КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации. Тема 3. Реформы 60 – 70-х годов XIX в
Тема 3. Реформы 60 – 70-х годов XIX в. 1. Внутренние и внешние причины реформ. 2. Отмена крепостного права и ее значение. 3. Либеральные реформы 60 – 70-х годов (земская, военная, судебная, финансовая, народного просвещения), их значение. С окончанием Крымской войны в 1856 г. в России начинается этап, который в исторической литературе получил название «эпохи освобождения, или великих реформ». Поворотным событием на пути всестороннего преобразования России становится отмена крепостного права и последовавшие за ней земская, городская, судебная, финансовая, военная реформы, а также реформа в сфере образования. Данная тема предусматривает изучение социально-экономического и политического состояния Российского государства в 60-х – 70-х годы XIX в. Прежде чем приступить к изучению первого вопроса, необходимо вспомнить, что в исторической литературе есть различные объяснения причин данных реформ. По мнению большинства историков, основное значение для перехода к реформам имели экономические причины. Вслед за В.О.Ключевским эта группа историков указывает на наличие критической ситуации в помещичьем хозяйстве. Этот кризис выразился в первую очередь в неуклонном снижении эффективности дворянских имений, большая часть из которых была заложена (число заложенных в кредитные учреждения имений составляло 44 тыс., количество крепостных крестьян в них – 7 млн чел., т.е. 65% всех крепостных в стране). Необходимо сопоставить данную позицию с мнением части историков о том, что переходу к реформам способствовали причины политического характера. Для того чтобы выделить объективные причины реформ 60-х – 70-х годов XIX в., следует остановиться на характеристике самой эпохи, показать, что эти реформы были обусловлены исторически. Поэтому рекомендуется ответить на следующие вопросы: ¨ Как поражение России в Крымской войне отразилось на внутреннем состоянии страны? ¨ Какие позиции появляются в общественно-политическом движении по вопросу отмены крепостного права? ¨ Почему основной задачей правящей династии становится подготовка реформы по отмене крепостного права? ¨ Чем была вызвана необходимость других реформ? Изучив первый вопрос, вы должны прийти к выводу, что проведение реформ обусловлено ходом исторического развития страны, но при существующем в России политическом строе реформы могли быть проведены лишь по воле императора. В условиях российского самодержавного строя Александр II играл решающую роль. Поэтому при характеристике причин реформ 60-х – 70-х годов ХIX в. необходимо остановиться на роли императора и на значении субъективного фактора. Прежде чем приступить к изучению второго вопроса, целесообразно ознакомиться с текстами документов по отмене крепостного права, кратко остановиться на характеристике их содержания, постараться определить основные идеи законоположений, условия освобождения крестьян. Для того чтобы разобраться в сущности аграрной реформы, следует проверить себя по следующим вопросам: ¨ Какие права получили бывшие крепостные крестьяне? ¨ В равной ли степени и как учитывались интересы крестьян и помещиков? ¨ Как наделялись землей крестьяне в черноземных и нечерноземных губерниях? ¨ Какую роль должны были играть сельские общества и мировые посредники? В заключение второго вопроса следует сделать вывод об историческом значении освобождения крестьян. Нельзя забывать о том, что крестьянин в результате реформы стал не собственником, а лишь землепользователем. Правительство в первую очередь заботилось о сохранении крестьянства как податного сословия, но эта компромиссная политика требовала новых реформ. Раскрывая третий вопрос, необходимо вспомнить, что к аграрной реформе Россия подошла с крайне отсталым местным хозяйством. Государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами решить данную проблему. Поэтому было решено ввести местное самоуправление. Основная задача в изложении проблемы реформирования страны состоит в том, чтобы показать буржуазный характер этих мероприятий, что в основу их положен не только сословный, но и имущественный принцип. Рекомендуется каждую из реформ характеризовать отдельно, выявить, что самой последовательной была судебная реформа. При подведении итогов следует подчеркнуть, что в исторической литературе существует мнение о незавершенности реформ, но при этом необходимо учитывать, что Александр II и его окружение проводили в жизнь доступную им и последовательную с учетом тех условий программу модернизации страны.
Литература
Власть и реформы: От самодержавия к советской России. СПб., 1996. Выбор пути. История России 1861 – 1938 гг. / Под ред. А.Т.Тертышного. Екатеринбург: УрГЭУ, 1995. Гл. 2. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России 1856 – 1861 гг. М., 1984. Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10. История России в вопросах и ответах: Учеб. пос. / Сост. С.А.Кислицын. Ростов н/Д., 1999. История России с начала XVIII до конца XIX в. / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 1996. История России. Теории изучения / Под ред.Б.В.Личмана. Екатеринбург, 2001. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская инициатива? М., 1991. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |