Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные корпорации: сущность, виды, эволюция




Формы международного предпринимательства весьма многообразны. Они включают создание дочерних фирм и филиалов за рубежом, совместных предприятий (СП) с фирмами других стран, смешанных компаний с участием местного государственного и частного капитала. В свою очередь, каждая из этих форм может базироваться как на единоличной, так и на совместной собственности в области капитала, средств производства или технологии. Однако общим для всех видов м/н предпринимательства является выход экономической деятельности за рамки национальных границ, ее транснационализация.

Международные корпорации представляют собой крупные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органическое сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом. На практике различают три основных типа международных корпораций.

Первый из них - это транснациональные корпорации (ТНК), к которым относят компании с использованием преимущественно однонационального акционерного капитала, управленческого контроля и интернациональной сферой деятельности. ТНК организуют головную компанию в стране базирования и дочерние компании, филиалы по всему миру. Наиболее типичными компаниями такого типа являются «Форд», «Экссон», «ИБМ», «Нестле».

Второй тип - многонациональные корпорации (МНК), которые интернациональны по используемому капиталу, контролю и сфере деятельности. МНК объединяют национальные компании двух и более стран мирового хозяйства. Наиболее типичными представителями данной группы являются «Ройял датч-Шелл», «Юнилевер», «Фиат-Ситроен». Данный тип международных корпораций возник раньше, чем ТНК, но в настоящее время не имеет широкого распространения.

Третий тип - это международные корпоративные союзы, которые представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов в целях решения крупных экономических задач. Данные союзы в большей степени организуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиастроение, информатика. Например, западноевропейский концерн «Эйрбас индастри».

В последнее время в экономической литературе стали использовать термин «глобальные корпорации», т.е. ведущие свою деятельность в масштабах всего мира. Однако на практике не существует таких корпораций, которые имели бы филиалы во всех странах мира, и вышерассмотренные типы в большей или меньшей степени являются глобальными. Так, ИБМ имеет филиалы в 124 странах, а Экссон - в 100 странах, Кока-кола -в 190 странах.

Вместе с тем необходимо учитывать, что перевод с английского языка термина «transnational» может быть различным, и в экономических изданиях часто все типы корпораций обозначают как ТНК.

Комиссия ООН по ТНК выделила ряд признаков, по которым в современных условиях следует распознавать ТНК. К ним относятся:

- годовой оборот (объем продаж) более 1 млрд. долл.;

- наличие филиалов не менее, чем в 6 странах;

- доля зарубежных активов должна составлять 25-30% в общей стоимости всех активов компании;

- 1/5-1/3 всего объема оборота компании должна приходиться на внешние операции, т.е. реализоваться за пределами страны резиденции.

ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно:

1) интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил;

2) экспансии капитала за границей, создание собственных отделений;

3) стремления к получению сверхприбылей;

4) жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в м/н масштабе;

5) снижения значения геоэкономических границ.

С созданием собственных м/н производственных комплексов ТНК получают дополнительные возможности внедрения в экономическую структуру других стран. Они могут использовать в своих интересах их природные, производственные, технологические и трудовые ресурсы, углублять внутрифирменное разделение труда на базе уже имеющихся или создаваемых за рубежом узкоспециализированных производств.

Зарубежное производство дает ТНК те преимущества, которые вытекают из различия экономических условий между страной базирования материнской компании и странами, где расположены ее филиалы и подконтрольные фирмы. К ним относятся различия в обеспеченности и стоимости природных ресурсов, в ставках заработной платы, налогообложения, нормах амортизационных отчислений, фирменного, антитрестовского и трудового законодательства, экологических стандартах, квалификации рабочей силы, курсах валют и по многим другим компонентам, формирующим стоимость производимой продукции. Организационная структура ТНК дает им такое специфическое преимущество, как перенос внешнеэкономических операций во внутрифирменные операции - это позволяет сохранять монополию на новые технологи и ноу-хау, обходить таможенные барьеры, избегать международной конкуренции, снижать себестоимость продукции, так как внутренние трансфертные цены в 3-4- раза ниже мировых цен.

Со времени возникновения в конце ХIХ в. ТНК существенно эволюционировали:

ТНК первого поколения действовали в границах существовавших колониальных империй конца XIX - начала ХХ в.в. Это колониально-сырьевые ТНК (картели, синдикаты, тресты), основной целью которых было получить доступ к дешевым источникам сырья.

ТНК второго поколения - существовали в период между двумя войнами начала и середины ХХ в. - это военные ТНК, деятельность которых была связана главным образом с производством вооружения, боеприпасов, амуниции.

ТНК третьего поколения - появились в начале 60-х годов с развитием НТР и ростом потребительского спроса - это технико-потребительские компании. Их целями являлись завоевание рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капиталов, они широко используют достижения НТР и преимущества межстрановой кооперации предприятий. Становление данных ТНК происходило в условиях обострения мировой конкуренции и начала западноевропейской интеграции. Резкий рост уровня жизни заставил их ориентироваться на массовый потребительский рынок.

ТНК четвертого поколения - формируются с 80-х годов - это глобальные корпорации. Стратегия их характеризуется инновационной агрессивностью и динамизмом, отходом от одноотраслевой структуры, постоянным совершенствованием внутрикорпоративной структуры, нацеленности на завоевание уже не отдельных сегментов рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции.

Современные особенности деятельности ТНК.

Современные ТНК обладают рядом специфических черт:

1) они являются активными участниками международного разделения труда и способствуют его развитию;

2) создают международные производственные комплексы, получая при этом дополнительные преимущества;

3) используют глобальные производительные силы и ресурсы;

4) работают на массового потребителя;

5) движение их капиталов осуществляется независимо от процессов, происходящих в рамках страны базирования;

6) ТНК проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных капиталовложений и высококвалифицированного персонала, при этом проявляется тенденция к монополизации этих отраслей.

ТНК господствуют во всех сферах мировой экономики: в производстве, финансах, технологии, услугах. По сферам интересов ТНК распределяются следующим образом: ок. 60% - промышленность; 37% - услуги; 3% - базовые (добывающие и сельское хозяйство) отрасли. На долю ТНК приходится 30% промышленного производства, 50% международной торговли, 90% ПЗИ, 95% патентов и лицензий. В кредите господствуют 50 ТНБ, в страховых операциях - 30 ведущих компаний, в рекламном деле - 20 ведущих мировых агентств, в воздушных перевозках - 25 международных авиатранспортных компаний.

Особенности современного этапа развития ТНК проявляются в двух противоположных тенденциях: в обострении конкуренции между ними; в возникновении взаимных отношений сотрудничества.

В связи с тем, что международная конкуренция является неотъемлемой характеристикой мирового рынка и выступает как закономерность его функционирования, то нам более интересен анализ второй тенденции. Данная тенденция стала определяющей в процессе развития современных корпораций.

Отношения взаимного сотрудничества между различными ТНК может выражаться в следующих формах:

1. Международная межфирменная кооперация. Эволюция межфирменной кооперации исторически проходила несколько стадий. В начале - середине 70-х годов она представляла собой преимущественно сотрудничество с партнерами из развивающихся стран в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности на основе стандартизованной, устаревающей технологии.

С конца 70-х годов международные кооперационные соглашения все более концентрируются в отраслях высоких технологий и в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности, ориентированных на технологическое обновление.

Толчок к ускорению развития международной кооперации в 80-е годы дала новая волна НТР. Невозможность в одиночку продвигаться по все расширяющемуся фронту научных исследований, разработок вынуждает даже крупнейшие компании объединяться в альянсы.

2. Стратегические альянсы - разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в др. сферах.

В качестве конкретных целей создания стратегических альянсов можно выделить следующие, сгруппированные по нескольким основным позициям:

1) ведение технологических разработок (технологические альянсы)- 37,7% межфирменных коалиций.

2) соглашения о совместном производстве (23,3%). Многие из производственных альянсов ориентируются на достижение экономии на масштабах производства (а не НИОКР, как в случае с технологическими альянсами). При этом фирмы стремятся к объединению усилий тех или иных звеньев производственной цепочки при сохранении полной независимости во всех остальных операциях.

3) соглашения в области сбыта (7,9%). Главное целевое назначение сбытовых альянсов состоит не в устранении или ограничении взаимной конкуренции участников, а во взаимном предоставлении доступа к сбытовым сетям друг друга на стратегических рынках.

Наряду со стратегическими альянсами в новой западной литературе появляются понятия «стратегические семьи» и «стратегические системы» как формы международного предпринимательства.

3. Стратегические семьи - это объединения конкурирующих между собой партнеров с целью проведения взаимодополняющей стратегии, от которой зависит их успех на рынке.

4. Стратегические системы - кооперационные объединения большого числа предприятий различных отраслей (производственных предприятий, торговых фирм, банков) на условиях долгосрочного сотрудничества в целях обмена важной информацией, персоналом и технологиями. Примеры стратегических семей есть в Японии.

5. Международные слияния и поглощения. К наиболее заметным новым явлениям, повлиявшим на структурные характеристики международной конкуренции во второй половине 80-х годов, относится небывалая волна слияний и поглощений с участием ТНК, предпосылками которой были:

1) изменения в мировой экономической конъюнктуре. Рост незагруженных мощностей во многих промышленных отраслях вплоть до начала 80-ых годов создал мощное понижательное давление на прибыли ведущих ТНК, обусловив настоятельную необходимость срочной рационализации их производственно-сбытовых структур. Процесс пошел по линии: а) перестройки географической структуры операций; б) рационализации их отраслевого профиля.

2) сдвиги в финансовой сфере, которые привели к созданию новых источников и инструментов финансирования для корпораций, вставших на путь поглощений.

Поначалу в поглощениях главным объектом устремлений инициаторов были США, далее этот процесс перешел в Европу и Японию.

6. Международные переплетения ТНК - представляют собой совместное владение несколькими корпорациями ценными бумагами друг друга. Наибольшее количество международных переплетений приходится на автомобилестроение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.