Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты




Рассмотренные в предыдущих вопросах негативные последствия международной миграции рабочей силы и высокий уровень нелегальной миграции вызывают необходимость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций.

Государственная миграционная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.

Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.

Эмиграционная политика - включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Косвенные методы включают такие как:

- валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

- таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающиеся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий - от сырья до предметов роскоши;

- специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран: например, в 1976 г. правительство Югославии разработало специальную долгосрочную «Программу мер и акций по возвращению югославских рабочих с временной работы из-за границы и их трудоустройству в стране»;

Прямые методы включают такие как:

- требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

- экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции;

- структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Юж. Корея); б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд нефтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.). в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;

Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по трем категориям:

1.) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, братьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.) – предполагает обязательное наличие родственника – гражданина страны, который может дать поручительство;

2.) экономическая эмиграция – предполагает наличие квалификации, особых способностей, опыта частно предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны. Выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов: - частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал); - эмиграция лиц молодого возраста, с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; - эмиграция по приглашению на работу работодателем; - эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.

3.) гуманитарная эмиграция – предполагает признание статуса беженца и др.

Различают три основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов:

- политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);

- политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

- политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства.

Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов:

1. Качественные требования к иностранной рабочей силе:

а) наличие сертификата об образовании. Так, например, в ОАЭ требуются дипломированные врачи и средний медицинский персонал, в Австралии - специалисты по компьютерной технике с высшим образованием и т.п.;

б) стаж работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее 3 лет, в США - 5 лет, на Кипре - 2 года.

2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет, Швеция и Норвегия остро нуждаются в буровиках-нефтяниках 20-40 лет.

3. Состояние здоровья.

4. Ограничения личностного характера (так называемая, социальная чистка). Так, в США ограничивается въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы. Например, соотношение численности иностранцев и местных работников на предприятиях в Греции должно составлять 1:10.

6. Финансовые ограничители. Так, например, в Словакии простые трудящиеся-мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение 4 месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

7. Временные ограничители: в Зимбабве разрешение на временную работу выдается на срок не более 5 лет, в Польше - на 0,5 года, в Норвегии - на 1 год. В России, согласно «Положению о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок.

8. Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и косвенной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда.

9. Национально-географические приоритеты: в США с 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная Конгрессом, была благоприятной для жителей Северо-западной Европы. Реформа иммиграционного законодательства 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990 г. новый иммиграционный закон предоставляет большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы.

10. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматривается лишение свободы, либо штраф.

11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся -мигрантов. Используется, как правило, три вида программ: а) Программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности; б) Программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их трудоустройство дома; в) Программы экономической помощи регионам массовой эмиграции.

В целом, каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования миграционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно национальное миграционное законодательство является определяющим в разрешении спорных ситуаций.

Межгосударственное регулирование миграционных процессов.

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.

1. Международная организация труда (МОТ). Была создана в 1919 г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. На 2000 г. в МОТ входило 150 государств. Задачами МОТ являются:

- содействие обеспечению социальной справедливости для трудящихся;

- разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни;

- выработка международных трудовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики;

- регламентация набора рабочей силы;

- борьба с безработицей;

- гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальный уровень жизни;

- защита от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев;

- защита детей и женщин;

- регламентация вопросов социального страхования и обеспечения;

- организация профессионально-технического обучения. Для реализации этой цели в ведении МОТ функционируют Международный институт трудовых проблем в Женеве и Международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа в Турине (Италия).

В структуру МОТ входят:

- международная конференция труда - высший орган МОТ, выполняющий законодательные функции,

- административный совет - руководит работой различных комитетов и комиссий при МОТ,

- международное бюро труда - информационный и консультативный орган.

МОТ является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одной из ее наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда. Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.

2. Международная организация по миграции (МОМ). Образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже полномочия были расширены и с 1989 г. она была переименована. В МОМ входит 81 государство, из которых 46 - члены, 35 - наблюдатели. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т.д. Основными функциями МОМ на данный момент, согласно уставу, являются:

- осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан;

- перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран;

- организация передвижения беженцев;

- предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.

В настоящее время МОМ в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов на родину). Также МОМ оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 70-е годы в Латинской Америке, Африке, Азии, рассматривает проблему потенциальных беженцев.

В качестве основных целей международной миграции МОМ признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное жительство.

МОМ - это единственная организация, имеющая глобальные полномочия и не входит при этом в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает.

РФ с 1992 г. является наблюдателем в МОМ.

3. Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН- занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь, репатриации.

4. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.

Таким образом, международная миграция рабочей силы является сегодня важным и одним из наиболее сложных аспектов интернационализации хозяйственной жизни. С одной стороны, международная миграция рабочей силы обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, позволяет осваивать новые районы, а с другой, ведет к обострению экономических и социальных противоречий.

 

Тема 9. Россия в системе МЭО

Проблемы интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей.

Произошедший в 1991 г. распад СССР и переход РФ от социалистической экономики к рыночной, привели к затяжным кризисным тенденциям во всех сферах экономики, в том числе и внешнеэкономической. Россия унаследовала внешнеэкономические связи от бывшего СССР. Доля России в мировой экономике существенно сократилась. В 1985 г. Россия производила почти 4% мирового ВВП и занимала по этому показателю 6-ое место в мире вслед за США, Японией, Китаем, Германией и Францией. В 1995г. Россия произвела менее 2% мирового ВВП и оказалась уже на 11-м месте, пропустив впереди себя еще Индию, Италию, Великобританию, Бразилию, Индонезию. Удельный вес России в мировом промышленном производстве не превышает 4% - это 5-я позиция в мире. По уровню производительности труда в промышленности(годовая выработка на одного занятого) наша страна занимает 64-ю, а в сельском хозяйстве - 77-ю ступень в мировой классификации. Существенно ослабли экономические позиции и других стран бывшего СССР. Структура экспорта носит преимущественно сырьевой характер, на ее территории находятся значительные запасы разнообразных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды металлов, алмазы и др.). По оценкам специалистов, Россия обладает природными ресурсами на сумму 10,2 трлн. долл., что значительно выше, чем Бразилия (3,3 трлн. долл.), Южная Африка (1,1 трлн. долл.), Китай (0,6 трлн. долл.), Индия (0,4 трлн. долл.) вместе взятые. Процессы вывоза капитала, организации предприятий с иностранными инвестициями, свободных экономических зон находятся на начальной стадии. Только около 1/4 российской экономики вовлечено в мирохозяйственные связи.

Проблема интеграции России в мировую экономику имеет огромную актуальность. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся:

- огромные сырьевые богатства;

- квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила;

- большие масштабы накопленных основных фондов;

- мощный научно-технический потенциал;

Однако, процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики, сводящие к нулю эффект от конкурентных преимуществ. К данным слабостям следует отнести:

- отсутствие полноценной системы финансовой, организационной, информационной поддержки экспортеров;

- нерациональная структура экспорта и импорта;

- спад производства, непродуманная конверсия ВПК, что ведет к потере традиционных рынков;

- ориентация НИОКР на военные исследования;

- изношенность и моральное устаревание основных фондов;

- нестабильность в экономике и политике.

Таким образом, для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в систему мирохозяйственных связей, необходимо:

- установление стабильного политического режима;

- развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования;

- всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата;

- проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производства с импортозамещением;

- стимулирование экономического развития по пути НТП;

- вступление в международные организации, присоединение к международным конвенциям и другим источникам международного права.

На решение вышеназванных проблем и направлена начатая в 1991 г. экономическая реформа, составной частью которой является реформа внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Преобразование ВЭД в ходе реформ включает в себя отмену государственной монополии внешней торговли; постепенную замену административных (нетарифных) методов государственного регулирования внешнеэкономических связей тарифными; формирование современной структуры стимулирования, кредитования и страхования экспорта; обеспечение конвертируемости национальной валюты; создание благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в российскую экономику и др. Одной из главных целей реформы ВЭД является постепенный переход к экономике открытого типа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 4166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.