КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологический кризис
С появлением цивилизации, и особенно государства, деятельность человека стала носить определенный вред окружающей его природной среде. Но до середины ХХ века этот вред был весьма незначительным и исправимым. Например, в раннее средневековье новые леса в Европе росли быстрее, чем человек успевал вырубать старые. Но взрывные темпы роста населения и еще более высокие темпы роста производства и потребления материальных благ положили конец этой идиллии. Реальностью стали: · деградация, вследствие злоупотребления удобрениями и химическими средствами борьбы с вредителями зерновых, миллионов гектар некогда плодородной земли; · сведение на дрова тропических лесов – “легких планеты” и наступление пустынь; · истощение озонового слоя из-за превышающих допустимые нормы выбросов в атмосферу фреонов; · комплексное загрязнение воздуха, воды и почв токсичными и радиоактивными промышленными отходами; · варварское уничтожение (на мясо и сырье) многочисленных видов животных и рыб. В результате окружающей среде нанесен серьезный ущерб, который, в свою очередь, ведет к росту заболеваемости, особенно дыхательных путей и онкологической. Ответственность за ухудшение окружающей среды несут прежде всего экономически развитые страны, ведь именно на их долю приходится более 2/3 всех потребляемых человечеством природных ресурсов и менее 20% населения. Но и в развивающихся (слаборазвитых) странах соединение нищеты и стремительного роста населения наносит серьезный ущерб природе. В частности, рисовые поля и домашний скот, дающие пропитание двум миллиардам человек, служат основными источниками выбросов в атмосферу метанола, способствующего формированию “парникового эффекта”. Индустриализация и модернизация в этих странах проводится зачастую отнюдь не на базе новейших экологически чистых технологий. Следует учитывать и тот факт, что некоторые виды ресурсов, например нефть, уголь, газ, руды металлов, исчерпаемы. Расчеты, произведенные в середине 70-х специалистами Римского клуба, едва не посеяли настоящую панику – по их данным, основные ресурсы должны были исчерпаться уже к 1995 – 2025 году. И хотя дальнейшие исследования показали. Что ресурсов, о которых идет речь, хватит еще лет на 100, особых оснований для самоуспокоения у человечества нет. Экологические проблемы действительно остры и носят глобальный характер. Если в XXI веке не будут найдены пути их эффективного решения, этот век действительно может оказаться последним в земной истории человечества.
Дополнительная литература: 1. История мировой экономики./ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 1999. 2. Березин И.С. Краткая история экономического развития. – М., 1998.
Тесты по теме: Выберите на Ваш взгляд правильные ответы 1. В 1990-е гг. развитие мировой экономики и международных экономических отношений характеризовалось: а) дальнейшим укреплением экономического могущества мировой системы социализма; б) изменением соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений; в) устойчивым ростом производства в странах СНГ. 2. К основным факторам, обусловливающим процесс глобализации, относятся следующие: а) производственно-технический; б) экономический; в) транспортный; г) социологический; д) социальный; е) экологический; ж) политический. 3. Постиндустриальное общество типично для: а) стран СНГ; б) новых индустриальных стран; в) отсталых стран; г) высокоразвитых стран. 4. Высокие темпы НТП во второй половине XX века привели: а) к расширению технологического обмена; б) развитию ТНК; в) росту ассигнований на НИОКР; г) обострению глобальных проблем. 5. Кризис экономического развития мировой экономики характеризуется: а) снижением уровня жизни населения; б) ростом безработицы; в) ростом инфляции; г) социальной напряженностью в обществе; д) стабильным ростом основных экономических показателей; е) замедлением темпов развития отдельных стран и регионов; ж) структурным кризисом. 6. Процесс интернационализации означает: а) достижение определенной степени единства торговли производства и кредитно-финансовой сферы национальных государств, входящих в мирохозяйственную систему, несмотря на наличие национальных границ; б) формирование многоуровневой мировой системы хозяйственных связей, объединяющей отдельные страны в глобальный мировой комплекс; в) растущую связь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем; г) организацию единого экономического пространства; д) поиск и захват национальной экономикой своей «ниши» в мировой экономике; е) развитие устойчивых экономических связей между странами, выход воспроизводства за национальные границы.
Итоговый тест по дисциплине «История экономики» Выберите все верные ответы. 1. Какая из экономических школ явилась родоначальницей историко-экономической науки: а) классическая политэкономия; б) институционально-социологическая; в) марксистская; г) ордолиберальная; д) старая историческая школа; е) новая историческая школа? 2. Наиболее древние формы хозяйственной деятельности человека связаны: а) с земледелием; б) со скотоводством; в) с торговлей; г) с ремеслом; д) с охотой; е) с собирательством. 3. Какое техническое достижение античности имело наибольшее значение для дальнейшего развития экономики: а) стремя; б) колесный плуг; в) жатвенная машина; г) водяное колесо; д) гончарный круг; е) муфельная печь? 4. Укажите понятия, внутренне не присущие восточной модели феодальной экономики: а) протекционизм; б) эквивалентный обмен во внешней торговле; в) экономическая зависимость крестьянства; г) коммунальные революции; д) многоукладность хозяйства; е) господство частной собственности на землю. 5. Метод безналичного перевода денег известен: а) с античного времени; б) с эпохи первоначального накопления капитала; в) с эпохи промышленного переворота и начала индустриализации; г) со времени появления первых коммерческих банков; д) с эпохи великих географических открытий; е) со второй половины XX века. 6. Назовите причины первенства английской экономики по сравнению с другими странами в XVII в.: а) раннее зарождение мануфактур; б) географическое положение; в) хозяйственная культура общества; г) успехи в мореплавании; д) меркантилистская политика; е) быстрое завершение процесса первоначального накопления капитала. 7. Традиционная модель индустриализации: а) развивается в условиях натурального хозяйства; б) характеризуется нулевым приростом; в) существовала в Японии, США и Германии; г) определяла приоритет политических факторов в экономической политике; д) требует наличия механизмов перераспределения национального дохода; е) обусловливается жестким регулированием ценообразования. 8. Создание в России единой денежной системы началось с деятельности: а) Василия III; б) Ивана III; в) Петра I; г) Екатерины II; д) Елены Глинской; е) Николая II. 9. Выберите сходные черты в развитии экономики Англии, Франции и России в пер. половине XIX в.: а) завершение промышленного переворота; б) развитие фондового рынка; в) сохранение внеэкономического принуждения крестьян; г) быстрое развитие легкой промышленности; д) усиление государственного регулирования экономики; е) первые экономические кризисы перепроизводства 10. Важнейшей чертой мировой экономики конца XIX-начала XX вв. стала: а) милитаризация экономики; б) концентрация капитала и производства; в) возникновение монополий; г) господство политики фритредерства; д) стабилизация финансовой системы развитых стран; е) возникновение колониальной системы. 11. Создание современной структуры банковской системы России относится: а) к 60-м гг. XIX в.; б) к началу XX в.; в) к периоду нэпа; г) к 80-м гг. XX в.; д) к середине 90-х гг. XX в.; е) все ответы неверны. 12. "План Дауэса" определял: а) сущность территориального спора между Германией и Бельгией; б) ограничение численности немецкой армии; в) порядок отсрочки платежей; г) возможность урегулирования территориальных претензий СССР к Финляндии; д) государственный бюджет Германии как главный источник погашения репарационных платежей; е) условия предоставления Германии кредита. 13. Из предложенного хронологического ряда истории экономики России исключите даты, логически не связанные с другими: а) 1704; б) 1766-1769; в) 1839-1843; г) 1861; д) 1922-1924; е) 1959-1965. 14. Какой из кризисов перепроизводства получил название "Великой депрессии": а) кризис 1825 г.; б) кризис 1929-1933 гг.; в) кризис 1969-1971 гг.; г) кризис 1974- 1975 гг.; д) кризис 1980-1982 гг.; е) кризис 1992-1993 гг. 15. "План Маршалла" предусматривал: а) формирование механизма самоокупаемости восстановления европейской экономики; б) усиление обороноспособности Европы; в) погашение военных кредитов европейских стран; г) реализацию плана "Пакс Американа"; д) формирование рынка сбыта для американского наукоемкого производства; е) преимущественное развитие аграрного сектора Европы. 16. Назовите приоритеты неоконсерватизма в экономической области: а) собственная предприимчивость; б) господство частной собственности; в) рост государственного сектора в экономике; г) расширение социальных программ; д) снижение налогов; е) уменьшение государственного регулирования. 17. Неудача "перестройки" М. Горбачева в СССР в большей степени связана: а) с незавершенностью структурных преобразований; б) с реформой ценообразования; в) с нереформированностью государственного сектора; г) с расширением сферы теневой экономики; д) с распадом СЭВ; е) с мировым энергетическим кризисом. 18. Выберите основные черты неоэтатистской модели смешанной экономики: а) большой государственный сектор в экономике; б) стремление к сбалансированности госбюджета; в) большие социальные расходы государства; г) индикативное планирование; д) централизованное планирование; е) преобладание монетарных рычагов регулирования. 19. Как в России решался вопрос о собственности на землю в соответствии с Декретом о земле 1917 г.? а) национализация всей земли с последующей сдачей в аренду крестьянам; б) национализация всей земли, уравнительное распределение с последующим справедливым переделом; в) национализация всей земли, создание только государственных хозяйств; г) продажа земли крестьянам по низким ценам; д) передача земли в частную собственность крестьянам в соответствии с установленными нормами. 20. Какую цель преследовал П.А. Столыпин при проведении аграрной реформы в начале XX в. в России? а) ускорение развития в России капиталистических производственных отношений; б) оздоровление российской экономики; в) быстрое создание среднего класса в деревне; г) либерализацию самодержавия.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |