Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные организации




Существование и развитие мирового сообщества обусловливает необходимость создания механизма согласования его субъектами совместных действий по сохранению мира, решению глобальных проблем, координацию и взаимную информацию. Система межгосударственного регулирования охватывает отдельные блоки: промышленно развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой, и регулирует отношения между ними.

Необходимость в системе межгосударственного регулирования МЭ, специальных наднациональных органов, была предопределена объективными процессами, происходящими в мировом хозяйстве, среди которых можно выделить следующие:

1. Рост обобществления производства и развитие коммуникаций в международном масштабе (в результате с середины ХIХ века было создано более 500 международных организаций, среди которых Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи, Всемирная организация интеллектуальной собственности и т.д.);

2. Углубление международного разделения труда, международной специализации и кооперирования производства;

3. Интенсивное развитие всех форм МЭО;

4. Интернационализация хозяйственной жизни, переплетение национальных экономик в системе мировой экономики. Процессы наднациональности в международной сфере тесно связаны с проблемой взаимозависимости государств. Весомый вклад в дело правового регулирования отношений взаимозависимости членов мирового сообщества призвана и способна внести ООН, а также другие международные организации.

5. Обострение глобальных проблем современности. В послевоенный период жизненное значение приобрели проблемы окружающей среды, борьбы с эпидемиями, с международным терроризмом и распространением наркотиков, поиск сырьевых ресурсов и т.д. Все это обуславливает необходимость сплочения если не всех, то большинства государств, образующих мировое сообщество, путем создания интеграционных группировок, международных организаций. Наибольшая потребность в согласованном надгосударственном сотрудничестве возникает в связи с необходимостью надежного международного контроля за безопасностью, включая мирное использование ядерной энергии и выполнение соглашений о разоружении.

6. Изменения в странах «третьего мира». В результате стремления развивающихся стран догнать промышленно развитые страны по экономическому уровню развития, занять весомые позиции в различных нишах мирового рынка, возник диалог «Север - Юг». Решение проблем развивающихся стран также потребовало функционирования системы наднациональных органов регулирования.

Главной задачей межгосударственного регулирования МЭ является разработка условий международного сотрудничества, правовых норм, на основании которых страны строят свои взаимоотношения и предоставляют друг другу определенные льготы в сфере экономического сотрудничества.

Роль международных экономических организаций в развитии МЭО.

Международные межправительственные организации можно разделить на две группы:

1. универсальные: ООН, ОЭСР и ГАТТ/ВТО.

2. региональные, которые создаются в рамках интеграционных объединений: КЕС, АТЭС и т.д.

Основными объектами межгосударственного регулирования выступают различные формы МЭО; субъектами - национальные государственные органы, смешанные государственно-монополистические организации, которые оказывают государственное и правовое воздействие на указанные объекты, международные межправительственные организации. Межгосударственное регулирование МЭ осуществляется в рамках различных международных соглашений (двухсторонних, многосторонних, международных), конференций, союзов, ассоциаций, переговоров, встреч на правительственном уровне, форумов и дипломатии.

Итак, рассмотрим основные международные межправительственные организации, обладающие наднациональными полномочиями, т.е. совокупностью структурных, функциональных и процедурных особенностей, определяющих их приоритетный характер по отношению к государствам-членам.

Рассмотрим принципиальные особенности функционирования наиболее универсальных организаций, тем более, что они имеют более широкие сферы действия и рамки компетенции: Организации Объединенных наций (ООН) и Организации экономического и социального сотрудничества (ОЭСР).

ООН - это самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная м/н организация современности, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.

Цели ООН:

1) поддерживать международный мир и безопасность;

2) развивать дружественные отношения между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов;

3) осуществлять многостороннее сотрудничество в экономической, социальной, гуманитарной, культурной сферах;

4) быть центром согласования действий наций в достижении поставленных общих целей.

Для достижения указанных целей члены ООН действуют в соответствии с принципами суверенного равенства всех стран-членов, добросовестного выполнения принятых на себя обязательств, разрешения конфликтов мирным путем, оказания всемерной помощи друг другу.

Если в начале 90-х годов членами ООН выступали 160 стран, то к 2000 г. количество стран-членов ООН увеличилось до 190 государств, т.е. практически все страны мира (всего их ок. 220) входят в эту универсальную международную организацию.

ООН имеет разветвленную структуру, отражающую направления и масштабы ее деятельности. Основными структурными подразделениями системы органов экономического сотрудничества в рамках ООН являются три из шести главных органов, указанных в Уставе, - это Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) и Секретариат.

Конвенция об учреждении Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была подписана 14 декабря 1960 г. в Париже и вступила в силу 30 сентября 1961 г. ОЭСР является правопреемницей ОЕЭС - Организации европейского экономического сотрудничества, созданной в 1948 г. Членами ОЭСР на 1 января 1997 г. было 29 государств.

Цели ОЭСР:

- содействие прочному экономическому и социальному развитию стран;

- разработка эффективных методов координации торговой и общеэкономической политики стран;

- стимулирование усилий в области оказания помощи развивающимся странам;

- содействие развитию мирового экономического обмена на многосторонней не дискриминационной основе.

Главным условием участия в ОЭСР является приверженность принципам рыночной экономики и демократии. РФ имеет статус наблюдателя в ОЭСР с 1994 г. и планирует вступление в эту организацию, часто называемую элитным клубом развитых государств.

Классификация стран в мировом хозяйстве

Система национальных счетов (system of national accounts) — это совокупность международно признанных правил учета экономической деятельности, отражающих все основные макроэкономические связи, включая взаимодействие национальной и международной экономики.

с не является ориентиром для подавляющего большинства стран мира при составлении макроэкономической отчетности, анализе текущей экономической ситуации и разработке прогнозов экономического развития. Она имеет следующие характеристики: СНС применима для любой страны современного мира независимо от уровня ее социально-экономического развития; СНС связывает различные типы экономической деятельности за определенный промежуток времени; СНС используется на различных уровнях агрегирования: на уровне институциональной единицы (экономических агентов), группы институциональных единиц (отраслей) или экономики в целом; СНС обеспечивает международную сопоставимость экономической информации, поскольку основана на международно согласованных определениях, классификациях и правилах отчетности; СНС применяется для текущего экономического анализа и принятия стратегических решений в области экономической политики.

Основой учета в СНС является институциональная единица, которая выступает экономическим агентом при совершении экономических операций.

Институциональная единица (institutional unit) — это экономический агент, который может владеть товарами и активами, иметь экономические обязательства и от своего лица осуществлять сделки с другими агентами.

СНС различает два основных типа институциональных единиц — физические лица (домашние хозяйства) и юридические лица (предприятия). Юридические лица далее разделяются на те, что занимаются производством, и правительственные учреждения.

В рамках СНС все институциональные единицы объединены в пять групп, которые по сути представляют собой основные секторы экономической деятельности, рассматриваемые по признаку действующих в них экономических агентов. В их числе:

Нефинансовые корпорации (nоn-financial corporations) — институциональные единицы, занимающиеся производством товаров для рынка и нефинансовых услуг (предприятия). Нефинансовая корпорация — основная институциональная единица реального сектора.

Домашние хозяйства (households) — все физические лица, которые действуют в экономике, продают свою рабочую силу, производят и потребляют рыночные товары и услуги. Домашние хозяйства — институциональная единица реального сектора.

Неприбыльные институты (nonprofit institutions) — юридические лица, которые занимаются предоставлением нерыночных услуг домашним хозяйствам и основаны на добровольном участии физических лиц. Неприбыльные институты — институциональная единица реального сектора.

Правительственные учреждения (government agencies) — институциональные единицы, которые помимо выполнения своих политических функций и функций регулирования экономики занимаются производством нерыночных товаров и услуг для индивидуального или коллективного потребления и перераспределением доходов. Правительственные учреждения (министерства), включая правительственные фонды (социального обеспечения), — основная институциональная единица правительственного сектора.

Финансовые корпорации (financial corporations) — институциональные единицы (банки, финансовые компании), осуществляющие финансовое посредничество или вспомогательные финансовые услуги. Финансовая корпорация — основная институциональная единица денежного сектора.

Стандартная классификация

Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные универсальных международных организаций, членами которых являются большинство стран мира, — Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда и Мирового банка. Оценка этими организациями групп стран в международной экономике несколько различается, поскольку различно количество стран-членов этих организаций (ООН — 185, МВФ — 181, Мировой банк — 180), а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов. Например, из классификации МВФ выпадают Куба, КНДР и некоторые другие небольшие по размеру страны, которые не являются его членами. Некоторые страны-члены международных организаций не предоставляют полные данные о своей экономике или предоставляют их несвоевременно, в результате чего оценки развития их экономики выпадают из общих оценок международной экономики. Это Сан-Марино из числа развитых и Эритрея из числа развивающихся государств. Наконец, любая классификация составляется исходя из задач каждой организации. Например, Мировой банк обращает больше внимания на оценку уровня экономическою развития каждой страны, ООН — на социальные и демографические аспекты и т.д.

В аналитических целях в рамках международной экономики страны делятся на три большие группы — индустриальные страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Роль отдельных групп стран в международной экономике характеризуется различными данными. Выделение стран в те или иные группы и подгруппы связано с особенностями их исторического, экономического, культурного и политического развития. Обычно в группы стран в международной экономике объединяются страны, имеющие общие или близкие характеристики экономического развития, схожую институциональную структуру хозяйственного управления, близкие принципы организации производства и общие стоящие перед ними проблемы.

Из 184 стран мира, по которым к середине 90-х годов имелись сопоставимые данные о ВНП и экспорте, индустриальные страны играли ведущую роль, создавая более половины мирового ВНП и более 74% экспорта. Согласно прогнозам, роль развивающихся стран в производстве мирового ВНП и экспорте будет в ближайшие годы постепенно увеличиваться за счет сокращения удельного веса развитых стран. Удельный вес стран с переходной экономикой изменится незначительно.

Индустриальные страны (industrial countries) — 24 промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Среди индустриальных стран наиболее существенную роль играют страны так называемой «Семерки», обеспечивающие 47% мирового ВНП и 51% международной торговли. Эти государства координируют свою экономическую и финансовую политику на ежегодных встречах в верхах, которые проводятся начиная с 1975 года. На Европейском континенте, где находятся 4 из 7 крупнейших индустриальных стран, наиболее значимым объединением является Европейский союз, дающих 21% мирового ВНП и 41% экспорта.

Страны с переходной экономикой (economies/countries in transition) — 28 государств Центральной и Восточной

Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно-планируемой к рыночной экономике. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВНП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в

социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».

Развивающиеся страны (developing countries) — 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов. В силу большого разнообразия развивающихся стран в мировой экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.

Классификация по уровню доходов

Наиболее важным методом классификации стран в мировой экономике является их деление по уровню экономического развития. Это связано с тем, что отнесение той или иной страны к той или иной группе предоставляет либо закрывает ей доступ к льготному финансированию со стороны мирового сообщества, получению безвозмездной помощи от развитых стран, определенным видам кредитов от международных организаций. Мировой банк, статистика которого охватывает 209 стран, выделяет три основных уровня развития:

страны с низким уровнем доходов (low-income countries) — 64 государства, в которых ВНП на душу населения

составил менее 725 долл. в 1994 году;

страны с доходами ниже среднего уровня (lower middle-income countries) — 66 государств, в которых ВНП на душу населения составил 726- 2895 долл. в 1994 году;

страны с доходами выше среднего уровня (upper middle-income countries) — 35 государств, в которых ВНП на душу населения составил 2896-8995 долл. в 1994 году;

страны с высоким уровнем доходов (high-income countries) — 44 государства, в которых ВНП на душу населения составил более 8995 долл. в 1994 году.

Географически большинство стран с высоким уровнем доходов являются индустриальными государствами Америки, Западной Европы, практически все страны с низким уровнем доходов — африканские государства к югу от Сахары. В группу стран с доходами ниже или выше среднего уровня включаются все страны с переходной экономикой и многие развивающиеся государства Латинской Америки, Азии и Арабского Востока. Россия и большинство других стран с переходной экономикой относятся к странам с доходами ниже среднего уровня, правда ближе к началу этой группы.

По степени открытости мировому рынку, которая обычно измеряется долей экспорта в ВНП, Мировой банк выделяет 5 групп стран, располагая соответствующей информацией лишь по 163 государствам. Условно выделяются страны с относительно закрытой экономикой с долей экспорта в ВНП менее 10% в 1994 году, страны с относительно открытой экономикой с долей экспорта в ВНП более 35% в том же году. Большинство переходных стран, включая Россию, относятся к весьма открытым экономикам с долей экспорта в ВНП 25-34%.

Наиболее полную оценку роли отдельных стран осуществляет МВФ в рамках происходящего каждые пять лет пересмотра квот стран-участниц, которые в соответствии с уставными документами этой организации должны отражать относительную роль стран-членов в международной экономике. Статистические вычисления для определения относительного места каждой из стран основываются только на экономических данных о размерах их

ВНП, официальных резервов, текущих платежах и поступлениях и не учитывают размеры территории, демографические и социальные показатели. Расчетные удельные веса являются статистической основой последующего политического согласования относительных долей каждой из стран, что позволяет учесть не только их экономическую, но и политическую роль в мировой экономике.

Наиболее распространенный критерий классификации стран в мировом хозяйстве – это уровень экономического развития, который характеризуется объемом ВВП на душу населения.

В международной экономике страны делятся на три группы:

1) индустриальные страны с развитой рыночной экономикой обладают мощным экономическим потенциалом, имеют высокий доход на душу населения, который в ряде стран превысил 40 тыс. долл. Среди этой группы стран с развитой рыночной экономикой выделяются страны «большой семерки» (Group of Seven) с огромным объемом ВВП. Они представляют почти 50% мирового торгово-финансового оборота.

2) страны с переходной экономикой - это группа стран, находящаяся в переходной стадии экономики от плановой централизованной системы управления к системе рыночных отношений. Эта группа представлена странами Восточной Европы — бывшими членами СЭВ, Россией, субъектами бывшего СССР, а также Албанией, Югославией.

3) развивающие страны (общий ВВП – менее 1/4 ВВП развитых стран; ВВП на душу населения в среднем в 15 раз меньше). У них основным источником дохода является сырье, вывозимое за рубеж. Если вывоз ограничен одним или двумя видами сырья, то страна является зависимой от экспорта.

По уровню экономического развития страны делятся на богатые и бедные.

В современных условиях наиболее удачной является классификация стран, в основу которой положен критерий уровня зрелости рыночных отношений.

Западные экономисты традиционно классифицировали страны по принадлежности к «первому», «второму» или «третьему» миру. Страны «первого» мира располагали высокоэффективной экономикой и высоким уровнем дохода (промышленно развитые и некоторые нефтедобывающие страны, получающие высокие доходы от торговли топливными ресурсами). К странам «второго» мира было принято относить государства с централизованной экономикой, имеющие низкий и средний уровень дохода. Многие из этой многочисленной группы стран в настоящее время находятся на разных ступенях перехода к рыночной экономике, и их принято относить к группе стран переходного периода, хотя МБРР принял решение называть их «традиционно плановыми экономиками» (ТПЭ). Таким образом, наименование «второй мир» вышло из употребления, и многие страны попадают в категорию «третьего» мира.

Страны «третьего» мира, известные также как развивающиеся, располагают экономикой с низким и средним уровнями дохода. Страны с низким уровнем дохода находятся в основном в регионах Азии, Африки и Латинской Америки. Страны со средним уровнем дохода в географическом плане разбросаны очень широко.

Развивающиеся страны весьма неоднородны по уровню своего экономического развития. В отдельную группу стран традиционно относят так называемые социалистические страны (Вьетнам, Куба, Монголия, КНДР, Лаос, Китай). Следует отметить, что Китай по статусу остается страной социалистической, хотя по темпам экономического роста его относят к новым индустриальным странам.

Для расчета показателя экономической свободы страны рассматривают десять ключевых аспектов: 1) торговую политику, 2) налогообложение, 3) вмешательство правительства, 4) кредитно-денежную политику, 5) приток капитала и иностранных инвестиций, 6) банковскую политику, 7) контроль над зарплатой, 8) контроль над ценами, 9) права собственности, 10) регулирование и деятельность «черного рынка». В каждой из этих десяти больших категорий используют более чем 50 критериев, чтобы дать представление об уровне экономической свободы в каждой стране.

Страны с самым высоким уровнем экономической свободы имеют также и самый высокий уровень жизни. И точно так же страны с самым низким уровнем экономической свободы имеют и самый низкий уровень жизни.

Экономическая свобода – это ключ к процветанию.

 

Тема 3. Международное разделение труда – объективная основа МЭ

 

Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях.

Участие в МРТ позволяет стране сконцентрировать свои усилия на производстве тех продуктов, для которых у нее имеются наилучшие условия (т. е. низкие издержки производства), расширить производство этих продуктов до масштабов, способных удовлетворить потребности, как своего населения, так и населения стран-партнеров. Это также позволяет стране отказаться от производства предметов, для которых у нее нет хороших условий производства, и обеспечить их потребление за счет импорта.

Движущие силы и побудительные мотивы МРТ – стремление любой страны, любой хозяйственной единицы к получению экономических выгод от участия в нем. Экономический эффект, достигаемый при этом, в наиболее общем виде выражается в экономии времени, повышении производительности труда. Реализация же указанного эффекта происходит путем использования закона стоимости, проявляющегося в различиях между национальной и интернациональной стоимостью. Реализация преимуществ МРТ в ходе международного обмена товарами и услугами обеспечивает любому непосредственному участнику при благоприятных условиях получение разности между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и услуг за счет более дешевого импорта.

Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира является стремление к получению экономических выгод. Типы МРТ:

- Общее МРТ – по сферам производства и отраслям народного хозяйства (отраслевая специализация). Отсюда вытекает деление стран-экспортеров на индустриальные, сырьевые, аграрные и т.д.

- Частное МРТ – специализация на отдельных видах готовой продукции и услуг (предметная специализация).

- Единичное МРТ – специализация на изготовлении отдельных деталей, узлов, компонентов на стадиях технологического процесса (технологическая специализация). Это наиболее сложная и перспективная система, которая в растущей степени определяет взаимодействие национальных экономик в целом, а также отдельных корпораций и фирм.

В значительной степени единичное и частное МРТ осуществляется в рамках единых корпораций, но действующих в разных странах (транснациональные корпорации).

Показатели оценки степени участия стран в международном разделении труда

Основными показателями, по которым можно судить о степени участия страны в МРТ, являются экспортная и импортная квоты.

Эк

Экспортная квота: Кэ = ———— * 100%;

ВВП (ВНП)

 

Ик

Импортная квота: Ки = ———— * 100%,

ВВП (ВНП)

где Эк — объем экспорта данной страны;

Ик — объем импорта данной страны.

 

При определении уровня развития внешнеэкономических связей данной страны используют и внешнеторговую квоту, представляющую собой отношение величины внешнеторгового оборота страны к объему еевалового внутреннего продукта:

ВТ

ВТк = —— * 100%,

ВВП

где ВТк - внешнеторговая квота;

ВТ — величина внешнеторгового оборота;

ВВП — объем валового внутреннего продукта.

Факторы развития международного разделения труда.

Факторы, определяющие участие страны в МРТ:

1. Национальные МРТ:

а) Природно-географические различия отдельных стран (природно-климатические условия; природные ресурсы; величина территории; численность населения; экономико-географическое положение страны и т.д.)

б) Социально-экономические особенности отдельных стран (положение страны в мировой экономике; особенности исторического развития, производственных традиций и традиций внешнеэкономических связей; достигнутый уровень экономики и научно-технического развития; тип хозяйствования (рыночное или плановое); законодательная база внешних связей и т.д.).

2. Международные МРТ

а) Уровень НТП в мире: чем он выше, тем более наукоемкими становятся отрасли (продукты) специализации стран

б) Спрос на мировом рынке

в) Система международных расчетов

г) Экологические проблемы, которые по-новому ставят вопрос о стоимости природных ресурсов и качестве товаров




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.