Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. 1. Гражданин Белоруссии и гражданка России обратились к адвокату с целью получения юридической консультации




Задачи

1. Гражданин Белоруссии и гражданка России обратились к адвокату с целью получения юридической консультации. Они состоят в браке и хотели бы заключить брачный договор. При этом известно, что каждый из них преимущественно живет в стране своего гражданства. Супруги хотели бы сами избрать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору, но не знают, в виде какого документа должно быть оформлено их решение.

Проконсультируйте супругов.

 

2. После развода М. подала заявление в суд РФ о взыскании алиментов со своего бывшего мужа в пользу их несовершеннолетнего ребенка, который остался с матерью и в данное время проживает с ней в Польше. При этом М. просит применить к алиментным обязательствам законодательство места проживания ребенка. Известно, что ребенок является гражданином РФ.

Удовлетворит ли суд требование М.? Какие обстоятельства должны учитываться при определении законодательства, которое будет применяться при определении алиментных обязательств?

 

3. Граждане России супруги Ивановы проживали раздельно: Иванов А. на территории Украины, а Иванова Б. на территории Армении. В 2002 году Иванов А. предъявил в судебные органы Армении иск о расторжении брака. Иванова Б. против требований мужа возражала, ссылаясь на то, что она 10 месяцев назад родила ребенка. Однако суд требования Иванова А. удовлетворил, указав, что в соответствии с армянским законодательством данное обстоятельство не является препятствием для прекращения брака.

Органы какой страны правомочны рассматривать в данном случае спор? Право какой страны они должны при этом применять?

 

4. В юридическую консультацию обратилась супружеская пара - Анна Свенсон, гражданка РФ, и Томас Свенсон, гражданин Швеции. Они пояснили, что в браке состоят семь лет, имеют общего сына, однако взаимоотношения в семье не складываются и супруги намерены расторгнуть брак. В связи с этим Свенсоны желают поделить имеющееся у них имущество, находящееся как на территории РФ, так и на территории Швеции, а также решить проблему содержания несовершеннолетнего сына. Решение данных вопросов предполагается осуществить в договорном порядке. При этом заключаемые соглашения должны соответствовать требованиям законодательства и не ущемлять интересы ни одной из сторон. Анну Свенсон также интересовал вопрос о том, какие гарантии исполнения соглашения об уплате алиментов на несовершеннолетнего сына она может получить?

Какие варианты решения поставленных Свенсонами вопросов Вы могли бы дать?

 

5. Супруги С.Д. Крайнев, гражданин Республики Беларусь, и О.А. Обрезова, гражданка РФ, проживающие в г. Воронеже, решили заключить брачный договор и подчинить его законодательству Республики Беларусь, так как по белорусскому семейному законодательству предоставляются более широкие возможности для договорного порядка регулирования личных и имущественных отношений супругов. Так, основываясь на положениях ст.13 кодекса Республики Беларусь о браке и семье 1999 года, Крайнев и Обрезова составили проект брачного договора, в котором предусмотрели порядок раздела совместного имущества на случай расторжения брака, решили вопрос о месте проживания детей в случае расторжения брака и порядке общения с детьми отдельно проживающего родителя. Кроме того, супруги на случай расторжения брака оговорили порядок уплаты и размеры алиментов на детей. Обратившись к нотариусу в г. Воронеже с просьбой об удостоверении брачного договора, супруги получили отказ.

Правомерны ли действия нотариуса? Для ответа используйте Конвенцию стран-членов СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

6. Решением суда Земгальского предместья г. Риги Латвийской Республики с гражданина России Копалова взыскано в пользу гражданки Латвии Китчнер средства на содержание сына - гражданина Латвии Эммануила ежемесячно в размере 30% от установленной Кабинетом Министров Латвии минимальной заработной платы.

Китчнер обратилась к компетентному суду России с ходатайством о разрешении принудительного исполнения на территории России указанного судебного решения, так как должник проживает на территории России.

Однако суд с требованиями заявительницы не согласился, ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающих соглашение сторон по делу договорной подсудности, т.е. о взыскании средств на содержание в суде Земгальского предместья г. Риги.

Китчнер обжаловала решение суда.

Какое решение должен вынести вышестоящий суд?

7. Супруги – гражданин США С. и гражданка Украины У. обратились в суд с заявлением об усыновлении гражданина РФ - несовершеннолетнего В., находящегося под опекой У. Заявители в состоянии материально обеспечить ребенка. Кроме того, у ребенка с заявителями установился прекрасный контакт и В. называет их папой и мамой. Однако о данном ребенке отсутствуют сведения в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, так как он постоянно находился на воспитании в семье: сначала под опекой, затем в приемной семье.

Следует ли разрешить усыновление?


по изучению дисциплины и организации самостоятельнойработы студентов

Учебный план факультета подготовки специалистов для судебной системы КФ ФГБОУВПО «РАП» предусматривает проведение лекционных и семинарских (практических) занятий, а также самостоятельную работу студентов.

В лекциях даются основы теоретических знаний по дисциплине, раскрываются наиболее сложные вопросы семейного права и практики применения семейного законодательства. Часть лекций проходит в классической информационной форме. Наиболее интересные темы (их перечень обговаривается со студентами) могут выносится на обсуждение в рамках проблемной лекции. Студенты предлагают свои решения предложенной научной проблемы. Предполагается дискуссия и диалог студентов и преподавателя.

Проведение семинарских (практических) занятий ориентировано на выработку у студентов умения тесно связывать теорию семейного права с практикой применения действующих законов и подзаконных актов, более глубоко и полно осваивать суть категорий и понятий, используемых в семейном законодательстве, выявлять смысл и роль применяемых в данной ситуации семейно-правовых норм. Семинарские занятия имеют целью развитие умения юридического анализа конкретных ситуаций и правильного применения к ним закона. На семинарских занятиях предполагается обсуждение теоретических вопросов, решение практических задач, составление юридических документов по семейно-правовой тематике, выполнение иных заданий.

Семинарские (практические) занятия — одна из важных форм аудиторных занятий со студентами, обеспечивающая наиболее активное участие их в учебном процессе и требующая от них углублённой самостоятельной работы.

Для успешного прохождения семинарских занятий необходима предварительная самостоятельная подготовка. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении тем (вопросов), закрепленных в программе курса, решении задач и выполнении других заданий руководителя семинарского занятия.

В процессе самостоятельной подготовки необходимо ознакомиться с темой по учебнику, изучить соответствующие нормативные акты, Судебная практика и прочесть на выбор несколько источников из рекомендуемой дополнительной литературы. Доклад студентов на семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием рукописного конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. В процессе доклада студент должен изложить основные положения рассматриваемого вопроса, обратить внимание на его дискуссионные аспекты, быть готовым ответить на дополнительные вопросы преподавателя и аудитории. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта. Составление конспекта отнюдь не предполагает полное переписывание всего материала. Необходимо обработать изученный материал и выделить самое важное. Последнее и должно лечь в основу конспекта. Для удобства изложения студент может составлять графики, таблицы и т.д.

После усвоения материала можно приступать к решению задач. Свои суждения и выводы студент должен обосновывать точными ссылками на правовые нормы с указанием их источника. Решение должно быть подробным и аргументированным. Конкретные задачи к каждой теме определяются преподавателем, ведущим семинарские занятия в группе.

При решении задач студенты, руководствуясь правовыми актами и практикой их применения, должны определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, самостоятельно сформулировать вопросы, связанные с правами и обязанностями участников семейных правоотношений, об обоснованности их требований или возражений, а если дело рассмотрено и разрешено судом – то и об обоснованности изложенного в задаче решения. Ответы на эти вопросы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы.

Необходимо следить за изменениями и дополнениями, которые вносятся в действующее семейное законодательство. Указанные изменения и дополнения публикуются в «Российской газете» и «Парламентской газете», в Собрании законодательства Российской Федерации, в Сборнике актов законодательного собрания Российской Федерации. Также можно использовать справочные правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант плюс» и др.

Многие вопросы семейного права находят свое разрешение в актах Верховного Суда РФ, которые рекомендуется изучать и использовать при подготовке к семинарским занятиям. Для более глубокого изучения материала студентам рекомендуется ознакомление с иной судебной практикой по семейно-правовым спорам, которая регулярно публикуется в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

В процессе освоения курса полезным является изучение изданий юридической периодики: «Государство и право», «Журнал российского права», «Известия высших учебных заведений. Правоведение», «Российский юридический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 11, Право», «Учёные записки Казанского государственного университета. (Серия «Гуманитарные науки»)» «Семейное и жилищное право», «Юрист», «Юридический мир», «Российский судья», «Российская юстиция», «Российское правосудие», «Законодательство» и др.

Проведение отдельных семинарских занятий возможно в форме дискуссий, деловых игр, парламентских дебатов, а также судебных заседаний

по разрешению конкретных семейно-правовых споров.

Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).

Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие:

1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;

2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. И все-таки, как показывает практика, определенная подготовка к учебной дискуссии необходима.

Методика включает три этапа:

1) предварительная подготовка,

2) проведение дискуссии,

3) подведение итогов.

Проведение анализа. Данная работа заключается в выявлении совпадений, противоречий, коллизий, пробелов в сравниваемых материалах. Для этого необходимо детальное изучение первоисточников, литературы и нормативных актов по теме занятия. Студенту необходимо так же суметь сделать выводы из сравниваемых позиций.

Комментированное чтение первоисточников на семинаре преследует цель содействовать более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой философской литературой. Чаще всего оно составляет лишь элемент обычного семинара виде развернутой беседы и длится всего 15—20 минут. Комментированное чтение позволяет приучать студентов лучше разбираться в философских источниках. Комментирование может быть выделено в качестве самостоятельного пункта плана семинара.

Парламентские дебаты – это форма деловой игры. В ее основе лежит модель реального парламента, в котором есть две стороны – Правительство и Оппозиция – которые обсуждают один законопроект, то есть тему дебатов. Цель Правительства – отстоять проект, цель Оппозиции – опровергнуть его.

В дебатах участвуют команды по два участника в каждой: Правительство (премьер – министр и член правительства) и Оппозиция (лидер оппозиции и член оппозиции). Сторона, за которую играет команда, определяется путем жеребьевки.

На законодательные дебаты могут выноситься различные проблемы правового регулирования семейных отношений, например: «Суррогатное материнство: за и против», «Однополые, полигамные и фактические браки» и др.

Правительство имеет право дать любую интерпретацию темы, если только кейс (выдвигаемый тезис) определяет общий смысл темы и достаточно справедлив, чтобы было возможно провести дебаты за обе стороны; достаточно ясен, чтобы обе команды знали, что им нужно доказывать. Так, например, можно говорить о пробелах законодательства в рассматриваемой теме, и соответственно предлагать изменения существующих норм, внесение новых норм, либо исключение уже существующих норм.

Команды не имеют права менять формулировки своих позиций, аргументов, определений, неясных понятий.

Последовательность и правила выступлений:

1. Премьер-министр - Конструктивная речь (7 минут) - глава правительства должен ясно сформулировать кейс правительства, представить его как минимум с трех точек зрения;

2. Перекрестные вопросы (2 минуты) – участник со стороны оппозиции имеет право задавать вопросы правительству;

3. Лидер оппозиции - Опровержение + Конструктивная речь (8 минут) - должен выдвинуть позицию оппозиции, опровергнуть аргументы премьер-министра, изложить свои доводы – то есть обеспечить столкновение мнений правительства и оппозиции;

4. Перекрестные вопросы (2 минуты) – участник со стороны правительства имеет право задавать вопросы оппозиции;

5. Член правительства - Опровержение + Конструктивная речь (8 минут) - должен опровергнуть позицию правительства и вновь установить превосходство правительства;

6. Член оппозиции - Опровержение + Конструктивная речь (8 минут) - участник должен поддержать лидера оппозиции, но обязан в это же время привести новые аргументы, очень важно в данном раунде показать слабые стороны правительства;

7. Лидер оппозиции - Заключительная речь (4 минуты);

8. Премьер-министр - Заключительная речь (5 минут).

В заключительных речах участники должны в последний раз обозначить свои тезисы, обобщить прошедший раунд, показывая судьям необходимость голосовать за них.

В течение первых четырех речей (кроме первой и последней минуты речи) любой представитель команды оппонента может с позволения выступающего задать ему вопрос или сделать комментарий (не более чем 15 секунд) по поводу его выступления. В заключительных речах приводить новые аргументы и логические построения, давать комментарии и задавать вопросы не разрешается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.