предыдущих театрально -эксперименталь­ных и психодраматических исследований побудили Мо­рено разграничить обсервационный катарсис как обще­известную форму катарсиса, и акциональный катарсис который, во всяком случае в нашей культурной среде в качестве катарсиса осознанно не рассматривается. К та­кому психодраматическому рассмотрению психокатарси­са ведут, как пишет Морено, два пути:

«Один путь ведет от греческой драмы к современ­ной узаконенной драме и вместе с тем к универсально­му признанию аристотелевского понятия катарсиса Другой путь идет от религий Востока. В этих религи­ях святой, чтобы стать Спасителем, должен действо­вать, то есть осуществить идеал религии в своей жиз­ни. В греческой же драме духовное очищение являлось процессом, происходящим в зрителе, «пассивным катарсисам». В религиозном переживании процесс очище­ния происходит в самом индивиде, его собственная жизнь становится всеобщей драмой. Это «активный катарсис». В греческой драме процесс осуществления изображается на сцене в символической фигуре. Актёр не идентифицируется с героем, он его просто играет. В религиозном протагонисте процесс происходит субъ­ективно, то есть в живой персоне того, кто стремит­ся к катарсису. Пассивный и активный или эстетиче­ский и этический катарсисы здесь противопоставлены друг другу. Из Древней Греции мы сохранили драму и сцену, тогда как от Ближнего Востока переняли принцип осуществления катарсиса в самом конкретном че­ловеке" (93).

Согласно мореновскому анализу катарсиса, катарсис психодрамы — это прежде всего акциональный катарсис актеров. Обсервационный катарсис зрителей — это эф­фект психодрамы, желаемый, так сказать, лишь во вто­рую очередь. Морено подчеркивает, что при акциональном катарсисе, в отличие от театра, речь идет не о катарсисе, в отличие от театра, речь идет не о катарсисе Personae dramatis \Драматическая маска {лат.) — Прим. ред.\ в рамках заранее подготовленного представления, а о катарсисе спонтанного протагони­ста в психодраме его жизни, в которой он в спонтанном действии сам порождает Personae dramatis иодновремен­но освобождается из ее плена.

Если акционально-катартический процесс в психодра­ме вызывается интеракциями в ходе общения, то управ­ляется он спонтанными мыслями протагониста, которые регулируются ведущим психодрамы. Этот процесс экзи­стенциально сопереживается и до известной степени раз­деляется всей группой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.