Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о технологии




ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Учебное пособие

Л.В. Прохорова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

(заочное отделение)

 

 

Челябинск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 2

2. СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ.. 12

3. ТОПЛИВО И ЭНЕРГИЯ.. 15

4. ВОДА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ.. 21

5. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ (ТЕПЛОВЫЕ) 23

БАЛАНСЫ.. 23

6. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В ПРОМЫШЛЕННОСТИ 27

7. ПРОИЗВОДСТВО ЧУГУНА.. 30

8. ПРОИЗВОДСТВО СТАЛИ.. 38

9. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ. 42

10. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СБОРКИ МАШИН.. 54

11. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ.. 58

В современных условиях на менеджмент как систему принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли любого предприятия оказывает влияние множество факторов, которые делятся на две большие группы — внешние и внутренние. Наиболее значимыми среди внутренних факторов являются такие, как люди и технология. Одна из задач менеджмента заключается в соединении этих двух факторов в единое целое — производственную систему, эффективность кото­рой необходимо непрерывно повышать.

Эффективное использование и развитие технологии требует учета многих других внутренних факторов менеджмента, и среди них, в первую очередь, результатов маркетинговых исследований. Необходимо учитывать требования потребителей и вытекающие из этого характеристики изделия, обеспечиваю­щие его спрос на рынке, а значит, и получение значительной прибыли.

При конструировании изделия необходимо учитывать требуемый уровень качества, причём этот уровень, с одной стороны, должен полностью удовлетво­рять потребителя, а с другой — обеспечивать достаточно низкую себестоимость продукции и эффективное использование имеющихся на предприятии ресур­сов. Это значит, что при конструировании необходимо учитывать квалифика­цию кадров, работающих на предприятии, возможность и целесообразность использования уже опробованного сырья и материалов, постоянство связей с надёжными поставщиками, а также наиболее полное использование произ­водственных мощностей предприятия, каждой группы его оборудования.

Конечно, организуя производство нового изделия, возможно и целесо­образно произвести изменения в кадровом составе предприятия, в перечне используемого сырья и материалов и их поставщиков, увеличить производ­ственную мощность предприятия за счёт приобретения более прогрессив­ного оборудования. Однако при этом следует помнить, что любые изменения увеличивают сроки выпуска нового изделия на рынок, а значит, делают его уязвимым для конкурентов.

Изменения означают не только потерю времени, но и требуют значительных капиталовложений, которые должны осуществляться с учётом всех сопутству­ющих факторов и быть достаточно обоснованными. Поэтому конструкторам приходится работать в очень узком диапазоне имеющихся возможностей, согласуя каждый свой шаг с маркетологами, экономистами и финансистами предпри­ятия и, конечно, с технологами, так как конструкция изделия должна учитывать сложившуюся на предприятии технологическую систему.

В свою очередь, технологи, разрабатывая технологию изготовления изделия, должны в максимально возможной степени обеспечить экономию сырья, мате­риалов и трудовых ресурсов, наиболее полное использование оборудования.

При разработке технологии необходимо также предусмотреть резервы, позволяющие в кратчайшие сроки либо резко увеличить выпуск изделий (иногда в два и более раз), либо сократить их выпуск и расширить производ­ство других изделий, выпускаемых параллельно.

Такие требования к конструированию изделия и технологии его изготовления характерны для рыночной экономики и вынуждают разрабатыватьнесколько альтернативных вариантов с тем, чтобы, учитывая текущее положение на рынке, выбирать наиболее эффективный вариант и при необходимости переходить на другой — запасной.

Технология оказывает большое влияние на экономическую устойчивость предприятия, на прочность его позиций на рынке. Это влияние требует от ру­ководителей фирм и их подразделений повседневного внимания к пробле­мам конструирования и технологий. Несмотря на это, в рыночных условиях технический и технологический факторы несколько отодвигаются под воз­действием других — экономических, финансовых, организационных.

Такое положение можно объяснить тем, что при плановой экономике глав­ной целью менеджмента (управления) является выполнение производствен­ного задания.

В условиях плановой экономики централизованно определяются разме­ры производства тех или иных изделий, устанавливаются определённые про­порции между ними. Любое нарушение пропорций вносит хаос в систему народного хозяйства. Поэтому выполнение плана каждым предприятием яв­лялось решающим, главным показателем. Экономические показатели зани­мали более скромное место, хотя о них и не забывали.

Поскольку производство продукции в соответствии с планом было глав­ным при функционировании предприятия, руководителями предприятий были люди, непосредственно занимающиеся производством.

В основном, все они имели техническое образование и в проблемах тех­ники и технологии разбирались хорошо.

Главная цель любой фирмы в условиях рыночной экономики — прибыль. В соответствии с этой целью руководителями фирм (менеджерами) в боль­шинстве случаев являются люди с подготовкой в области менеджмента, эко­номики, финансов, иногда и с юридическим образованием.

Готовя инженеров-экономистов (фактически менеджеров) для плановой экономики вузы давали им хорошую техническую и технологическую подго­товку. В условиях рыночной экономики такая подготовка должна была бы быть усилена, поскольку менеджеру в рыночной системе отводятся более ответствен­ные должности, и он часто должен сам решать многие технические и техноло­гические вопросы без привлечения специалистов. Поэтому в учебных планах подготовки менеджеров значителен удельный вес технических дисциплин.

В условиях рыночной экономики техническая подготовка менеджеров дол­жна стать более универсальной, так как теперь менеджер готовится для работы не в одной отрасли (например, машиностроении), а во всех производственных или непроизводственных отраслях.

Рыночная экономика не позволяет готовить узконаправленного специа­листа. По окончании обучения менеджер попадает на рынок труда, и чем бо­лее он универсален, тем больше шансов у него получить работу.

Таким образом, при подготовке менеджеров приходится, с одной сторо­ны, учитывать необходимость достаточно хорошо знать технику и технологию отрасли, где он будет работать, а с другой — подготовить специалиста - универ­сала, конкурентоспособного на рынке труда.

При решении этой задачи необходимо учитывать особенность того или ино­го региона и универсальность определенной отрасли.

Организация производства, в известной степени технология машиностро­ения довольно близки к таким крупным отраслям, как легкая и пищевая промышленность. Поэтому при технологической подготовке менеджеров в производственной сфере за основу целесообразно взять машиностроительную отрасль.

Хорошо подготовленный в области технологии менеджер будет успешно решать проблемы увеличения прибыли своего предприятия.

В курсе «Системы технологий» излагаются основные принципы построе­ния технологий. Рассматриваются особенности отдельных техно­логических процессов, применяемых материалов, оборудования, оснастки, инструментов, режимов.

Технология — это процесс последовательного изменения состоя­ния, свойств, формы или размеров предмета труда, который осу­ществляется при изготовлении готовой продукции.

Использование научных достижений в технологии промышлен­ного производства помогает создавать наиболее рациональные про­изводственные процессы и находить оптимальные условия для их осуществления.

Разнообразие производств обусловливает разнообразие видов технологии. Технология промышленного производства определяется особен­ностями отрасли промышленности. Она непрерывно развивается вместе с техникой.

Вникая в сущность производства, и исследуя его особенности, менеджер устанавливает зависимость между отдельными элемен­тами производственного процесса, выявляет внутренние связи и «узкие» места. Он помогает инженерам в рационализации произ­водства, указывая основное направление поисков для совершен­ствования его технологии и организации.

Значительно повы­шается роль менеджеров в управлении производством, усложняю­щемся по мере развития техники. В. И. Ленин говорил: «Чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точ­ности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование».

Знание технологии позволяет менеджерам выявлять пути ра­ционального использования имеющихся резервов и роста производ­ства, внедрения в производство научно-технических достижений; выбирать наиболее эффективные способы использования сырья, материалов, топлива и электроэнергии; правильно определять про­изводственные мощности предприятий и др.

Система и технология — основные (ключевые) термины курса «Систе­мы технологий». Термин система происходит от греческого systema — целое, составленное из частей; соединение. Следовательно, система — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образуя определенную целостность, единство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.