Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В пенитенциарной системе




Нормативно-правовые аспекты социальной работы

В России еще только зарождается опыт социальной работы с заключенными. Во вновь принятом Уголовном Кодексе Россий­ской Федерации, вступившим в действие с 1 января 1996 г. ука­зываются три цели наказания:

—восстановление социальной справедливости;

—исправление осужденного;

—предупреждение совершения новых преступлений.

В 1995 г. приказом МВД Российской Федерации были утвер­ждены новые правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах (СИЗО). В соответствии с этим документом права заключенных были значительно расширены, например, были отменены все ограничения по переписке. Находящиеся в СИЗО получили также разрешение распоряжаться имуществом, участвовать в гражданско-правовых сделках (завещать, дарить, передавать имущество по доверенности и т. д.) и заключать бра­ки. В СИЗО были введены платные услуги для заключенных с целью улучшения их бытовых условий.

Кроме того, новыми правилами заключенным разрешается участвовать в отправлении религиозных обрядов в специально оборудованных помещениях. Кроме Русской Православной церкви, в пенитенциарных учреждениях России активно дей­ствуют и представители других конфессий. Религиозная дея­тельность в пенитенциарных учреждениях представлена тре­мя формами: в виде культовой деятельности, духовно-просве­тительской работы, а также в форме психотерапевтической и психокоррекционной деятельности.

В соответствии с исправительно-трудовым законодательст­вом в исправительно-трудовых колониях осуществляется все­общее среднее образование осужденных из числа молодежи. В последнее время во многих ИТК открылись и учебные группы высших учебных заведений (заочная и вечерняя формы). Воз­можность получения образования имеет несомненную социаль­ную значимость для заключенных:

—повышается их социальный статус;

—препятствует интеллектуальной и культурной деграда­ции, которой подвержены большинство попавших в заключение;

—открывает возможности реализации внутренних потен­циалов заключенных, способствует развитию навыков прогно­зирования собственного поведения;

—помогает выработать адекватную самооценку и т.д.

В нормативных документах, регламентирующих деятель­ность учреждений пенитенциарной системы, нет упоминания о социальной работе, как самостоятельном виде деятельности, а в штатном расписании не предусмотрена должность социаль­ного работника. Однако социальная работа как таковая ведет­ся всеми сотрудниками этих учреждений и отличается специ­фическими чертами:

—она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;

—ее объектом являются лица с высоким индексом социаль­ного неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

—она проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико-правовых концепций, обусловленных менталитетом «тю­ремного персонала» и менталитетом «тюремного мира»;

—она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;

—она не прекращается с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру;

—социальный работник (или сотрудник, осуществляющий социальную работу в рамках пенитенциарного учреждения) объективно занимает особое место, являясь не только посредником между властью и гражданином, но и осуществляя мис­сию посредничества между философией наказания и враждеб­ной ей философией преступного мира. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения обеих сторон в этих антагонистических отношениях.

В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники призваны выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обраще­ния с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигие­нических условий их проживания, проводить меры по охране их здоровья и т.д.

Основными задачами социальных работников при работе с заключенными являются: прием и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификация осужденного, наблюдение, разработка исправительных мер, развитие и укрепление социально-полезных связей между за­ключенными и внешним миром, помощь в самоисправлении и подготовка их к освобождению и ресоциализации. Обязанно­стью социального работника является также работа с семьями заключенных, психологическая помощь в подготовке к встрече с отбывшим срок заключения членом семьи.

Социальный работник в пенитенциарном учреждении призван также содействовать социально-правовой защищенности персо­нала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом.

Социальной работе как виду деятельности присущи специ­фические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарной системе. Среди них умение рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование кон­тактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в вы­явлении проблемы и поисках ее решения; организация ком­плексного подхода и координации усилий различных специа­листов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении проблем клиента. Особую ценность пред­ставляет методика работы с клиентом и т. д.

Цели социальной работы в условиях пенитенциарной системы заключаются в оказании помощи заключенным:

—в осознании необходимости изменения своей судьбы. Установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с клиентами, проведение диагностической подготовки;

—в анализе своих противоправных поступков и потребностей;

—в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами
тюремного быта;

—в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях, например, умения принимать ответственные решения;

—в решении административных и финансовых вопросов.

Социальная работа занимает особое место среди других ви­дов воздействия на заключенных. В статье 6 Исправительно-трудового Кодекса выделяются пять основных направлений ис­правления и перевоспитания заключенных:

− режим отбывания наказания − система право ограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осу­жденного, которая направлена на достижение целей наказания;

—общественно-полезный труд − выступает в качестве обязан­ности осужденного и права лица, содержащегося под стражей;

—воспитательная работа: к ней относятся культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспи­тание;

—общеобразовательная подготовка;

—профессиональная подготовка;

—оперативная деятельность − направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений.

Каждое из этих направлений включает в себя компоненты социальной работы. Однако социальную работу необходимо рас­сматривать и как самостоятельное направление деятельности, не являющееся средством исправления и перевоспитания за­ключенных, но обеспечивает успешное развитие этих процес­сов. В таблице представлены основные критерии каждого из этих направлений.

Таблица

Основные критерии деятельности

№№ п/п Критерии Оперативная работа Режимная работа Воспитательная работа Социальная работа
  На какие ценности опирается? Долг, безопасность, личный интерес Дисциплина, порядок, взыскание, поощрение Гуманистические, культурно-просветительские ценности Базовые ценности (семья, положение в обществе, материально-бытовые условия, возможности развития, степень защищенности и т.д.)
  Достижение каких целей наказания обеспечивает? Частная и общая интервенция Кара, исправление, частная интервенция Перевоспитание, частная превенция, исправление Перевоспитание, частная и общая превенция, восстановление нарушенных социальных связей заключенного
  На каком этапе работы ожидается результат? В период отбывания наказания Немедленно В период отбывания наказания На протяжении всей жизни субъекта
  Каков характер отношений наказуемого к сотруднику? Доверие, основанное на принуждении, убеждениях или интересе Как к непреодолимой или труднопреодолимой обезличенной силе Отношения «воспитатель-ученик», «старший-младший» Партнерские отношения, отношения «специалист-клиент», реже патерналистские



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.