Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика ведущих стран в 70-90-е гг. XX в




10.3.1. Системный кризис 1970-х - начала 1980-х гг.

В последней трети XX в. в мировой экономике произошли ко­ренные изменения. Их суть заключалась в переходе хозяйства ведущих индустриальных стран к постиндустриальному этапу раз­вития. Этот переход не мог не ускорить трансформацию нацио­нальных экономик других подсистем, представленных развива­ющимися государствами и странами с переходной экономикой.

Потребительский спрос на внутреннем рынке составляет в Японии 60% от ВВП, в то время как в США - 80%.

Послевоенное 25-летие было ознаменовано высокими темпа­ми хозяйственного роста индустриальных стран. Последнее 30-ле­тие XX в., напротив, отмечено глобальной тенденцией к падению этого показателя. Утвердившиеся в экономической науке взгля­ды на природу волнообразного развития хозяйства (например, теория больших циклов Н. Кондратьева) дают в известной мере объяснение этому феномену хотя бы в силу прогнозов временной протяженности «понижательной волны» (начало 1970-х — середи­на 1990-х). Начавшееся оживление конца 1990-х гг. в развитых странах происходило на фоне крупнейшего кризиса экономик так называемых «азиатских драконов», латиноамериканских индуст­риальных лидеров, т.е. стран с «догоняющей моделью» развития, не говоря уже о странах с переходной экономикой и подавляющем большинстве государств развивающегося мира. В силу только это­го обстоятельства следует искать несколько иное объяснение кри­зисному состоянию последней трети XX в., рассматривать его как более длительный, в силу глобального масштаба процесс транс­формации мирового хозяйства в качественно новое состояние, оп­ределяемое термином «постиндустриальное общество».

Первые признаки вхождения в полосу кризиса обнаружились в конце 1960-х гг. и вылились в форму студенческих бунтов, про­катившихся в ряде стран мира. Кризис 1973-1975 гг. приобрел впервые за послевоенный период синхронный мировой характер. Начавшись в США, Англии и ФРГ, он быстро охватил все разви­тые индустриальные страны. Главной причиной кризиса явился ценовой дисбаланс, возникший на мировых рынках энергоресур­сов и ряда промышленных сырьевых товаров, поэтому за ним утвердилось название «сырьевого кризиса», а также «нефтяных шоков». Его глубинная основа состояла в ускоренном индустри­альном росте экономик развитых стран в 1950—1960-е гг., кото­рый, несмотря на широкое внедрение достижений НТР, был свя­зан с растущим вовлечением в производство невозобновляемых природных ресурсов, что и вело к соответствующему росту цен на них. Так, во второй половине 1960-х гг. наблюдался плавный рост иен на нефть (на 15%), уголь (на 20%), серебро (на 40%), никель (на 60%), медь (на 70%) и т.д. Рост цен на базовые сырьевые то­вары и энергоносители, в свою очередь, сказывался на росте за­трат, что толкало цены на конечные товары вверх, обостряло це­новую конкуренцию на внутренних и внешних рынках, подтал­кивало к развитию инфляционные процессы.

Правительства развитых стран пытались обуздать рост цен на сырьевых внутренних рынках, бороться с инфляцией. Однако меры по ограничению роста цен приводили к обратному результату, как это было, например, в США после введения администрацией Р. Никсона системы регулирования цен на нефть в марте 1973 г.6.

Дальнейшее развитие кризиса обусловливалось действиями стран—экспортеров нефти и сырья, которые воспользовались бла­гоприятной для них мировой конъюнктурой и искусственно взвинчивали цены. Эта политика со стороны стран—поставщиков энергоресурсов и сырья в отношении индустриально развитых стран была замешана в том числе и на неприятии ими сложивше­гося миропорядка, в котором подавляющее большинство из них было обречено оставаться на положении периферии стран «золо­того миллиарда», сталкиваясь не только с дискриминацией на мировом рынке, но и с неразрешенными внутренними проблема­ми нищеты, голода и т.п.

В условиях резкого повышения цен индустриальные страны вынуждены были постепенно пересматривать свою энергетичес­кую политику. Они постепенно ограничивали импорт нефти за счет введения энергосберегающих мероприятий, пытались нара­щивать разработку собственных энергоресурсов (например, Анг­лия стала добывать нефть со дна Северного моря), проводить за­мену нефти углем, ядерным топливом. В годы кризиса стали уве­личиваться расходы на НИОКР, активизировались научные исследования в области энерго- и материалосберегающих техни­ки и технологий, работы по поиску альтернативных источников энергии и сырьевых материалов.

В 1973—1975 гг. глубокой рецессией были охвачены экономи­ки всех индустриально развитых стран. Недолгая стабилизация второй половины 1970-х гг. и новый кризис 1980—1982 гг. ярко свидетельствовали о структурных, системных неполадках в хозяй­стве индустриального мира, а также о несовершенстве сложившей­ся системы государственного регулирования. Достаточно отме­тить, что повсеместно применявшиеся инфляционные методы борьбы с кризисом дали сбой, так как инфляционные процессы сопровождались экономическим спадом7, что говорило о банкрот­стве неокейнсианской политики роста. Стагфляция дезорганизовы-

Цены на нефть сразу подскочили на 12%, полгода спустя еше на 66%. Этот феномен стали называть стагфляцией.

вала финансово-кредитную систему развитых стран, способствовала сокращению инвестиций, росту безработицы, дефициту государ­ственных бюджетов, сокращению социальных расходов и т.д.

В 1970-е гг. индустриальные страны вошли в полосу структур­ного кризиса, порожденного диспропорциями в развитии отдель­ных сфер и отраслей хозяйства. Кризис вызывал отлив капиталов из отраслей с растущими издержками, заставлял искать пути их модернизации. Особенно острое положение создалось в энергоем­ких и материалоемких производствах, таких, как, например, ме­таллургия.

Кризис 1980—1982 гг. охватил не только индустриальные стра­ны, но и часть развивающихся стран, выбравших модель «дого­няющего» (т.е. ускоренного индустриального) развития, и преж­де всего Аргентину и Бразилию. При общем затяжном характере кризис в США и Канаде проходил как бы двумя волнами. Индекс промышленного производства в развитых странах составил в 1982 г. 95,5% по отношению к 1979 г., в развивающихся странах -87,5%. Падение производства в США в 1982 г. составило 8,2%, странах ЕЭС — 1,2%. Первоначально кризис охватил Великобри­танию и Францию, а затем США и другие развитые страны. На первом этапе рецессия наблюдалась в отраслях, производящих по­требительские товары, впоследствии она охватила тяжелую про­мышленность. Одновременно проявился рецидив энергетическо­го кризиса.

Синхронность рецессии, охватившей главным образом инду­стриальные страны, включая и новые индустриальные экономи­ки, свидетельствовала о ее системном характере. Об этом же го­ворила и синхронность в череде кардинальных реформ 1980-х гг., проведенных первоначально правительствами ведущих индустри­альных стран, и последовавшая затем «новая либеральная волна» экономических реформ 1980—1990-х гг., приобретшая глобальный характер на рубеже этих десятилетий.

США. К моменту прихода новой администрации Р. Рейгана, избранного президентом США в январе 1981 г., экономика стра­ны находилась в состоянии спада. Тем не менее США сохраняли свои лидирующие позиции в мире, хотя и изрядно потускневшие на фоне интенсивного развития ряда стран ЕЭС, Японии и «но­вых индустриальных экономик» Юго-Восточной Азии.

Действия новой администрации по выводу страны из кризис­ного состояния представляли собой последовательный демонтаж сложившейся модели государственного регулирования и получи­ли впоследствии название «рейганомика». Ее теоретическую основу составили концепции неолиберальной Чикагской школы и рецеп­ты экономики предложения. Стратегическая цель реформ состо­яла в обеспечении стабилизации и поступательного развития на основе коренной модернизации национального хозяйства в соот­ветствии с требованиями НТР, обеспечении мирового лидерства США в научно-технической, технологической сферах. Эта цель могла быть достигнута на основе усиления инвестиционного про­цесса в сфере разработок и освоения новых высоких технологий, для чего следовало создать благоприятные условия для частных субъектов хозяйства.

Вместе с тем государство должно было обеспечить соответству­ющий режим на финансовых рынках, без чего не могло быть и речи о нормальном инвестиционном климате. В условиях рецессии эту задачу новая администрация решала нетрадиционным методом удержания на высоком уровне (до 20%) базовой процентной став­ки при помощи инструментов Федеральной резервной системы, не считаясь с ухудшением общих показателей. Этот шаг был на­правлен на сокращение малоэффективных производств, что пред­ставляло собой одно из самых болезненных и непопулярных ме­роприятий рейганомики. Достаточно сказать, что уровень безра­ботицы в первые два года реформ поднялся до 10,2%, перекрыв вдвое параметры, считавшиеся критическими, с позиций неокейн-сианцев. Впоследствии процентная политика была смягчена.

Одновременно с этим была проведена налоговая реформа, ко­торая включала в себя: сокращение ставки налога на личные до­ходы граждан с 70,5 до 50%; аналогичное снижение налогов на прибыли промышленных компаний; введение норм ускоренной амортизации; увеличение инвестиционной налоговой скидки. В целом реформа высвободила значительные средства как у насе­ления, так и у предпринимателей. Значительная их часть, в свою очередь, направлялась в высокодоходные, современные производ­ства.

Вместе с тем произошло сокращение налоговых поступлений в федеральный бюджет, что вызвало дальнейший рост его дефи­цита, покрывавшийся за счет заимствований, роста уровня кос­венных налогов, в том числе налога на социальное страхование, за счет сокращения роста социальных статей расходов. Так, из 46 федеральных социальных программ 44 были отданы в ведение штатов. Жесткая бюджетная политика преследовала цель сниже­ния уровня инфляции. Она была достигнута к концу 1982 г.

К очередным президентским выборам республиканская партия подходила в условиях экономического роста в 2,4% вместо обещан­ных 3,8%, с высоким уровнем безработицы, и. как следствие же­стких реформ начала правления Р. Рейгана — растущего недоволь­ства социальной политикой государства. Но США удалось восста­новить позиции в мировом хозяйстве, где на их долю в 1986 г. приходилось 34% промышленного производства развитых индус­триальных стран и 20% их внешнеторгового оборота.

Новым акцентом реформ вторично избранного Рейгана стали налоговые мероприятия, смягчавшие негативные социальные по­следствия реформ. По закону 1986 г. о подоходном налоге про­изошло дальнейшее сокращение налога с граждан с 50 до 28%, налога на прибыли корпораций - с 46 до 34%. Последовательность налоговой политики рейганомики обеспечила дальнейший рост инвестиций в наукоемкие производства и отрасли.

Тем не менее к концу 1980-х гг. показатель прироста ВВП сни­зился по сравнению с 1985 г. с 3,8 до 3,0%, ухудшились и основ­ные показатели развития США по отношению к Японии и веду­щим странам ЕЭС. В литературе можно встретить ряд объясне­ний данного феномена, среди которых наиболее убедительным представляется точка зрения, которая обосновывает невозмож­ность сравнительных оценок по принятым ныне валовым пока­зателям8. Действительно, феномен падающих темпов роста стран с трансформационной и постиндустриальной экономикой при укреплении их мирохозяйственных позиций, росте обеспеченно­сти жизни, наиболее динамичном научном, образовательном по­тенциале и т.п. можно объяснить лишь отсутствием адекватных критериев для оценок таких категорий, как, например, качество жизни,

творческий труд, ощущение личной свободы, социальной защищенности и т.п., которые составляют ценностные основы постиндустриального общества. В силу этого выводы о замедле­нии динамики роста, сделанные на основе традиционных валовых, количественных показателей могут дать лишь относительное пред­ставление о действительном положении дел на постиндустриаль­ном этапе развития.

См.: Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М.: «Academia» - Наука, 1999.

Одной из важнейших проблем конца 1980-х — начала 1990-х гг. стал дефицит государственного бюджета США, который достиг 290 млрд долл., и одновременно быстро растущий государствен­ный долг, приблизившийся к сумме в 4 млрд долл.

Период правления демократической партии и президентства Б. Клинтона в 1990-е гг. отмечен дальнейшими позитивными сдвигами в развитии экономики США, когда наиболее отчетливо проявились плоды кризисных 1970-х и реформаторских 1980-х гг. В это время была продолжена интенсивная структурная пере­стройка национального хозяйства. В результате США удавалось обеспечивать довольно устойчивые темпы экономического роста.

В немалой степени укреплению мировых экономических по­зиций США способствовали качественные сдвиги, произошедшие в результате распада мировой системы социализма и СССР, а так­же глубокие структурные кризисы в «новых индустриальных стра­нах» Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Западная Европа. При всем разнообразии и особенностях стран Западной Европы последнее 20-летие XX в. было отмечено еди­ным направлением развития их экономик в сторону либерализа­ции хозяйственного режима, ускоренным вхождением ведущих европейских стран в постиндустриальную эпоху. Под влиянием системного кризиса 1970—1980-х гг. происходила коренная струк­турная перестройка хозяйства. Интенсивно возникали и развива­лись наукоемкие производства, менялась структура занятости в сторону преимущественного «обгоняющего роста» третичной и особенно четвертичной сфер. О синхронных структурных преоб­разованиях свидетельствовал и ускорившийся процесс интеграции европейских стран, объединение их экономик на принципах ли­берализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.