КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие
Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков Указ Президента Российской Федерации № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (от 6 сентября 1993 г.) направлен на активизацию деятельности государственных структур в сфере профилактики развития дезадаптационных процессов среди подростков. Для оказания помощи таким детям создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В России в настоящее время насчитывается около 450 специализированных учреждений социальной защиты подобного типа. Правительством Российской Федерации разработан ряд целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В Москве, например, принята городская программа «Дети улиц», в рамках которой совместно с Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании» была разработана «Концепция реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска». В связи с этим все большее внимание уделяется развитию социальной работы в рамках системы образования, которая предусматривает защиту прав детства. Во многих регионах России уже сложились системы как по выявлению детей, нуждающихся в различных формах поддержки, так и по формам оказания им непосредственной помощи. Большое значение придается не только формам реабилитации, но и профилактике девиантного поведения детей и подростков. Превентивные меры по локализации девиантных проблем осуществляются через систему Психолого-медико-социальных центров, деятельность которых направлена на раннее обнаружение детской дезадаптации и девиации. Комплексный подход к проблемам детей и подростков предполагает такие виды поддержки, как психологическая и медицинская. Структура управления профилактики воспитательной деятельности предполагает следующие последовательные действия ПМС-центров: • изучение и планирование объектов деятельности; • выдвижение целей и задач управления; • планирование деятельности; • организация деятельности и взаимодействие подсистем; • регулирование и корректировка планов деятельности; • контроль и учет достижений; • оценка и анализ итогов и результатов деятельности; • выдвижение новых целей и задач. ПМС-центры в своей работе по реализации профилактических задач взаимодействуют с различными социальными институтами: органами социальной защиты, правоохранительными органами, попечительскими советами, государственными органами управления образованием, медицинскими службами, специальными школами, средствами массовой информации, дошкольными учреждениями и др. Сегодня, когда назрела необходимость создания новых парадигм воспитания, особое значение приобретает новая профессия − социальный педагог. Большое внимание уделяется также научным разработкам по социальной педагогике. Социально-педагогические службы призваны обеспечить диагностику, коррекцию и управление отношениями в социуме в интересах становления и развития полноценной, здоровой, социально защищенной и творчески активной личности. Деятельность социального работника направлена на поддержание, развитие и реабилитацию отдельных клиентов и социальных групп. Работа социального педагога в основном заключается в воспитании человека в социуме. Специфика его работы, в отличие от работы школьного учителя или другого работника народного образования, состоит в том, что ему приходится работать непосредственно с семьей и на «улице». В связи с этим основными функциями социального работника являются следующие: —диагностическая (постановка социального диагноза «заболевания» клиента, семьи или группы); —терапевтическая (определение возможных средств «лечения»: исправление ситуации, условий, непосредственное оказание помощи, консультирование, психотерапия, коррекция, использование контрактной службы и т.д.); —диспетчерская (в случае, требующем вмешательства других специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, экономиста, юриста и т.д. или содействия органов власти, обеспечение их дальнейшего участия в судьбе клиента); —информационная (сбор информации о клиенте, семье или группе семей, проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального «вмешательства»; и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о социальных услугах, предоставляемых конкретной службой или учреждением данного региона). Однако на рынке труда сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников не разделяются. Скорее, этим специалистам требуются дополнительные специфические знания, например: дополнительное образование в области терапии, музыки или групповой работы и установка на повышение квалификации и т. д. Высок спрос на способность к концептуальной работе, готовность к участию в изменении и обновлении, совместной работе с добровольцами, а также с сотрудниками администрации и управлений, социальных служб. Социальный работник в области образования, как показывает мировой опыт, помогает ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации. В связи с этим функции социального работника конкретизируются применительно к этой задаче: • деятельность социального работника направлена на оказание помощи и поддержки ребенку в ситуациях дезадаптации; • социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов социального обеспечения для лиц, пользующихся льготами, социальными пособиями, пенсиями; • защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности; • выступает посредником между ребенком и социальным окружением − школой, семьей, социальными институтами; • организует и проводит консультации для детей, педагогического коллектива, родителей, общественных и государственных служб по проблемам охраны и защиты детства, образования. Можно сказать, что социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости. В России специальность «социальный педагог» еще только формируется, хотя на рынке труда уже определилось ее более самостоятельное положение, чем специальность «социальный работник». Известная профессия «педагог-организатор» в начале 90-х гг. получает качественно новый смысл, означая специалиста в области социального воспитания и работы с молодежью. Должностные обязанности социального педагога в соответствии с Тарифно-квалификационной характеристикой включают в себя: · осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей); · изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условий жизни; · выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки; · посредничество между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; · определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей); · организация различных видов социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении; · установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде; · содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья; · осуществление работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей; · взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. Таким образом, социальный педагог осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и, прежде всего, самого учащегося. Социальная работа в системе образования и в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов становится все более необходимым, Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т. д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой делинквентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |