КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативная инициатива
6.2.1 Сказка — ложь? Этот параграф хотелось бы начать с маленького «детского» примера, который был позаимствован из сказки А. Милна. Для удобства текст стилизован: убраны вводящие прямую речь фразы типа «said Owl», но оставлены в качестве комментария другие; диалог разбит на ходы; соответствующим образом скорректирована пунктуация. C l: I say, Owl, 2 isn't this fun? 3 I'm on an island! О 4: The atmospheric conditions have been very unfavourable lately. С 5: The what? О 6: It has been raining. ©explained Owl @ С 7: Yes, it was. О 8: The flood-level has reached an unprecedented height. С 9: The who? О 10: There's a lot of water about. С 11: Yes, there is. О 12: However, 13 the prospects are rapidly becoming more favourable. 14 At any moment — С 15: Have you seen Pooh? О 16: No. At any moment — С 17: I hope he's all right. 18 I've been wondering about him. 19 I expect Piglet's with him. 20 Do you think they are all right, Owl? O 21: I expect so. 22 You see, at any moment — С 23: Do go and see, Owl. 24 Because Pooh hasn't got very much brain, 25 and he might do something silly, 26 and I do love him so, Owl. 27 Do you see, Owl? О 28: That's all right. 29 I'll go. 30 Back directly. @ And he flew off @ Что можно сказать об этом диалоге? Какова доля участия каждого из персонажей? Кто внес решающий вклад в его развитие? Чьи реплики предопределили его сюжет! Чья тема полнее раскрыта? Чья воля победила, чей интерес преобладал? Иначе говоря, кто владел коммуникативной инициативой? Абсолютное большинство читателей ответит однозначно: это Кристофер Робин (С). Это наблюдение не столь тривиально, как может показаться на первый взгляд. Что заставляет нас именно так интерпретировать данный фрагмент? Ведь, по сути дела, мы не располагаем никакими другими источниками информации об этом эпизоде общения, кроме самого диалога. Значит, уже в нем заложены знаки, символы, позволяющие сделать данный вывод. Из интуитивного единодушия в приписывании коммуникативной инициативы (С) следует, что эти знаки принадлежат общему интерсубъективному «символическому миру», или уровню символической конвергенции группового сознания. Если так, то подобные механизмы работают и в иных типах дискурса. В настоящее время в коммуникативной лингвистике существует ряд категорий, к которым предлагается отнести понятие коммуникативная инициатива. К этому ряду принадлежит тип языковой личности, сюда же можно добавить категории, соотносящие качества участника взаимодействия с его коммуникативным поведением: социальная роль, позиция, статус, психологический тип личности, тип коммуникабельности, коммуникативное «Я»-состояние. Тип языковой личности и коммуникабельность главным образом антропоцентричны: они характеризует человека с точки зрения его коммуникативных способностей, навыков, привычек, через которые раскрываются его психологические и социальные качества. Эти качества обусловливают, как данный индивид исполняет определенный диапазон ролей — более или менее стереотипных способов поведения и взаимодействия в рекуррентных ситуациях общения. Категория коммуникативная инициатива характеризует прежде всего само дискурсивное взаимодействие личностей и их стратегий в конкретном коммуникативном эпизоде, причем, как уже отмечалось выше, участники общения и сам дискурс — это одна единая сущность, а не совокупность дискретных элементов. Коммуникативная инициатива, как дискурсивно-психологический фокус, воплощает во взаимодействии людей актуализацию разнообразных аспектов их коммуникативной и социальной компетенции, разных типов языковых личностей и их коммуникабельности, но не совпадает с проигрыванием ими в диалоге соответствующих ролей. Индивиды, вступая в общение, начинают его, как правило, с разными установками, целями, эмоциями, хотя наличие общих элементов неизбежно и даже обязательно для того, чтобы коммуникативный акт вообще состоялся. В силу этого само начало взаимодействия и его ход характеризуются разной степенью участия коммуникантов, их вовлеченности в общение, неодинаковой заинтересованностью, разной императивностью (в широком смысле): кто-то владеет коммуникативной инициативой, и именно его/ee/их ходы в общении определяют и предписывают пути развития дискурса. Это справедливо как для кооперативных диалогов, так и для конфликтов. В последнем случае особенно наглядно протекает борьба за коммуникативную инициативу, за право подчинить диалог своим целям, пусть даже в ущерб другим участникам [см.: Grimshaw 1990; Conley, O'Barr 1990; Goodwin, Goodwin 1990]. Понятие коммуникативной инициативы относится к уровню макроструктуры, оно касается взаимодействия, взаимовлияния стратегий коммуникантов, где глобально, в границах речевого эпизода актуализуются языковые личности, конструируются их «Я». Коммуникативная инициатива может переходить от одного участника разговора к другому (и это часто происходит), причем такой переход может осуществляться разными способами: без борьбы, произвольно, по воле человека, владевшего инициативой, или же в конкурентной борьбе, вопреки его воле и т. п. Все это, естественно, создается в дискурсе. Функционально некоторые коммуникативные ходы и даже целые стратегии направлены на удержание или овладение коммуникативной инициативой. Без учета этого фактора дискурс-анализ может оказаться неадекватен. Коммуникативная инициатива проявляется в разных признаках и свойствах дискурса, причем сам по себе каждый из этих признаков, взятый изолированно от других, может и не означать владения инициативой, но некоторая их совокупность позволяет безошибочно определить, кто из участников диалога владеет коммуникативной инициативой (причем не обязательно, чтобы это был автор первой реплики). Что же это за признаки? 6.2.2 Инициативные предписывающие ходы: Кристофер Робин начинает и выигрывает На уровне индивидуальных коммуникативных ходов — это преобладание предписывающих ходов, обычно инициативных: вопросов, приказов, просьб и др. Это довольно слабый признак сам по себе, потому что практически для любого инициативного хода найдется контекст, где этот ход окажется составной частью не самой инициативной стратегии. Справедливости ради следует отметить, что инициативным стратегиям чаще свойственны ходы, открывающие типичные обменные структуры. Например, в вопросно-ответном единстве (микродиалог: запрос информации) инициатива принадлежит задающему вопросы, в то время как в диалоге, где один из участников что-то рассказывает, а другой время от времени переспрашивает, инициативой владеет обычно рассказчик, а не автор переспросов (хотя переспросы — это очень тонкое оружие в борьбе за инициативу, главное отличие простых переспросов от инициативных заключается в том, что последние заставляют автора предыдущего хода не только повторить ход и подтвердить адекватность восприятия, но и как-то изменить свое речевое поведение). В первом случае вопрос — предписывающий инициативный ход, занимающий начальную позицию в структуре обмена. Во втором — это ход, обусловленный предшествующим течением нарративного дискурса, он занимает сред- нюю позицию в структуре сложного обмена. Этим дискурс-анализ существенно отличается от теории речевых актов, где оба вопроса были бы причислены к одному типу речевых актов. Комплексность критериев коммуникативной инициативы, с одной стороны, недостаточность изолированных признаков, с другой стороны, усложняют дискурсивно-психологический анализ. Тем не менее, в инициативных стратегиях употребление побуждений, вопросов и других предписывающих актов заметно и важно, особенно если они открывают обменные структуры (типа «вопрос-ответ»). На уровне элементарных последовательностей речевых ходов признаком коммуникативной инициативы часто становится умышленное коммуникативное рассогласование, в ряде случаев связанное с невыполнением ожидаемого реактивного хода и/или заменой его на инициативный. Примером служит ответ вопросом на вопрос. Молчание, демонстрирующее нежелание исполнить реактивный речевой акт, относится к этой же категории [ср.: Богданов 1986; Крестинский 1990; Tannen 1990; Tannen, Saville-Troike 1985; Jaworski 1993]. Поступая так, говорящий как бы демонстрирует, что имеет право нарушать нормы согласования коммуникативных ходов по их «прагматической валентности». Нарушение устоявшихся норм общения, как правило, сопряжено с приписыванием нарушителю более высокого мнимого или реального статуса. Данный механизм лежит в основе манипуляций, построенных на умышленном нарушении норм кооперативного общения и самого принципа коммуникативного сотрудничества, а также институциональных норм этикета. 6.2.3 На чужой роток не накинешь платок? Безусловно важной с точки зрения владения инициативой в дискурсе является мена коммуникативных ролей. Показателем коммуникативной инициативы очень часто бывает, например, перебивание, когда индивид берет роль говорящего силой, только по своей воле, тем самым прерывая собеседника, не заботясь о его коммуникативном комфорте и существенно ограничивая его в свободе действий по достижению своих целей. Агрессивное взятие шага в разговоре может произойти и без классического перебивания, когда стремящийся к овладению инициативой участник общения принимает на себя роль говорящего за кого-то другого, даже если этот кто-то был назначен предшествующим говорящим на эту роль. В данном случае индивид присваивает право голоса, не перебивая другого, а просто не оставляя ему и мгновения на вступление в свои права «говорящего». Маркером коммуникативной инициативы иногда выступает даже подхват, завершающий чужой коммуникативный ход, который как бы присваивается новым говорящим. Этот прием особенно эффектен в тех случаях, когда данный ход имеет большое значение для развития диалога в целом, предписывает тип следующего хода и тему разговора и т. п. Отказ от взятия шага в некоторых контекстах также может расцениваться как проявление коммуникативной инициативы. В данных случаях интересна роль молчания как знака отказа от неудобной темы, неприемлемого стиля общения, его тональности и соответствующего распределения ролей. Молчание в подобных случаях символизирует отказ подчиниться «чужой» стратегии. Очень важны для определения динамики коммуникативной инициативы способы и пути развития темы. Отношение разных участников разговора к обсуждаемой теме часто не совпадает: что важно, приятно и крайне интересно одному коммуниканту, неохотно обсуждается другим или вообще вызывает негативные реакции. Наличие разного прагматического статуса у разных тем обусловливает стремление некоторых участников разговора к развернутому обсуждению одних, интересных лишь им тем и свертыванию других, для них менее интересных, в то время как остальные коммуниканты могут иметь прямо противоположные установки и стремиться к рассмотрению «своих» тем. Борьба за наиболее выгодную тему говорящего, обладающую в его глазах более высоким прагматическим статусом, — один из важнейших компонентов коммуникативной инициативы. Самым очевидным примером корреляции динамики темы и коммуникативной инициативы является смена темы в разговоре. Иногда новый говорящий, независимо от исчерпанности прежней темы, резко вводит новую тему, как правило, важную для него. Признаком владения коммуникативной инициативой является защита и сохранение своей темы, часто сопряженные с отказом принять и/или развивать чужую тему. Необходимо отметить, что большую роль здесь играет сама цель смены темы, а также момент перехода от одного предмета общения к другому и способ осуществления данного перехода. Порой смена темы обусловлена чисто этикетными мотивами и осуществляется конвенционально. 6.2.3 А судьи кто? Следующая группа признаков связана с нормами общения, а именно: нормами стиля, тональности общения, социальными и психологическими нормами общения. Говорящий, владеющий инициативой, устанавливает и регулирует тональность общения, сокращая, сохраняя или увеличивая социально-психологическую дистанцию, часто с помощью различных элементов социального дейк- сиса. Это могут быть также процедурные нормы, типичные для данной деятельности, для определенного института. Такие нормы регулируют и распределение ролей, и последовательность действий каждого участника общения. Инициативные стратегии предполагают не только установление норм или их умышленное нарушение, но и функцию контроля за соблюдением этих норм, роль «цензора» по отношению к другим участникам общения. Поэтому кроме предложения и утверждения стиля общения, его социально-психологической тональности («климата группы»), признаком инициативы может быть и их коррекция, выражение несогласия с реальным ходом коммуникации (знакомое всем Ты не должен так разговаривать с бабушкой!). Это легко можно проиллюстрировать вариативностью стиля в общении родителей с детьми, руководителя с подчиненными и т. п., когда высший по роли и статусу, в большинстве случаев владея коммуникативной инициативой, предлагает свое распределение коммуникативных и социально-психологических ролей. Это приводит к владению центром социального дейксиса: именно от позиции владеющего инициативой идет отсчет по шкале социальных отношений, градуирование социально-дейктической системы дискурса. Принадлежность коммуникативной инициативы определяют и по роли речевых действий участников диалога в создании и поддержании процедурных норм взаимодействия и совместной деятельности в малой группе. Здесь выделяются акты собственно нормотворчества (высказывания типа Не все сразу!; Я каждому дам слово, но только один раз), а также коррекции и санкции. Данный деонтический аспект коммуникативной инициативы представляется весьма важным, хотя в повседневной речи акты нормотворчества в «чистом виде» встречаются довольно редко. Право устанавливать и контролировать нормы взаимодействия в рамках какого-то типа деятельности или социального института само по себе свидетельствует о высоком статусе общающихся и подтверждает их право на инициативу в разговоре. Интересны редкие случаи деонтического конфликта, когда происходит, как правило, тематизация норм общения и попытка «переговоров» — вербального решения конфликта.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |