Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы интеграции




Инициатором либеральных реформ стала Англия. К моменту их начала были достигнуты определенные успехи в деле снижения энергоемкости промышленного производства, развития новейших отраслей народного хозяйства. Тем не менее во второй половине 1970-х гг. экономический рост приблизился к нулевой отметке, а среднегодовой показатель инфляции поднялся до невиданных ранее 15%. Приход к власти консервативного правительства М.Тэтчер весной 1979 г. ознаменовал начало реформ, которые затем были названы «тетчеризм».

Основные направления реформ имели сходство с рейганоми-кой. Так, были предприняты решительные шаги по обузданию

336

инфляции, выведению из кризисного состояния финансово-кре­дитной системы. С этой целью проводились реформы в области налогообложения, бюджетная реформа. Уже в 1982—1983 гг. тем­пы инфляции упали до 5%, а к концу 1980-х гг. составляли в сред­нем 3% в год.

Параллельно демонтировался государственный сектор. Мас­штабы приватизации и продолжительность этого процесса отли­чали Великобританию от других развитых стран. В первые годы консерваторам удалось существенно сократить расходы бюджета на содержание государственных предприятий на 0,5 млрд ф. ст., а общие инвестиционные расходы государства в экономику сни­зились вдвое. На начальной стадии приватизации правительство столкнулось с мощным сопротивлением отраслевых профсоюзов (горняков, металлургов, транспортников и др.), выступавших про­тив сокращения рабочих мест и общего уровня занятости, что за­медляло темпы разгосударствления. В конечном счете правитель­ству М. Тэтчер удалось сломить сопротивление профсоюзов, уре­зать их права в отношении работодателей, что способствовало росту деловой активности частного капитала. Как и в рейганоми-ке, стимулирующим рычагом деловой активности стало снижение уровня налогообложения частного бизнеса.

Доля государственного финансирования НИОКР в Англии, как и в других странах, снизилась по сравнению с дореформен­ным периодом. Государство сосредоточило усилия на капитало­вложениях в наиболее передовые отрасли, создавало благоприят­ные условия для привлечения частных и иностранных инвести­ций в эту сферу.

В целом устойчивым было развитие экономики Англии в 1990-е гг. на основе последовательных структурных преобразований, укреп­ления ее внешнеэкономических позиций.

Аналогичные либеральные реформы, с учетом национальной специфики, проводились во всех индустриально развитых странах Европы. Они создали условия для их перехода в постиндустриаль­ную стадию, позволили им сохранить лидирующие позиции в си­стеме мирового хозяйства.

10.3.2. Модель «догоняющего» развития

Модель «догоняющего» развития уходит корнями в межвоенный период, хотя можно говорить о более ранних примерах ускоренной промышленной модернизации хозяйства: Германии после объединения 1871 г. и Японии периода преобразований Мейдзи. Хозяйственная история первой половины XX в. отмечена по край­ней мере двумя масштабными экспериментами «догоняющего» индустриального развития на основе мобилизационного метода: ускоренная индустриализация СССР (1920—1930-х) и ускоренная милитаризация Германии (1930-е). В послевоенный период в СССР, государствах мировой системы социализма и ориентировав­шихся на них освободившихся странах происходил процесс уско­ренного индустриального развития в условиях отсутствия рыноч­ных отношений.

В ряде капиталистических стран со средним развитием стала осуществляться политика ускоренной индустриализации, которая имела общие черты, несмотря на отдельные региональные разли­чия. На протяжении 1950—1960 гг. страны с «догоняющей» моде­лью показали невиданные образцы роста (Япония, ряд стран Ла­тинской Америки).

Наиболее успешным примером стратегии «догоняющего» раз­вития может служить Япония, тогда как большинство стран, вы­бравших эту модель, столкнулись в последние 20 лет с серьезны­ми проблемами. Среди них ряд стран Латинской Америки так называемой «большой тройки» — Аргентина, Бразилия и Мекси­ка, а также их соседи по континенту — Боливия, Венесуэла, Перу, Чили и др., где под влиянием мирового кризиса 1920—1930-х гг. приобрела популярность концепция импортозамещающего хозяй­ства.

Пришедшие в этот период к власти представители популист­ских партий выдвинули стратегию опоры на собственные силы, направленную на создание развитой национальной индустрии. В условиях слабости национального капитала данную задачу при­звано было решать государство. Популярность выбранной страте­гии подкреплялась успехами предвоенного развития ряда стран Латинской Америки, где темпы роста в конце 1930-х гг. были выше, чем в большинстве развитых стран. Например, в Чили сред­негодовой рост в 1931-1940 гг. составил 4,8%. В годы войны про­исходило дальнейшее укрепление индустриального сектора эко­номики. В первые послевоенные десятилетия практически повсе­местно прокатилась волна национализации ведущих отраслей.

Успехи в развитии ряда импортозамещающих экономик наи­более ярко проявились в изменении структуры хозяйства некогда отсталых стран. Из преимущественно аграрных и торгово-посред-нических они превращались в индустриальные. Бразилия, Арген­тина, Мексика, Чили достигли во второй половине XX в. средне­го уровня развития. Но уже в 1970-е гг. в «новых индустриальных» странах Латинской Америки стали нарастать кризисные явления как результат общемирового системного кризиса индустриально­го общества. При этом кризис здесь носил более глубокий харак­тер. Его главной причиной явилось отсутствие необходимых для преодоления элементов новой постиндустриальной экономики в виде собственной фундаментальной науки, развитой системы об­разования и др. Кризис поддерживала предельно развившаяся си­стема государственного вмешательства, государственного пред­принимательства. Все это серьезно препятствовало началу реформ. Очевидно, что в кризисных условиях сравнительно низкоэффек­тивная экономика южно-американских стран сдавала позиции и на внешних рынках. Они сталкивались с проблемами быстрого демографического роста при сравнительно низком уровне жизни и бедности широких слоев населения. К тому же общество пси­хологически не было готово к радикальной либерализации. Об этом свидетельствовали первые по времени в Латинской Амери­ке реформы в Чили, которые проводились в условиях установив­шейся военной диктатуры генерала А. Пиночета. В 1980-е гг. ста­ли переходить к новой модели остальные страны региона. Этот пе­реход носил болезненный и непоследовательный характер. Несмотря на длительный период реформирования, он не привел к однозначно-позитивным результатам, что выражалось в перио­дических глубоких финансово-экономических кризисах, и по сей день сотрясающих экономики ведущих латиноамериканских стран.

Второй распространенный вариант модели «догоняющего» раз­вития представлен странами Юго-Восточной Азии. Каждая из них в различный период приступала к индустриализации хозяйства. В Малайзии, Сингапуре и на Тайване она началась сразу после Второй мировой войны, в Индонезии и Южной Корее — в начале 1960-х гг., в Таиланде — в конце 1960-х гг. Этот список можно про­должать за счет Китая, активно внедрявшего индустриальную мо­дель с 1970-х гг., а также двух стран бывшей мировой системы со­циализма (Вьетнама и Лаоса), которые стали применять страте­гию индустриальной доминанты развития в середине 1990-х гг

Индустриальное развитие азиатских стран состоит из двух эта­пов. На первом, как правило, принималась известная латиноаме­риканская модель импортозамещающего хозяйства с целью удов­летворения потребностей внутреннего рынка, а вслед за этим про­исходила переориентация индустрии на внешний рынок. По подобной схеме развивалась, например, Южная Корея. Модель азиатских индустриальных стран во многом напоминает черты японской модели. Некоторые различия можно увидеть в степени монополизации хозяйства, уровне развитости системы государ­ственного патронажа, роли иностранного капитала, особенностях отраслевой структуры и т.д.

В условиях начавшегося перехода к постиндустриальному об­ществу азиатская модель индустриального развития, так же как и латиноамериканская, оказалась в глубоком кризисном положении. Повсеместно в названных странах с некоторым опозданием - со второй половины 1980-х гг. стала демонтироваться прежняя система государственного регулирования, проводиться последова­тельная либерализация режима, в том числе и его демонополи­зация, что делает экономики «азиатских драконов» более откры­тыми. Данный процесс сопровождается глубокими финансово-экономическими кризисами, характерными для всех стран, выбравших модель «догоняющего» развития.

Одной из форм интернационализации экономики во второй половине XX в., получившей ускоренное развитие в последние десятилетия, стала межгосударственная интеграция национальных хозяйств. Третья научно-техническая революция вызвала ускоре­ние этого процесса, что привело к возникновению во второй по­ловине XX в. феномена «открытой экономики», или интернацио­нализации хозяйственных отношений на основе процесса интег­рации. В основе этого явления лежит стремление к достижению большей эффективности национальных хозяйств за счет стимули­рования процессов специализации и кооперирования в рамках региональных союзов, развития сотрудничества между странами-участницами в области производства, торговли, валютных отно­шений и других сферах. Интеграция является ярким проявлени­ем глобализации хозяйственной жизни.

Уже начало XX столетия отмечено возникновением междуна­родных субъектов хозяйства, которые в послевоенный период вместе с быстрым развитием инфраструктуры стали превращать­ся в многоотраслевые комплексы, действующие на принципах спе­циализации и кооперации производства на мировом уровне. Эти объединения получили название транснациональных и многонаци­ональных корпораций (ТНК и МНК). В настоящее время они пре­вратились в ведущую силу мирохозяйственных отношений. Вкла­дывая капитал, создавая многочисленные филиалы за рубежом, ТНК (а ими являются практически все крупнейшие компании развитых стран) формируют разветвленную систему мирового производства, не признающую национальных границ и объеди­ненную общими организационными, экономическими и техноло­гическими отношениями. За счет оптимального размещения про­изводства в разных странах, с учетом их сравнительных преиму­ществ (наличие сырья, квалифицированной рабочей силы, технического уровня производства и т.д.) ТНК достигают более высокой хозяйственной эффективности. Они разрушают границы между национальными рынками товаров, капиталов, рабочей силы посредством формирования прямых производственно-техничес­ких и экономических связей между предприятиями в различных странах, вызывая эффект интернационализации экономики. В на­стоящее время данный процесс проявляется, в частности, через развитие новых форм сотрудничества между самими ТНК. Напри­мер, получили достаточно широкое распространение так называ­емые стратегические соглашения, на основе которых объединяют­ся финансовые и технологические ресурсы ТНК для достижения результатов, недоступных каждой из них в отдельности.

Развитие международных предприятий и объединений в усло­виях НТР во второй половине XX в. наряду с небывалым расши­рением мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы спо­собствовало формированию рынков информации (ноу-хау, патен­ты, лицензии) и научно-технических услуг (инжиниринг, лизинг).

Одной из форм и одновременно инструментом интеграции в глобальном масштабе стали новые международные хозяйственные институты в лице МВФ и МБ, ВТО и др.

Важнейшим направлением интернационализации, получив­шим особенное развитие в последние десятилетия, является меж­государственная, региональная интеграция национальных хо­зяйств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.