Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Население и трудовые ресурсы МЭ




Трудовые ресурсы мирового хозяйства и их структура

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков моложе трудоспособного возраста.

Выделяются два основных типа возрастной структуры. Как демографическое омоложение населения (I тип воспроизводства), так и демографическое старение (II тип воспроизводства) влекут за собой ряд негативных последствий для динамики трудовых ресурсов. Ввиду чрезвычайно высокой доли детей и подростков в населении развивающихся стран для них характерен низкий удельный вес лиц трудоспособного возраста. Демографическое старение населения увеличивает экономическую нагрузку на общество: во многих развитых странах численность трудоспособного населения лишь ненамного превышает число пенсионеров, и это превышение быстро сокращается.

Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, т.е. это лишь основная часть ресурсов, так как остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством или служит в вооруженных силах и т.д. Уровень образования трудовых ресурсов.

Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы – общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов, мобильности рабочей силы.

В развитых странах сдвиги в отраслевой структуре занятости происходят по трем направлениям.

1. Удельный вес населения, занятого в сельском и лесном хозяйстве, достиг, вероятно, минимального уровня;

2 Постепенно снижается доля занятых в промышленности и строительстве;

3. Продолжает расти доля занятых в сфере услуг.

В странах с переходной экономикой прослеживаются следующие тенденции в отраслевой структуре занятости: быстрый рост доли занятых в сфере услуг, сокращение доли занятых в промышленности и строительстве сохранение довольно высокой доли занятых в сельском и лесном хозяйстве; в развивающихся странах преобладающая часть занятого населения сосредоточена в сельском и лесном хозяйстве; только в новых индустриальных и новых развитых странах доля занятых в сельском и лесном хозяйстве находится на уровне, близком к показателям стран с переходной экономикой

Изменения в отраслевой структуре рабочей силы во многом предопределяют сдвиги в ее профессиональной структуре.

Категория служащих является второй по численности в профессиональной структуре занятости стран развитых, с переходной экономикой и новых индустриальных. Усложнение общей системы хозяйственных связей и рост информационных потоков вызвали необходимость анализа и обработки информации, что обусловило резкое увеличение численности служащих и их доли в занятом населении.

Рабочие в промышленности, строительстве, на транспорте являются самой многочисленной профессиональной категорией экономически активного населения в развитых и постсоциалистических странах. В развитых странах происходит процесс замещения полуквалифицированной рабочий силы квалифицированной, а также вытеснения из производства целого ряда прежде массовых профессий (шахтеры, швеи, плотники и др.). Одновременно растет численность и доля квалифицированной рабочей силы.

Производственный и научно-технический потенциал МЭ

Научные ресурсы мирового хозяйства

Ресурсный потенциал мирового хозяйства многообразен, но, пожалуй, самыми значимыми ресурсами являются научные ресурсы, обеспечивающие интенсивный путь развития, а, следовательно, и высокую конкурентоспособность экономики и фирмы и определяющие положение государства в системе мирового хозяйства.

Научные ресурсы (научно-технический потенциал, наука) определяют возможности той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно конструкторские работы (НИОКР).

На научно-технический потенциал страны, его состояние и его тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу образуют количественные факторы – наличие в стране подготовленных научных исследователей, а также материально-техническое обеспечение НИОКР, прежде всего, объём выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественных) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, а также уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.

Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы являются:

- доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) а ВВП;

- расходы на НИОКР на душу населения:

- доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета;

- численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе относительно численности населения данной страны);

- количество международных премий за выдающиеся научные достижения;

- индекс цитирования;

- доля наукоёмкой продукции в ВВП и промышленной продукции (по определению национального научного фонда США, к наукоёмким относятся отрасли, в которых для расходов на НИОКР составляет более 3,5 %, а доля научного персонала – не менее 2,5 %; в число наукоёмких отраслей входят авиакосмическая, приборостроительная, электротехническая электронная и др.)

- доля данной страны на мировом рынке высоких технологий.

Таким образом, научные ресурсы определяют возможности той или иной страны осуществлять у себя НИОКР. Признанными лидерами по этому показателю являются Япония, США, Германия. Средняя величина показателя составляет около 2,8%, для других же стран этот показатель существенно ниже. Регионом ускоренного развития научно-технической сферы в истекшее десятилетие стала Юго-Восточная Азия. Новые индустриальные страны увеличили наукоемкость ВВП в полтора-два раза и приблизились к показателем европейских стран. Согласно последним данным, подобная тенденция проявляется и в Китае. В Индии доля НИОКР в ВВП стабилизировалась на уровне 0,8%. Для России этот показатель составляет менее 1% и это при том, что в бывшем СССР доля расходов на НИОКР составляла более 3%, что в тот период было самым высоким показателем в мире. В целом же, к 2015 году прогнозируется постепенное, но незначительное повышение показателя наукоемкости ВВП. В США и Японии его уровень составит 3%, в европейских странах достигнет нынешних показателей стран-лидеров

Научные ресурсы мировой экономики сосредоточены в небольшом числе стран. На долю США приходится около половины выделяемых на НИОКР финансовых ресурсов. Среди остальных центров следует отметить находящиеся в Западной Европе, Японии и России.

Новый этап НТР, начавшийся в 50-е годы ХХ в. не только произвел переворот в структуре международного разделения труда, но и привел к появлению новой формы МЭО - международному научно-техническому обмену (МНТО). По данным ООН, во всем мире в 90-е годы ежегодно издается более 60 тыс. технических и научных журналов, в которых публикуется более 1,3 млн. научных статей. В фундаментальных науках объем знаний удваивается менее чем за 10 лет, в прикладных обновляется каждое пятилетие.

Каждые 7-10 лет происходит удвоение расходов на научные разработки. Так расходы в мире на НИОКР в 1980 г. составляли 208370 млн. долл. (или 1,85 % от совокупного мирового ВВП), а в 1990 г. – 452590 млн. долл. (или 2,55 % от мирового ВВП). Темпы прироста расходов на НИОКР опережают темпы прироста мирового ВВП. В Германии, Англии, Японии, Франции, Израиле доля расходов на НИОКР в ВВП в 1995 г. колебалась от 2,7 до 3,1 %; в России - 0,4%, Болгарии - 0,5%, в Аргентине - 0,3%.

Наиболее дорогостоящими являются не столько сами научные исследования, сколько доведение их результатов до непосредственного промышленного применения. При этом значительно сокращается период внедрения новой разработки в промышленное производство, а также период морального устаревания самого изобретения. Так некоторые модели компьютерной техники устаревали еще до их внедрения в массовое производство, на мировом рынке их обновление происходит практически каждые полгода. Такие возрастающие затраты на развитие научно-исследовательской сферы и ее производственное освоение непосильны даже крупному государству. В результате возникает необходимость в объединении усилий в сфере науки и техники в рамках мирового сообщества. Причем, международный технологический обмен или международная передача технологии сегодня является одной из самых прибыльных и закрытых сфер предпринимательства.

Современной торговле технологиями предшествовал длительный этап развития и революционных преобразований в науке, технике и производстве. В период, предшествующий промышленному перевороту, предпочтение отдавалось использованию новых технологий на собственных предприятиях и продаже новой продукции на рынке. Однако на рубеже XVIII - XIX веков владельцы новых технологий с учетом складывающейся финансовой, производственной и рыночной ситуации все чаще продавали свои изобретения и только к середине ХХ века международный обмен технологиями вырос до объемов, позволивших выделить его в отдельную форму МЭО и говорить о возникновении мирового рынка технологий.

Существует много причин, обусловивших быстрое развитие международного обмена технологиями. Можно выделить: на уровне страны - это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что прежде всего связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В промышленно-развитых странах приобретение технологии способствует модернизации производственного аппарата в различных отраслях. Для развивающихся стран - это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей.

Предпосылки быстрого развития международного обмена технологиями:

1) на уровне страны – это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что прежде всего связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения;

2) на уровне организаций (фирм) приобретение технологии способствует: решению конкретных экономических и научно-технических проблем; преодолению узости научно-технической базы отдельного предприятия, недостатка производственных мощностей и иных ресурсов; получению новых стратегических возможностей в развитии.

Обычно процесс международной передачи технологии включает в себя:

а) отбор и приобретение технологии;

б) адаптацию и освоение приобретенной технологии;

в) развитие местных возможностей по совершенствованию технологии с учетом потребностей национальной экономики.

Говоря о международном технологическом обмене, необходимо иметь четкое представление о том, что поднимется под термином «технология». Итак, международные документы ООН трактуют понятие «технология» как

1) набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;

2) материализованную или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др.

Субъектами мирового рынка технологий выступают: государства, фирмы, университеты, фонды и физические лица (ученые и специалисты). Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной собственности в овеществленной форме (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.).

Мировой рынок технологий неоднороден по своей структуре. Так, здесь можно выделить 4 сегмента. 1. Рынок патентов и лицензий 2. Рынок науко- и технологически емкой продукции. 3. Рынок высокотехнологичного капитала. 4. Рынок научно-технических специалистов.

Наиболее весомую роль на всех сегментах мирового рынка технологий в последнее десятилетие играют США; Япония; Великобритания; Германия и Франция, на долю которых приходится более 60% международного технологического обмена. В целом на индустриальные страны приходится около 90 % мирового рынка технологий, что соответствует и уровню расходов на донную сферу. На долю же развивающихся государств приходится всего около 10%.

Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность - 19%, общее машиностроение - 18%, химическую промышленность - 17,4%, транспортное машиностроение - 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.