Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные виды мировых цен




Одной из важнейших характеристик, отличающих мировой рынок от национального, является функционирование на нем своеобразной системы цен. в условиях рыночной экономики понятие цены едино как для внешних условий, так и для внутренних.

Цена - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу. И которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.

В ценообразовании принято различать группу ценообразующих факторов, которые влияют на изменение цены в ту или иную сторону. Среди них:

1) закон стоимости;

2) общеэкономические факторы: экономический цикл, совокупный спрос и предложение, инфляция;

3) конкретно-экономические факторы: издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства (качество, внешний вид, надежность), предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов;

4) специфические факторы: сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса;

5) внешнеэкономические факторы: государственное регулирование, валютный курс;

6) специальные факторы: политические, военные.

На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, связанные с тем, что участники международной торговли сталкиваются на рынке с большим количеством конкурентов, чем на внутреннем. Следовательно, он должен постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутренними рыночными ценами, но и мировыми. При этом мировые цены базируются на национальных и выступают как их модификация.

Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов.

Множественность цен - наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе. Например, цены по клиринговым соглашениям, цены по программа в рамках государственной помощи и т.д. таким образом, мировые цены являются одним из подвидов из этого множества.

Мировые цены - это цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние МТ конкретным товаром. Мировые цены характеризуются следующими признаками, отличающими их от внутренних цен:

а) регулярность, т.е. внутренние цены сделок носят случайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен.

б) раздельность коммерческого характера, т.е. исключаются товарообменные операции, поставки товаров в рамках государственной помощи и т.п., так как эти сделки предусматривают особые взаимоотношения между партнерами. Цены в этих условиях могут существенно отклоняться в ту или иную сторону от уровня цен раздельных сделок.

в) открытость торгово-политического режима, т.е. в качестве мировых цен не могут служить цены в рамках замкнутых экономических группировок, т.к. эти цены за счет субсидирования национальных производителей со стороны государства могут быть выше цен других крупных поставщиков данной продукции на мировой рынок.

г) свободная конвертируемость валюты платежа.

В международной торговле применяются два вида цен:

1. расчетные - индивидуально определяются фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров.

2. публикуемые цены - это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся:

- справочные цены - это цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле ПРС. Наиболее широко применяются в МТ и представляют собой так называемые базисные цены, т.е. цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте. Базисные цены устанавливаются в соответствии с базисными условиями поставок, определяющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет. Базисные условия поставок изложены в «Международных правилах толкования торговых терминов» (Инкотермс -90), разработанных Международной торговой палатой.

- биржевые котировки - отражают реальные цены сделок на бирже;

- цены аукционов;

- цены торгов;

- цены фактических сделок;

- цены предложения крупных фирм.

Учитывая, что в современном мировом хозяйстве ТНК являются основными субъектами и контролируют 2/3 международной торговли, внутрифирменная торговля ТНК (40% МТ) осуществляется не по обычным мировым ценам, а по особой категории мировых цен - трансфертным ценам, которые обычно на 30% ниже мировых. Трансфертные цены являются коммерческой тайной, имеют, в большей степени, искусственный характер и образуются не под действием спроса и предложения, а исходя из внутрифирменной политики.

Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. В то же время изменение стоимостных пропорций товарообмена оказывают значительное влияние на развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты. Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары, с другой. В то же время способы определения мировых цен на различную продукцию также различны:

1.Цены сырьевых товаров определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Например, на пшеницу мировыми являются экспортные цены Канады; нефть - экспортные цены стран членов ОПЕК (Организация стран-нефтеэкспортеров); на пушнину - цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов и т.д.;

2.Цены продукции обрабатывающей промышленности определяются как экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции.

В целом и те и другие цены в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному. Резкие колебания цен характерны рынку продовольствия (например, из-за погодного фактора). Цены на промышленные товары имеют незначительные колебания в обе стороны и нередко растут даже в периоды циклических спадов производства. Вместе с тем ослабление инфляции в ПРС в 90-е годы привело к некоторому снижению цен на промышленные товары.

Выявление тенденций динамики мировых цен сырьевых товаров производится Статистическим бюро ООН, которое рассчитывает индексы мировых цен сырьевых товаров. Эти индексы по широте информации, по регулярности и оперативности отличаются от индексов мировых цен продукции обрабатывающей промышленности. Так, Статистическое бюро ООН публикует индексы мировых цен продукции обрабатывающей промышленности по трем основным группам промышленных товаров - машины и оборудование, химические товары, прочая продукция обрабатывающей промышленности. Такое внимание определению мировых цен на сырьевые товары объясняется базисным характером данной сферы, предопределяющим многие процессы, происходящие в сфере внутреннего и мирового ценообразования промышленных товаров и различных услуг.

Внешнеторговая политика государства. Тарифные и нетарифные ограничения.

Развитие МТТ тесно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:

- изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

- изменение объема экспорта и импорта;

- изменение структуры внешней торговли;

- обеспечение страны необходимыми ресурсами;

- изменение соотношение экспортных и импортных цен.

Современная внешнеторговая политика - это взаимодействие двух тенденций:

1. Протекционизма - политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков.

2. Либерализации - связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.

Политика протекционизма, также как и политика либерализации, в чистом виде не проводятся. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

- селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или товаров;

- отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

- коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

- скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Государства, проводя протекционистскую политику используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей.

К инструментам внешнеторговой политики относятся:

1) Тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты);

2) Нетарифные ограничения.

Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть:

I. в зависимости от внешнеторговой операции:

- экспортные - данные виды пошлин не применяются в промышленно развитых странах,

- импортные;

- транзитные.

II. по способу взимания:

- адвалорные - взимаются в % от цены товара;

- специфические - в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара;

- смешанные пошлины, при которых товар облагается и первой, и второй пошлинами.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. Их в мировой практике существует четыре:

1) в 1983 г. Советом таможенного сотрудничества (СТС) была разработана Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). В ГС классификация осуществляется в соответствии со следующими признаками:

- происхождение товара;

- вид материала, из которого изготовлен товар;

- назначение товара;

- химический состав.

ГС служит основой для переговоров в рамках ГАТТ и является базой для увязки с системами классификации ООН. Классификация в ГС происходит по шестизначному коду: первые две цифры кода означают товарную группу, четыре цифры - товарную позицию и шесть цифр - товарную субпозицию.

2) в 1985 г. - Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК). Классификация на уровне групп осуществляется:

- по видам сырья, из которого изготовлен товар;

- по степени обработки товара;

- по назначению товара;

- по месту товара в международной торговле.

Система кодирования: первая цифра - товарный раздел, две цифры - товарная группа, три - товарная подгруппа, четыре - товарная позиция, пять - товарная субпозиция.

3) Классификация товаров по укрупненным эк. группировкам (КУЭГ) - 1986 г., ООН. КУЭГ основан на товарах, включенных в ГС и СМТК. Все товары, перечисленные в этих классификациях распределены по 7 группам в соответствии с их назначением, а внутри каждой группы - по степени обработки. Кроме того, некоторые товары объединены в группы по принципу промышленного или личного потребления, а некоторые в зависимости от срока пользования.

4) Брюссельская Гармонизированная таможенная номенклатура (ГТН), принятая в 1988 г. ГТН включает в себя 97 товарных групп от животных до антиквариата.

Особенности конкуренции на различных этажах рынка определяют степень тарифной защиты государством своего внутреннего рынка. Наименьшего протекционизма требуют обычно рынки базовых ресурсов. Рынки полуобработанных продуктов защищаются в 2,5 - 3,6 раза сильнее, чем внутренние рынки сырья и топлива. Наиболее чувствительны к внешней конкуренции производители готовых изделий, поэтому рынки готовых изделий в 4,3 - 7,8 раза сильнее защищаются государством, причем внутри группы готовых изделий больше всего защищаются рынки транспортных средств, где сбываются не только автомобили, но и авиационная и космическая техника. Именно поэтому таможенные пошлины считаются средством структурирования производства, а также защиты молодых экспортных отраслей.

Например, средний уровень ставок таможенных тарифов в США, ЕС и Японии составляет в %:

Сырьевые товары - 1,8; 1,6; 1,4.

Полуфабрикаты - 6,1; 6,2; 6,3.

Готовые изделия - 7,0; 7,0; 6,4.

Средний уровень ставок тарифа в РФ составляет 14%.уровень ставок на подавляющее большинство товаров находится в пределах от 5% до 30% (исключением являются предметы роскоши, оружие, спиртные напитки, ставки на которые превышают 30%, и зерно и сахар-сырец, ставки на которые составляют 1%).

Вместе с тем величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три возможных виды торговых режимов:

1. Режим наибольшего благоприятствования - это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из третьих стран и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип, зарегистрированный ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации должны его автоматически соблюдать;

2. Режим преференциальный (льготный) - предоставляется любым странам, но в основном развивающимся, и означает, что базовая таможенная пошлина должна быть для них уменьшена до 50% (а в России - до 75%). Данный режим введен ГАТТ в 60-е г.г.

3. Беспошлинный режим - это режим свободной торговли, который может предоставляться любой стране, но, согласно ООН, обязательно для 47 наименее развитых государств (где ВНП на душу населения не более 100 долл. в год и удельный вес промышленности не более 10%).

Помимо тарифных инструментов внешнеторговой политики государства, после второй мировой войны получают развитие нетарифные барьеры. В конце 40- начале 50-х годов многие страны использовали их в целях сохранения строгого контроля за платежами по международным сделкам в процессе восстановления послевоенной экономики. Начавшиеся в этот период процессы либерализации МТ, затронувшие тарифы, привели к увеличению нетарифных барьеров, которых в настоящее время насчитывается более 50 видов. Многие из них имеют целью общее ограничение импорта; другие направлены на дискриминацию определенных стран посредством поощрения импорта из прочих государств; третьи ограничивают или субсидируют экспорт.

Наиболее часто нетарифные ограничения применяют в отношении транспортных средств около 15% всех нетарифных ограничений, химических изделий - около 10%, машин и оборудования - 7%.

Все нетарифные меры регулирования можно разделить на три группы:

n внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства (более 1/2 всех мер):

а) лицензирование (когда для ввоза/вывоза определенных товаров требуется получить установленный документ). Лицензии могут быть разовые (выдаваемые под осуществление конкретной одной экспортно-импортной сделки и содержащие подробную информацию о ней) и генеральные (выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких сделок, предприятие вносится в государственный реестр).

б) квотирование - это установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товара в стоимостном или натуральном его виде;

в) антидемпинговые пошлины - направлены против занижения цены экспортного товара) - предусмотрены 6 статьей ГАТТ.

г) компенсационные (направленные против экспортных субсидий) пошлины. Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам ВТО определяет субсидию как прямой финансовый вклад, а также как не востребованные правительством части своего дохода (например, налоговые льготы). Все субсидии делятся на: запрещенные (экспортные и направленные на замещение импортных товаров отечественными); дающие основания для принятия компенсационных мер; разрешенные. Компенсационные пошлины используются довольно широко и носят адресный характер.

д) специальные пошлины, или временные защитные меры, используемые, когда в результате непредвиденных обстоятельств, включая тарифные уступки, какой-либо товар импортируется в таких возросших количествах и при таких условиях, что это причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям. Введению антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин всегда предшествует расследование, в ходе которого доказывается необходимость и обоснованность применения указанных мер.

е) «добровольное» ограничение экспорта - это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен.

n административные формальности:

а) паратарифные меры. К их числу относятся прочие, помимо там. пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы, акцизы.

б) технические стандарты включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества. Технические барьеры подразделяются на следующие группы:

1) стандарты в т.ч. стандарты, основанные на нормах здравоохранения и требованиях безопасности (применяются чаще всего), стандарты промышленные (только в США действует более 20000 промышленных стандартов.

2) требования к маркировке и упаковке;

3) требования к товаросопроводительным документам; При ввозе живого скота и мясных продуктов необходимо представить документы, что фермеры не применяли гормоны, ускоряющие рост животных.

4) система измерений.

Большинство технических барьеров (60%) приходится на промышленные товары, в т.ч. 19% - машины и оборудование, 10% - на химические товары, 5% - на средства транспорта и 13% - на пищевые товары.

в) государственная монополия, когда государство устанавливает монополию на внешнюю торговлю отдельными товарами. Например, во Франции и в Греции существует государственная монополия на импорт спичек.

n меры экономического стимулирования экспорта, которые проводят специально создаваемые экспортно-импортные банки и другие организации. Эти меры включают в себя:

а) государственное субсидирование;

б) льготное кредитование. Экспортное кредитование применяют прежде всего при поставках значительных по стоимости товаров и охватывает 12-20% всего объема экспорта промышленно развитых стран.

в) страхование - играет важную роль в современной международной торговле. Новые правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование политических, военных и других рисков.

Международная торговая политика в рамках ВТО.

Важную роль в регулировании МТТ, в устранении препятствий для ее развития играют международные экономические организации, и в первую очередь, Генеральное Соглашение по тарифам и торговле / Всемирная торговая организация (ГАТТ/ВТО).

Договор о создании ГАТТ был подписан в Женеве 23 странами 30 октября 1947 г. и вступил в силу с 1 января 1948 г. С 1 января 1995 г. начала действовать Всемирная торговая организация, которая включила в свою работу ГАТТ. Однако, это две различные организации, и до конца 1995 г. они существовали параллельно - шло вступление членов ГАТТ в ВТО. И только с 1 января 1996 г. функционирует только ВТО. В настоящее время ГАТТ/ВТО регулирует 90-95% мировой торговли.

ГАТТ/ВТО - это многосторонне международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. В 1993 г. Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ и до сих пор ведет переговоры.

ГАТТ имела двойной статус: с одной стороны, - международная организация; с другой, - многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах международной торговли и государственного регулирования торговли стран-участниц. Отличительная черта ГАТТ от других международных организаций - это гибкий характер, так как его члены всегда выступают как договаривающиеся стороны. Вступая в ГАТТ, государства берут на себя прежде всего обязательство перестроить свои торговые системы.

Правовой механизм ГАТТ/ВТО основывается на ряде принципов и норм:

- недискриминация в торговле, которая предусматривает взаимное представление, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования, а с другой - национального режима, т.е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка;

- прогрессивное снижение там. тарифов в ходе периодически проводимых раундов;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.

В течение первых трех десятилетий существования ГАТТ его деятельность была почти полностью сосредоточена на либерализации МТТ путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. Так, уровень импортных тарифов ПРС снизился с 40-50% в конце 40-ых годов до 8-10% к началу 70-ых и до 4-5% к началу 90-х годов.

Деятельность ГАТТ осуществляется посредством многосторонних переговоров - раундов. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов. Наибольшее значение в сфере регулирования МТ имел Уругвайский раунд 1986-1994 г.г., на котором были приняты следующие соглашения:

1. Соглашение об образовании ВТО

2. Генерального Соглашения по Торговле Услугами (ГАТС)

3. Соглашение по торговым аспектам инвестиционной деятельности (ТРИМ)

4. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

5. Меморандум об урегулировании споров.

В рамках дальнейшей либерализации МТТ к «ГАТТ-47» после Уругвайского раунда добавились еще 12 новых многосторонних соглашений, Марракешский протокол по результатам тарифных уступок и другие документы. Выработанные новые соглашения обобщенно назвали «ГАТТ-94»

В ходе Уругвайского раунда была достигнута договоренность об отказе от применения нетарифных мер в отношении так называемой «серой зоны» (текстиля, сельскохозяйственной продукции, стали, авиатехники).

Достигнутые в ходе Уругвайского раунда договоренности по торговле сельскохозяйственными товарами изложены по трем направлениям:

1. доступ к рынкам - предусматривает снижение тарифа в среднем на 36% в течение 6 лет для промышленно развитых и на 24% в течение 10 лет для развивающихся стран;

2. поддержка внутренних товаропроизводителей - предусматривает снижение государственной поддержки сельского хозяйства на 20% в течение 1995-2000 г.г.;

3. экспортные субсидии должны быть сокращены за 6 лет на 36%.

Кроме того, в соглашении ГАТТ/ВТО предусматриваются возможности и правила применения различных инструментов внешнеторговой политики, рассмотренных в предыдущем вопросе.

Таким образом, МТТ является ведущей формой МЭО не только с точки зрения оценки масштабов и динамики современного развития, но также с точки зрения наличия и опробированности правового регулирования этого процесса и согласованного движения субъектов мирового хозяйства по пути реализации принятых правовых норм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 3882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.