КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Петр великий и его время
В.И.Буганов
…В России петровского времени существовали все три формы мелкой промышленности: домашние промыслы, ремесло и мелкое товарное производство. Ремесленники – представители первой формы – олицетворяли натуральное хозяйство, в котором сам производитель полностью потреблял изготовленные им же изделия. Ремесленник второй формы работал уже по заказу потребителя, его изделия выходили за пределы его хозяйства, а сам он отрывался, полностью или частично, от пашенных занятий. Наконец, ремесленник третьей формы продавал свои изделия как товар на рынке или сам, или через скупщика, представителя торгового капитала; сам же он становился мелким товаропроизводителем, связанным с рынком. В России быстро развивались все три формы мелкой промышленности. Мануфактуры, как и мелкая промышленность, появились в России давно, но до правления Петра дожило их сравнительно немного – всего один-два десятка. Того, что они поставляли, не хватало даже на самые необходимые нужды. Достаточно сказать, что железо и прочие металлы привозили из Швеции, а с началом Северной войны этот канал сразу же был перекрыт. Из-за границы шли также медь, серебро, золото и другие металлы, ружья и сукна. Так дальше продолжаться не могло. Хозяйство страны и начавшаяся война требовали много железа и меди для изготовления орудий труда и войны, кожи и сукна для одежды, гражданской, солдатской, матросской. Петр и власти организовали поиски руд. Там, где их находили, строили предприятия, причем очень быстро. В самом начале века повелением Петра на Урале появились заводы Невьянский, Каменский, Уктусский, Алапаевский и др.; в Карелии – Петровский (там, где сейчас Петрозаводск), Алексеевский, Повенецкий и Кончезерский; в Воронежском крае – Липецкий и Кузьминский. 11 крупных заводов вступили в строй, принадлежали они казне или частным лицам, например Н. Демидову. И в последующие годы строительство мануфактур в России продолжалось – возникали металлургические (железоделательные, медеплавильные) заводы, выплавка чугуна со 150 тыс. пуд. в 1700 г. (первый гoд Северной войны) поднялась до 800 тыс. пуд. в год кончины Петра. В области промышленности при Петре появилось много нового. На первое место в металлургии выдвинулся быстро развивавшийся Урал. Старые районы, Тульский и Олонецкий, отходили на второй план. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии. Около Нерчинска, за Байкалом в 1704 г. построили первый сереброплавильный завод. Bceгo при Петре существовало около 200 предприятий. Как правило, это крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцы мануфактур – преимущественно купцы, реже дворяне (Меншиков, князь А.М.Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, крестьяне. Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Она была проникнута духом меркантилизма. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых мер зависимость России от импорта существенно сократилась или прекратилась. Более того, Россия начала вывозить в зарубежные страны железо, высоко ценимое в Англии и Голландии, полотно и др. Так, в 1700 г., согласно данным московской таможни, в Россию из Швеции ввезли около 35 тыс. пуд. железа, а в 1726 г. только через Петербург и Ригу за границу продали более 55 тыс. пуд. русского железа. С 1712 г. Россия перестала закупать в Европе оружие. В 1724 г. Петр и власти ввели покровительственный таможенный тариф – высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия. На мануфактурах применяли труд наемных работников. Однако все большее значение получал труд принудительный – труд крепостных, купленных (посессионных) крестьян, наконец, государственных (казенных, черносошных) крестьян, которых «приписывали» к заводам, заставляли работать на них. Указ Петра 18 января 1721 г. разрешал «для размножения таких заводов как шляхетству (дворянству), так и купецким людям к тем заводам деревни покупать невозбранно, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно». В целом при Петре, в значительной степени его тщанием, Россия сделала большой скачок в промышленном развитии. Петр придавал большое значение торговле, внутренней и внешней. Главное же, чем он был, несомненно, доволен, – экономическая независимость России, активный внешнеторговый баланс. Сельское хозяйство времени Петра не может поразить такими же сдвигами, какие произошли в промышленности. Продукция увеличивалась, но путем не интенсивным, а экстенсивным – прежде всего за счет расширения посевных площадей; улучшение орудий труде и культуры земледелия происходило весьма медленно, Новые земли вводились в оборот на юге и востоке – в Среднем Поволжье и Сибири. Именно туда бежали крестьяне в поисках воли и лучшей доли. В 1718 г. по велению Петра началась всеобщая перепись населения. В 1724 г. стало известно, что из более чем 15 млн жителей России податное население (т. е. без дворянства и духовенства, не плативших налоги) состояло из 5,57 млн душ мужского пола (без Украины, Эстляндии, Лифляндии и не обложенных подушной податью народов Заволжья и Сибири); из них в сельской местности проживало 5,4 млн душ мужского пола; крепостные составляли 3,176 млн душ. Подушная подать, введенная одновременно с переписью, имела одно немаловажное и благотворное последствие. Если раньше, при поземельной (посошной) и подворной (тоже по сути дела поземельной) системам, обложения крестьянин старался распахивать земли поменьше, то теперь, при взимании налога с души, он распахивает ее как можно больше. Ввиду этого в XVIII в., при Петре и позднее, в хозяйственный оборот вводилось большое количество новых земель. Увеличилась при Петре численность работных людей на мануфактурах и промыслах, водном и гужевом транспорте. В наемные работники поступали гулящие, беглые, бездомовные, неимущие, выбившиеся из привычной среды люди, немало среди них было и отходников из крепостных крестьян – помещики отпускали своих подданных из сел и деревень, чтобы получить с них оброчные платежи, нередко в повышенном размере. В отличие от Западной Европы, где крупная промышленность развивалась на базе ликвидации крепостного права, интенсивного первоначального накопления, создания большого рынка труда из-за массового разорения крестьян (например, огораживания и сгона крестьян с земли в Англии), в России крепостное право оставалось до начала второй половины XIX в. Неудивительны поэтому те деформации, которыми сопровождалось развитие русской промышленности: применение на фабриках и заводах, и в довольно значительном объеме, крепостного труда (крепостных, приписных, посессионных, отданных на заводы по указу крестьян и других людей). Появление в городах довольно большого числа работных людей с мануфактур, разного рода чернорабочих внесло новый и заметный элемент в состав городского населения. Они составляли ту его часть, которую регламент Главного магистрата (учреждения, ведавшего городами) называл «нерегулярными гражданами». Это «подлые люди, обретающиеся в наймах и в черновых работах». Они не имели права участия в выборах представителей городского самоуправления, что являлось прерогативой «регулярных граждан» – купцов и ремесленников. Богатые граждане из их числа – «знатные купцы, которые имеют знатные большие торги», доктора, аптекари, живописцы, шкиперы и прочие интеллигенты, а также близкие к ним из числа ремесленников (иконники, золотых и серебряных дел мастера) – составляли первую гильдию. Во вторую гильдию входили прочие ремесленники и торговцы, что победнее. Купцы-владельцы мануфактур или купцы, торговавшие с заморскими странами, по своему высокому положению составляли особую группу и подчинялись соответствующим центральным учреждениям – коллегиям, а не городовым магистратам по месту жительства. Их освобождали от службы по выборным должностям, торговли казенными товарами, сбора таможенных пошлин, от военных постоев. Это были существенные привилегии, и они их очень ценили. Русское купечество представляло собой зарождавшийся класс буржуазии. При Петре ее формирование, активность заметно возросли. Сам законодатель ограждал их интересы и собственность. При Петре изменился и состав дворянства. В его ряды вошли по служебным заслугам и царскому пожалованию многие выходцы из других сословий, вплоть до «подлых». Все они, дворяне старой и новой формации, получали земли и крестьян. В их руки перешли сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых. Важным приобретением для дворян стало окончательное слияние поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения службы на государя; его несоблюдение могло закончиться конфискацией поместья в казну), и вотчин, безусловных владений. Это оформил известный указ Петра о единонаследии от 23 марта 1714 г. Помимо того что дворяне получали от царя, они присваивали, с его же благословения, земли на юге Европейской России (набеги крымцев к тому времени ослабели), в Поволжье и Заволжье. В ход шли насильственные захваты, незаконные сделки на землю. Появлялось русское дворянское землевладение в Лифляндии и Карелии по мере успехов России в Северной войне. На смену старому делению дворян на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки; все они заседали в Боярской думе – высшем совещательном органе при царе), столичные (стольники, спальники и т. д., вплоть до дворян московских) и провинциальные (дворяне и дети боярские по «городам», т. е. по уездам) пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. Петровская «Табель о рангах», обнародованная 24 января 1722 г., окончательно зафиксировала принцип чиновной, бюрократической выслуги. Новый закон Петра разделил службу на гражданскую и военную. Та и другая получили 14 классов, или рангов, в распределении чинов. Получив чин VIII класса, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя. Чины XIV – IX классов тоже давали дворянство, но только личное, не потомственное. Новая система расширила количественно ряды дворянства российского – прочной опоры феодального государства, власти самого императора. Новые дворяне получали земельные владения и крепостных крестьян, патенты на чины и награды, благословляя судьбу и счастливый случай. Дворяне занимали безусловно господствующее положение в обществе — им принадлежали имения с крепостными, они были руководителями в учреждениях, армии и на флоте. Но при этом царь заставлял их учиться «цыфири и геометрии» в школах, посылал в Морскую академия, Инженерную и Артиллерийскую школы, им основанные, за границу. В целом меры Петра привели к консолидации русского дворянства как класса господствующего, правящего, к укреплению его экономической мощи и политических позиций. Оно пополнилось выходцами из недворянских сословий, представителями феодальной верхушки нерусских народов – таковы татарские князья Енгалычевы, украинские гетманы и полковники Скоропадские и Апостолы, Горленки и Забелы, лифляндские и эстляндские дворяне с их особыми правами (дворянские ландтаги, коллегии ландратов; административные и судебные должности были оставлены в их руках). Все прослойки дворян при Петре слились в единое сословие. Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их «конзилией министров», которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями. Делопроизводство вела Сенатская канцелярия во главе с обер-секретарем. В 1711 г. были введены должности фискалов в центре (обер-фискал Сената, фискалы центральных учреждений) и на местах (губернские, городовые фискалы). Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей, подсудности местным властям, даже от ответственности за неправильные доносы. Связь с губерниями, образованными в 1708 г., Сенат осуществлял через губернских комиссаров. Сенат руководил всеми учреждениями в стране. По и за самим Сенатом Петр организовал контроль. С 1715 г. его осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом тот же сенатский обер-секретарь; с начала 1721 г. – штаб-офицеры гвардии; наконец, с 12 января 1722 г. по новому указу Петра – генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал- и обер-прокурору, которых назначал обычно сам император. Генерал-прокурор контролировал всю работа Сената, его канцелярии, аппарата – не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные, с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только царю, подлежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры (гласный надзор) и фискалы (тайный надзор) империи. Новое положение о Сенате 1722 г. подтвердило его роль как высшего государственного учреждения империи, подчинение ему центральной и местной администрации. Он был послушным орудием в руках Петра, который осуществлял над ним полный контроль, как личный, так и через генерал-прокурора. На Сенат пала вся работа по управлению. Петр руководил страной через Сенат, подчиненные ему центральные и областные учреждения. Но у Сената оказалось много повседневной, черновой работы. Старые приказы, многочисленные и неповоротливые, с перекрещивающимися функциями, были неважными помощниками. Петр давно видел их недостатки и, исходя из принципа необходимости строгого разделения обязанностей, сфер управления, вскоре после учреждения Сената решил заменить приказы новыми учреждениями – коллегиями. В 1715 г. русские резиденты в Европе получили повеление Петра – составить подробные описания учреждений в странах аккредитации. Он не раз подчеркивал, что при учреждении коллегий, используя иностранный, например шведский, опыт, нельзя делать это механически, без учета русского опыта. В 1720 г. опубликовали Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, ее главы, вице-президента, четырех-пяти советников и четырех асессоров. В ее штат входили секретари, нотариус, переводчик, актуариус, копиисты, регистраторы, канцеляристы. При коллегии имелся свой фискал, позднее – прокурор для надзора и контроля за прохождением дел. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им – местные учреждения. Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций. Например, Посольский приказ заменила Иностранная коллегия во главе с канцлером и вице-канцлером (графом Г.И.Головкиным и бароном П.П.Шафировым). Были образованы коллегии: Военная (фельдмаршал А.Д.Меншиков, генерал А.Вейде), Адмиралтейская (граф Ф.М.Апрак-син, вице-адмирал К.Крейс), Камер-коллегия (князь Д.Голицын), Юстиц-коллегия (тайный советник граф А.А.Матвеев), Ревизион-коллегия (кригс-комиссар князь Я.Ф.Долгорукий), Коммерц-коллегия (П.А.Тол-стой), Штатс-контор-коллегия (граф И.А.Мусин-Пушкин), Берг-Ману-фактур-коллегия (генерал-фельд-цехмейстер Я.В.Брюс). Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными (армией и флотом отдельно), судебными делами, группа коллегий занималась финансами (доходами – Камер-коллегия, расходами – Штатс-контор-коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств – Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургической и легкой промышленностью (Берг-Мануфактур-коллегия, которую в 1722 г. разделили на две: Берг- и Мануфактур-коллегию). Позднее к ним прибавилась Вотчинная коллегия. В итоге коллегий с четко определенными обязанностями, единообразными штатами. Действовали они по всей стране. Управление значительно упростилось, например, к Юстиц-коллегии перешли функции семи бывших приказов. Дела в них велись совещательным порядком, коллегиально, решения принимались большинством голосов. К коллегиям примыкало несколько учреждений, тоже по существу являвшихся таковыми. Таков, например, Синод – центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в 1721 г. В Синоде имелся свой обер-прокурор, обычно из офицеров, назначавшийся тоже монархом. Синод стал послушным орудием в его руках, и церковь уже не могла считать себя чем-то вроде государства в государстве. Особой коллегией стал и Главный магистрат – центральное учреждение для управления городами. Учредил его Петр в 1721 г. с целью, как он объявил, «всего российского купечества рассыпанную храмину паки (снова) собрать». На местах ему подчинялись городовые магистраты. Они пришли на смену Ратуше и земским избам, деятельность которых давно заглохла. Задача новых учреждений – исполнение административно-полицейских функций в городах, защита интересов купечества, помощь в развитии мануфактур. Членов городовых магистратов полностью избирали горожане. Часть членов Главного магистрата тоже состояла из выборных членов (из «первостатейных, добрых, прожиточных людей», т. е. лиц богатых и достойных доверия властей). Политическим сыском по-прежнему занимался Преображенский приказ. Коллегиальная система значительно отличалась в лучшую сторону от старой приказной. Перестройку местных учреждений Петр начал до того, как взялся за центральные. Мощные народные восстания начала столетия выявили слабость, ненадежность власти в городах и уездах – воеводской администрации и городского самоуправления. По реформе 1708 – 1710 гг. Петр разделил страну на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (позднее – Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавлял губернатор, в руках которого находилась вся полнота власти – административной, полицейской, судебной, финансовой. В помощь губернатору придали чиновников, руководивших отдельными отраслями. Это ландрихтер (занимался судебными делами), обер-провиантмейстер и провиантмейстеры (сбор хлеба и пр.), различные комиссары. Указом от 24 апреля 1713 г. при губернаторе устроили коллегию из ландратов (от 8 до 12 человек) из местных дворян (их назначал Сенат из двойного числа кандидатов, которых называл губернатор). Хозяин губернии должен был решать все дела вместе с этим «консилиумом» большинством голосов и быть «не яко властитель, но яко президент». Позднее, по указу Петра 20 января следующего года, ландратов стали выбирать дворяне данной губернии. Правда, новшество это не привилось. Сенат по-прежнему назначал ландратов, и они так и остались полностью зависимыми от губернаторов и Сената. В 1719 г. Петр возвратился к проблеме местной администрации. Его, видно, смущало то обстоятельство, что созданные им губернии слишком обширны по размерам. По новому указу страну разделили на 50 провинций во главе с воеводами, которые должны были «во всем царского величества интерес и государственную пользу тщательно остерегать». В управлении провинцией им помогали чиновники: камерир (сбор прямых и косвенных налогов), рентмейстер (глава казначейства, хранитель денег) с их штатами, канцелярии рекрутских дел, вальдмейстерская, провиантмейстерская контора и др. Губернии сохранились, но, во-первых, число их увеличилось до 11; во-вторых, в руках губернаторов оставили только военные и судебные дела, по которым им подчинялись воеводы провинций; но последние были самостоятельными по части финансовой, полицейской, хозяйственной, подчиняясь здесь непосредственно коллегиям. В территориальном плане губернатору подчинялась только провинция губернского города. При провинциальном воеводе состояли земская канцелярия, земский камерир (земский надзиратель сборов) с земской конторой (сбор казенных доходов), рентмейстер (земский казначей) с рентереей (место хранения этих доходов – казначейство), провиантмейстер. Провинции делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами, которые ведали сыском беглых, сбором податей, обеспечением войск провиантом и квартирами, с другими делами. Помимо названных, и без того сложную и запутанную систему местных учреждений дополнили новые судебные места. Указом 8 января 1719 г. Петр основал девять гофгерихтов, или надворных судов, потом добавил еще два по числу губерний, но в некоторых из них подобных судов не было, в других имелось по два. На местах появились нижние суды: в наиболее крупных городах – провинциальные суды во главе с обер-ландрихтерами, с несколькими асессорами, коллегиальные; в небольших городах с уездами – городовые, или земские, суды, они были единоличными, неколлегиальными. Во главе надворных судов назначили в большинстве случаев губернаторов, вице-губернаторов, воевод (в семи из 11), с 1721 г. это стало правилом. В следующем году суды упразднили совсем, их функции передали провинциальным воеводам, которые исполняли их единолично или вместе с асессорами. В.И.Буганов. Петр Великий и его время. М., 1989. С. 128 – 145.
А.А.Каменский /ЕКАТЕРИНА II/ …Ни у кого из тех, кто когда-либо занимал российский престол, не было так мало законных прав на царский венец, как у Екатерины II. Сравниться с ней может разве что самозванец Лжедмитрий I, обманом занявший трон в начале XVII века, но он удержал его менее года и, проклятый людьми и церковью, погиб от руки убийцы. Царствование же Екатерины продолжалось почти 34 года и было одним из самых благополучных в истории России. Философ П.Я. Чаадаев, в 30-е годы XIX в. объявленный императором Николаем I сумасшедшим за то, что посмел подвергнуть беспощадной критике историческое прошлое России и усомниться в ее будущем, полагал, что «излишне говорить о царствовании Екатерины II, носившем столь национальный характер, что, может быть, еще никогда ни один народ не отождествлялся до такой степени со своим правительством, как русский народ в эти годы побед и благоденствия». Подданные называли ее, немку, «матушкой» и присвоили ей титул «великой». Феномен Екатерины II – явление уникальное и одновременно характерное для России XVIII столетия. Именно ей суждено было завершить многие дела Петра I и одновременно явить образец новых принципов управления государством, во многом изменивших облик страны, взаимоотношения общества и власти. Она родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине в семье принца Христиана Августа Ангальт-Цербстского и его супруги княгини Иоганны Елизаветы. При рождении девочка была наречена Софией Августой Фредерикой, а имя «Екатерина» получила в России в 1744 г. при крещении в православие. Характер Екатерины, ее стремления, духовные запросы и потребности с самого начала были иными, чем у ее мужа. Она была умна, хитра, честолюбива, прекрасно понимала, что в лице Петра ей улыбнулось счастье, и готова была бороться за него всеми доступными способами. За 18 лет, прошедшие с ее приезда в Россию до восшествия на престол, она постаралась получше узнать страну, ее историю, традиции и обычаи. Впоследствии она сама признавалась, что использовала любой шанс, чтобы завоевать симпатии будущих подданных: была демонстративно набожна, не скупилась на подарки, не останавливалась перед откровенной лестью и в результате весьма преуспела в достижении своей цели. Конечно, жизнь с нелюбимым мужем для молодой и привлекательной женщины была делом нелегким, и стоит ли удивляться, что уже в начале 50-х годов у нее появился сперва один, потом другой, а потом и третий любовник. За последующие десятилетия их сменилось еще несколько, что породило множество легенд, слухов и стало благодатной почвой для авторов исторических романов и киносценариев. Ее интимная жизнь в основном была скрыта от посторонних глаз, и если ее фавориты получали чины и награды, то лишь потому, что это была естественная для императрицы форма проявления к ним своей благосклонности. Реальная же власть оставалась в ее руках. Довольно рано Екатерина пристрастилась к чтению и вскоре от французских романов перешла к серьезным трудам по истории, юриспруденции, философии. Уже в середине 50-х годов на ее столе оказались сочинения Вольтера и других просветителей – тех, кто были в то время властителями дум образованных людей Европы. Впоследствии, уже заняв трон, она и сама занялась сочинительством. Ее перу принадлежат пьесы, статьи, сказки, мемуары, работы по истории и лингвистике. И это помимо разнообразной переписки, которую на протяжении многих лет она вела с многочисленными русскими и иностранными корреспондентами, а также работы над обширными законопроектами, лишь часть которых ей удалось реализовать. Среди русских царей и цариц Екатерина II выделяется своей образованностью, умом и духовными запросами, делавшими ее настоящим интеллектуалом на троне. Увлекаясь «возвышенными» идеями, Екатерина не была чужда и вполне земным интересам. Одним из важнейших ее человеческих качеств, во многом определявших ее поведение, было властолюбие. Ради сохранения власти она готова была жертвовать любыми принципами и философскими идеями. При этом она была опытным царедворцем, хорошо разбиралась в людях, знала их психологию, умело использовала их достоинства и недостатки, умела угождать, нравиться. Многие мемуаристы отмечали, что Екатерина была прекрасной собеседницей, умела выслушивать и воспринимать чужие идеи, приспосабливая их для своих нужд. Императрица не была безразлична к лести, но важные посты при ней получали прежде всего те, кто обладал необходимыми знаниями и способностями, причем человека, по ее мнению полезного, она готова была терпеть рядом с собой сколь угодно долго. С историей царствования Екатерины II связаны имена целой плеяды блестящих государственных деятелей, таких, как А.Г.Орлов, А.А.Вяземский, Н.И.Панин, А.Р.Воронцов, Г.А.Потемкин, А.А.Безбородко, И.И.Бецкой и др. В это время прославились своим военным искусством А.В.Суворов, П.А.Румянцев, Ф.Ф.Ушаков, Г.А.Спиридов. Но и они все были прежде всего послушными слугами императрицы, никогда и ни с кем не делившей власти. Принципы подбора высших должностных лиц, которыми пользовалась Екатерина, вовсе не исключали придворных интриг, борьбы придворных группировок и прочих непременных атрибутов власти, и тем более власти самодержавной. Но роль их при дворе Екатерины была меньше, чем при ее предшественниках. Постоянно занимаясь государственными делами, каждодневно решая множество мелких и крупных вопросов, увлекаясь сочинительством, чтением, перепиской, Екатерина была настоящей труженицей. Вот как она сама описывает свой рабочий день в письме к одному из корреспондентов в 1774 г.: «Здоровье мое меня нисколько не тревожит, я встаю самое позднее в 6 часов и сижу до 11 в моем кабинете, куда ко мне приходит не тот, кто у меня в милости, но кому по его званию есть до меня дело, и часто приходят лица, которых я еле знаю по имени. Кто у меня в милости, тех я приучила уходить, если дело до их не касается. После обеда нет ничего, а вечером я вижусь <с теми>, кому охота прийти, и отправляюсь спать самое позднее в половине одиннадцатого». Итак, ко времени вступления на российский престол Екатерина была хорошо знакома с новейшими достижениями европейской философской, политической и экономической мысли, на основе которых у нее сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. В соединении со знанием российской действительности эти представления сложились в ряд положений политической программы императрицы. Некоторые частные положения этой программы, а также тактика ее реализации со временем корректировались, но основные цели и положения оставались неизменными. Поскольку идейную основу этой программы, а следовательно, и внутренней политики этого времени составляли принципы Просвещения, то и сам этот период русской истории получил в литературе название «просвещенного абсолютизма». Необходимо сразу же заметить, что сказанное в предыдущем абзаце не бесспорно. В своих оценках внутренней политики Екатерины историки делятся на несколько непримиримых лагерей. Так, многие полагают, что попытки либеральных реформ императрица предпринимала лишь в первые годы своего правления, перейдя затем к открыто продворянскому курсу. Другие отказываются признавать наличие двух периодов ее царствования и утверждают, что продворянской политики Екатерина последовательно придерживалась с самого начала и до конца. В советской исторической литературе широко распространено убеждение, что провозглашенные Екатериной идеалы невозможно совместить с крепостнической действительностью России второй половины XVIII века. Историки этого направления утверждают, что разговоры о просвещении и либеральная фразеология, которой пользовалась императрица, были лишь своего рода дымовой завесой, за которой лицемерная Екатерина скрывала свое тщеславие, властолюбие и на самом деле реакционные взгляды. Расхожим стало выражение А.С.Пушкина, назвавшего Екатерину «Тартюфом в юбке и короне». Со всем этим связан и вопрос о правомерности применения к ее царствованию понятия «просвещенный абсолютизм». Не случайно ряд западных авторов заменяют его «просвещенным деспотизмом». Поистине классическим стал вопрос: «Была ли Екатерина II просвещенным деспотом?» Последняя по времени попытка разобраться в этой проблеме принадлежит русскому историку О.А.Омельченко, который, подробнейшим образом изучив как осуществленные, так и нереализованные реформаторские замыслы Екатерины, пришел к выводу, что все стремления и упования «просвещенного абсолютизма»никоим образом не нарушали... общественных позиций дворянства, монархической государственности и феодальной бюрократии. Одновременно с этим цель политики «просвещенного абсолютизма», по Омельченко, была в том, чтобы «сформировать путем исключительно законодательной политики обновленный государственный и правовой строй, воплощавший идеал «законной монархии», где общественная стабильность основывалась бы на социальном консенсусе и политике государственного либерализма. Нетрудно заметить, что в приведенных словах немало противоречий, ведь «социальный консенсус» мог быть достигнут лишь путем взаимных уступок, в том числе со стороны дворянства. Да и стоит ли укорять «просвещенный абсолютизм» за то, что он не боролся с абсолютизмом? Но еще важнее то, что в конечном счете термин «просвещенный абсолютизм» – это всего лишь один из многочисленных ярлычков, которые историки любят приклеивать к различным явлениям прошлого и которые, будучи однажды приклеенными, нередко заслоняют истинное содержание явления. А потому попробуем просто разобраться в фактах, проследив, какие именно идеи лежали в основе политики Екатерины и как она претворяла их в жизнь, а также что наиболее существенное произошло в России за 34 года ее царствования. Основу теоретических воззрений императрицы составили идеи философов-рационалистов и просветителей (в первую очередь Монтескье) о регулярном государстве с сословным строем, основанном на фундаментальных законах, равно обязательных для подданных и для монарха. Эти воззрения наложились на представления императрицы о национальных интересах и нуждах России. Прежде всего Екатерина считала себя наследницей и продолжательницей дела Петра Великого, с которым всю жизнь как бы соревновалась в славе. Его главную заслугу Екатерина видела в европеизации России, в превращении ее в мощную империю с ведущей ролью в международных делах. Екатерина была убеждена, что сам успех петровских реформ – лучшее доказательство принадлежности России к европейской цивилизации. Вместе с тем к современной ей Европе императрица относилась достаточно критично и вовсе не считала необходимым заимствовать там все подряд. Более того, став с годами истинной патриоткой России, она была убеждена, что Европе следует во многом брать пример с России. Критично относилась Екатерина и к тем жестокости и поспешности, с которыми Петр I осуществлял свои преобразования. Для нее же одним из важнейших принципов был принцип постепенности. Вот что пишет об отношении Екатерины к наследию Петра Великого Н.В.Рязановский: «Пристальное внимание Екатерины к первому императору настроило ее на критический лад, который очевидно усиливался с годами... большая часть наблюдений были, без сомнения, ее собственными, основанными на постоянном обдумывании роли реформатора... Особенно озабоченная идеалом справедливого законодателя... Екатерина II с огорчением обнаруживала недостатки Петра Великого. Его законы... восходили в основном к устаревшему и жестокому Уложению 1649 г., и ему не удалось сделать их более современными и гуманными. Фактически он стремился сделать акцент на наказании и править скорее при помощи страха, чем любви и согласия с подданными. Хотя просвещенная немецкая принцесса одобряла направление реформ реформатора России, его желание заменить старый мир новым, сам он, с ее точки зрения... слишком уж принадлежал к этому старому миру». Свои собственные «правила управления» Екатерина II сформулировала следующим образом: «Пять предметов: 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом и нужно ему преподать некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни». Вступив на престол, Екатерина с первых же месяцев пребывания у власти обозначила новые подходы к решению проблем. Она не бросилась сразу исполнять свои замыслы, а постаралась сперва поближе познакомиться с состоянием государственных дел. Для решения ряда насущных вопросов она создала ряд комиссий из высших сановников, которым было поручено, изучив соответствующие проблемы, представить императрице свои предложения. Тем самым Екатерина как бы давала возможность подданным решить эти проблемы по своему усмотрению. Однако решение некоторых из них откладывать было нельзя, и уже в первые годы царствования Екатерины II, которые в целом прошли в подготовке реформ, было осуществлено несколько важных преобразований. Первое из них коснулось центральных органов управления страной. Это была сенатская реформа 1763 г. Как можно было заметить из содержания предшествующих глав, в течение всего послепетровского времени функции Сената постоянно менялись в связи с возникновением органов, становившихся выше него по своей роли в принятии важнейших решений. В значительной мере это происходило из-за недостатков самого Сената в том виде, как он был создан Петром I. Его внук Петр III уничтожил елизаветинскую Конференцию при высочайшем дворе и создал свой Императорский совет, в свою очередь распущенный Екатериной. Правда, план подобного органа был предложен и ей, и она даже готова была подписать соответствующий указ. Причем на сей раз по предложению Н.И.Панина –одного из самых талантливых государственных деятелей екатерининской поры – речь шла о создании органа, чьи права были бы законодательно оформлены, и хотя они были бы меньше, чем у Верховного тайного совета по подписанным Анной Иоанновной «кондициям», однако и в этом случае должно было быть определенное ограничение абсолютной власти. Но Екатерина, увидев, что замысел Панина не пользуется широкой поддержкой, отвергла его проект и лишь уже позже, в 1769 г., образовала совет, не имевший властных, а лишь совещательные функции. Необходимость же реорганизации Сената, по-видимому, была очевидной. Его указы исполнялись плохо, дела в нем самом решались месяцами, а то и годами, а сами сенаторы были малокомпетентны и даже, как выяснила Екатерина, посетившая несколько его заседаний, не знали, сколько городов существует в Российской империи. Утвержденный императрицей план реорганизации Сената, также подготовленный Паниным, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в определенной сфере государственного управления. Сенат лишился своей законодательной функции, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа. Сочетание этих функций в одном учреждении было главным недостатком реформы, но на некоторое время центральный аппарат управления заработал эффективнее. Другая реформа первых лет царствования Екатерины II была также связана с наследием, доставшимся ей от Петра III. Она объявила об отмене секуляризации церковных земель, вызывавшей недовольство духовенства, но проблема осталась, и в 1762 г. императрица учредила комиссию для ее решения. В течение полутора лет комиссия готовила новый вариант секуляризационной реформы, готовя к ней общество, и в 1764 г. Екатерина подписала соответствующий указ. Все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учрежденной Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне стали теперь называться экономическими, а их правовое положение стало примерно таким же, как у государственных крестьян. Все подати они отныне должны были платить непосредственно государству, что было для них значительным облегчением. Около двух миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, увеличились их земельные наделы, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей. Значение этой реформы еще и в том, что в стране сократилось число собственников крепостных душ, сузилось само пространство крепостничества. Следует отметить, что, раздавая на протяжении всего царствования своим приближенным в качестве награды земли с десятками тысяч крепостных душ, Екатерина не трогала экономических крестьян, а использовала новоприобретенные или выморочные земли. Другое следствие секуляризационной реформы связано с положением Русской православной церкви. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов в них, ибо содержало их на средства из государственной казны. Духовенство окончательно превращалось в одну из групп чиновничества, а правительство получило еще большую возможность вмешиваться в духовную жизнь подданных. Показательно, что, осуществляя свои замыслы по созданию в России сословного общества, Екатерина никогда не пыталась сделать полноценным сословием и духовенство. Третье преобразование первых лет царствования Екатерины II, имевшее столь же долговременное значение для судеб страны и ее народов, также касалось системы управления. Екатерина полагала нетерпимым положение, при котором различные регионы страны традиционно сохраняли особенности управления, восходившие к временам, когда эти территории еще не входили в состав империи. Она была убеждена, что вся страна должна управляться по единым законам и принципам. В особенности нетерпимым, с ее точки зрения, было положение на Украине, сохранение статуса автономии которой мешало в полной мере использовать ее колониальную зависимость от России. Так, в частности, украинские крестьяне сохраняли право на свободный переход от одного помещика к другому, что затрудняло для России получение с них податей в полном объеме. В начале 1764 г. в инструкции князю А.А. Вяземскому при назначении его генерал-прокурором Сената Екатерина II писала: «Малая Россия (т. е. Украина), Лифляндия и Финляндия суть провинции, которые правятся конфирмованными им привилегиями, нарушить оные все вдруг весьма непристойно б было, однако и называть их чужестранными и обходиться с ними на том же основании есть больше, нежели ошибка, а можно назвать с достоверностью глупостью. Сии провинции, также и Смоленскую, надлежит легчайшими способами привести к тому, чтоб они обрусели и перестали бы глядеть как волки к лесу... когда же в Малороссии гетмана не будет, то должно стараться, чтоб навек и имя гетманов исчезло». Осенью 1764 г. Екатерина приняла отставку последнего украинского гетмана графа К.Г.Разумовского и назначила на Украину генерал-губернатора графа П.А.Румянцева. В течение последующих десятилетий были постепенно ликвидированы остатки былой казачьей «вольницы», особенности административно-территориального деления, городские свободы. В мае 1783 года последовал указ об окончательном запрете крестьянских переходов, что означало утверждение на Украине крепостнических порядков. Политика, направленная на унификацию управления страной, последовательно проводилась и в последующие годы, способствовала формированию Российской империи как унитарного государства, что, по-видимому, послужило одной из причин ее долголетия. Для характеристики национальной политики Екатерины II необходимо упомянуть еще об одном ее нововведении. Речь идет о приглашении в Россию немецких колонистов. В отличие от предшествующих десятилетий, это была не просто еще одна группа иностранных специалистов. Во-первых, Екатерина была хорошо знакома с широко распространенными идеями о государственной пользе увеличения населения, и, как отмечает английский историк Р.Бартлетт, «ее царствование было фактически первым в истории России, когда проявилась систематическая забота о народонаселении». Во-вторых, она пригласила приехать в Россию простых крестьян, причем не на время, а навсегда. Основной целью при этом было освоение территорий Нижнего Поволжья и Приуралья, а впоследствии Крыма и Северного Кавказа. Характерно, что Екатерина не опасалась, будто пример свободных немецких крестьян может оказаться вредным для русских крепостных. Уже в середине 60-х годов XVIII века в Россию прибыло более 30 тысяч переселенцев, которым были предоставлены кредиты на обзаведение, большие земельные наделы и налоговые льготы, свобода вероисповедания. Что касается вероисповедания, то надо заметить, что, хотя сама Екатерина всегда была подчеркнуто набожна и всячески демонстрировала свою приверженность православию, в отношении других религий она, в отличие от Елизаветы Петровны, проявляла веротерпимость, которая распространялась не только на христиан – русских старообрядцев, католиков, протестантов, но на мусульман. По-видимому, у нее не было и предубеждения против евреев. Когда во второй половине ее царствования в составе империи оказалось довольно значительное еврейское население, на первых порах оно пользовалось такими же правами, как и другие народы. Однако давление со стороны православного духовенства и русского купечества, опасавшегося конкуренции с еврейскими торговцами, заставило Екатерину в 1791 году установить печально знаменитую черту оседлости, ограничивавшую право евреев селиться на определенных территориях страны, жить в столицах, учиться в высших учебных заведениях и пр. Результаты деятельности образованных Екатериной в начале 60-х годов комиссий, по всей видимости, не удовлетворили императрицу, поскольку она убедилась, что их члены заботятся в основном о своих узкосословных интересах, хотя она и изучила подробно материалы этих комиссий и впоследствии использовала их в своей законотворческой работе. Но на этом этапе ей пришла мысль расширить состав тех, кому была поручена судьба реформ, путем создания законодательной комиссии из представителей различных социальных групп и регионов страны. Это новое учреждение получило старое название Комиссии для сочинения проекта нового Уложения, или Уложенной комиссии. Она должна была состоять из выборных депутатов, которые к тому же должны были привезти с собой наказы своих избирателей. Сама Екатерина также не собиралась отказываться от роли просвещенной законодательницы. Для депутатов комиссии она написала собственный Наказ, в котором изложила свои представления о содержании и характере законов, которые необходимо было разработать. К работе над Наказом императрица приступила в самом начале 1765 г., постаравшись соединить в нем основные идеи Монтескье и других ведущих философов-просветителей и правоведов того времени. Закончив работу над Наказом, Екатерина должна была показать его лицам из своего ближайшего окружения, от которых во многом зависело равновесие ее трона. В результате Наказ подвергся цензуре и из него были выхолощены некоторые наиболее смелые суждения. Сохранившиеся документы позволяют утверждать, что камнем преткновения был вопрос о крепостном праве, которое императрица считала экономически вредным и противоречащим принципам гуманности и справедливости. По существу, Екатерина была первой из русских монархов, кто стал задумываться над возможностями избавления от этого величайшего порока российского социального устройства. Опубликованный в июле 1767 г. Наказ начинался рассуждениями о необходимом характере законов, который должен соответствовать историческим особенностям того народа, для которого они создаются. Особенностью русского народа, утверждала Екатерина, является то, что это народ европейский. При этом для такой большой страны, как Россия, необходим самодержавный образ правления, ибо всякий другой был бы для нее губителен. Цель самодержавия – благо всех подданных. Самодержавный государь правит в соответствии с законами, за соблюдением которых следит Сенат. Все граждане равны перед законом, и свобода граждан состоит в том, что они могут делать все, что разрешено законом. Законы должны охватывать все сферы жизни государства, и поэтому специальные главы Наказа посвящены торговле, народонаселению, воспитанию детей. Торговля и производство, основанные на частной собственности, являются непременным условием благополучия государства. Зависит оно и от правильного воспитания граждан – воспитания в духе законов и нравственных идеалов христианства. В качестве одной из важнейших задач Уложенной комиссии выдвигалась разработка законов об отдельных сословиях. Поэтому специальные главы Наказа посвящены дворянству и «среднему роду людей» (так Екатерина называла третье сословие). При этом императрица сознавала, что дворянство в России уже существует и ему лишь остается дать необходимые законы, в то время как третье сословие этими законами и нужно создавать. Главы о крестьянстве в Наказе не было, и неизвестно, была ли она изначально. Большой раздел документа, основанный на идеях итальянского юриста Ч.Беккариа, был посвящен преступлению, следствию, суду и наказанию. Законы, утверждала Екатерина, создаются не для устрашения, а для воспитания граждан. И наказание, каким бы оно ни было, не должно быть направлено на то, чтобы мучить преступника, но должно вызывать у него стыд и раскаяние, ибо наказание – это прежде всего бесчестье. Тем более наказание должно быть строго соразмерно преступлению, ибо иначе теряется его смысл. Прежде чем судить человека, необходимо тщательно расследовать преступление, причем обвиняемый обязательно должен иметь право на защиту. Только суд может признать человека виновным, и только с момента приговора его можно считать преступником. Во время следствия недопустима пытка, нет нужды и в смертной казни. Такого наказания заслуживают лишь преступники, угрожающие самим основам существования государства, его спокойствию и благополучию. Государство же, живущее в условиях внутренней и внешней стабильности, может защитить себя, и не лишая своих граждан жизни. Таково основное содержание Наказа – одного из важнейших документов екатерининского царствования. Многие авторы, писавшие о нем, сетовали на то, что его положения, как им казалось, остались лишь декларацией, не воплощенной в жизнь. Надо, однако, принять во внимание, что Наказ был всего лишь инструкцией для депутатов Уложенной комиссии, и это им поручалось выработать законы, основанные на сформулированных императрицей принципах, и воплотить их в жизнь. Но немаловажное значение имело и само распространение Наказа, да еще от имени самой императрицы. Напечатанный на русском и ряде европейских языков Наказ свободно продавался и был доступен каждому. Показательно, что он стал популярен в ряде европейских стран, а во Франции времен Людовика XV был даже запрещен к распространению, как сочинение слишком революционное. Наказ был написан простым, доступным языком, а изложенные в нем истины довольно банальны. Однако большинство из них были совершенно новыми для русских людей XVIII в. Чрезвычайно важна была сформулированная в Наказе и не известная русскому праву презумпция невиновности, упоминание о частной собственности как основе для развития эффективной экономики. Весьма показательно и то значение, какое уделяется в Наказе проблеме формирования сословий, которое выдвигается как одна из основных целей намечаемых реформ. По-видимому, императрица еще в полной мере не осознавала, что решение этой проблемы тесно связано с другой – с крепостничеством, а если и осознавала, то обольщалась относительно степени «просвещенности» своих подданных. Важно, однако, подчеркнуть, что Екатерина верно угадала самую больную проблему русской политической системы, без решения которой дальнейшая модернизация страны пробуксовывала. При этом очевидно, что ее не удовлетворял ни проект «О состоянии подданных вообще» елизаветинской комиссии, ни проект дворянских прав, созданный специальной комиссией о правах дворянства в 1763 г. Возвышение одного сословия за счет других не входило в ее задачу. В литературе можно встретить утверждение, что вся затея с Уложенной комиссией быта для Екатерины не больше чем фарс и она никогда не надеялась на результаты ее работы. Документы свидетельствуют об обратном. Императрица действительно верила, что комиссия сумеет разработать систему законов, которые она собиралась увенчать новым законом о престолонаследии, устанавливавшемся по нисходящей мужской линии. В проекте закона она отмечала, что «перьвой, начальной закон сего самодержавного владычества должен по существу своему быть дан и начертан императорской нашей рукой – то есть неколеблен-ность престола и твердость в наследстве онаго». Но надеждам императрицы не суждено было сбыться, и ей предстояло написать собственноручно еще не один закон. Комиссия начала свои заседания в Москве в июле 1767 г. По сути дела, это был первый опыт учреждения парламентского типа в России, состоявшего из 57 2 депутатов, избранных от дворян, горожан, казаков, черносошных крестьян и нерусских народов Поволжья и Сибири. Им предстояло выработать новые законы, и этим ограничивались их функции, значительно более узкие, чем у европейских парламентариев. Но поскольку законы должны были касаться практически всех сфер жизни, то депутаты получили возможность открыто высказаться по самым актуальным вопросам. В результате на заседаниях комиссии развернулись острые дискуссии о правах дворянства и купечества и их взаимоотношениях, о положении крестьянства, о торговле и заведении фабрик, о судопроизводстве. Для непосредственной разработки законопроектов по отдельным проблемам были образованы так называемые частные комиссии. Уже вскоре после начала заседаний Уложенной комиссии выяснилось, что ее депутаты плохо подготовлены к законодательной деятельности. Сказывался низкий уровень образования большинства из них, отсутствие политической культуры, парламентского опыта, юридических знаний. Но главное, депутаты в своей массе оказались весьма консервативны. Их волновали прежде всего узкосословные и групповые интересы. Дворяне больше всего опасались проникновения в свои ряды представителей других социальных групп и не желали слышать не только об отмене, но даже об ослаблении крепостного права. Горожане, наоборот, стремились получить некоторые из дворянских привилегий, и прежде всего возможность покупать крепостных крестьян, чтобы использовать их труд на своих фабриках. Дворяне Прибалтики требовали сохранения особого статуса, а украинские шляхтичи, напротив, хотели сравняться в правах с русскими дворянами. Сложившаяся в комиссии ситуация была весьма своеобразна. Истины екатерининского Наказа были даны депутатам сверху, подкреплены авторитетом императорской власти и уже потому не подлежали обсуждению. В тех же вопросах, которые дебатировались, влияние Наказа практически не ощущалось, хотя депутатам и предписывалось ежемесячно его перечитывать. Казалось, отвлеченные истины Наказа совсем не соприкасались с реальностями российской жизни. Немаловажно было, конечно, и то, что депутаты были, по сути, лишены права принимать решения. Они могли лишь одобрить или отвергнуть тот или иной предложенный им законопроект, но их разработка затягивалась, и единственный проект, представленный депутатам, был проект закона о дворянстве, но и тот оказался сырым и был отправлен на доработку в частную комиссию. Время шло, месяц проходил за месяцем, а дискуссии в Уложенной комиссии так и не приносили никаких плодов. В декабре 1768 г., сославшись на начало русско-турецкой войны, разочарованная императрица подписала указ о приостановке деятельности комиссии. Частные комиссии продолжали работать еще в течение ряда лет, превратившись, по сути, в обычные государственные учреждения, и их материалами, как и в целом итогами деятельности комиссии, Екатерина пользовалась впоследствии при создании новых законов. В литературе имеются различные суждения о причинах роспуска комиссии. Так, большинство советских историков полагали, что Екатерина распустила комиссию, убоявшись слишком смелых речей депутатов. С этим трудно согласиться. Взгляды самой императрицы были значительно более радикальными, чем у большинства депутатов, а свою задачу –разработку законодательства – комиссия не выполнила. Так закончился первый этап екатерининских реформ, характерной особенностью которого было стремление императрицы осуществить преобразования совместно с представителями различных социальных групп. Важнейшим выводом, сделанным Екатериной, был вывод о глубоком консерватизме широких слоев ее подданных, а следовательно, и о невозможности слишком радикальных реформ. Одновременно императрица познакомилась с их сокровенными чаяниями и отныне должна была согласовывать с ними свои действия. Эти выводы решающим образом сказались на тактике и темпах дальнейших преобразований. На выработку новой тактики ушло несколько лет, наполненных серьезными внешне- и внутриполитическими потрясениями.
// Каменский А.А. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999. С. 113 – 160.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 4964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |