Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устинова О.В., Бибик Л.Н. Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление социальной политики государства




DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AS PRIORITY AREAS OF SOCIAL POLICY, THE STATE

Ключевые слова: физическая культура и спорт, социальная политика государства

Key words: physical culture and sport, social policy of the state

 

Вопросы повышения эффективности государственной политики в сфере физической культуры и спорта являются предметом многочисленных научных форумов и находятся в «поле зрения» Президента РФ В.В. Путина. Понимание того, что будущее страны определяется физическим здоровьем ее граждан, усиливает роль органов власти всех уровней в развитии физической культуры и спорта как отрасли социальной сферы. В статье обозначены основные проблемы развития отрасли и направления их решения.

The issues of increasing the efficiency of state policy in the sphere of physical culture and sports are the subject of numerous scientific forums and are in the «field of view» of the President of the Russian Federation V.V. Putin. Understanding that the future of the country depends on the physical health of its citizens, strengthens the role of governments at all levels in the development of physical culture and sport as a social sphere. The article outlines the main problems of the industry development and direction of their solution.

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления духовного и физического здоровья граждан, формирования здорового образа жизни. Поэтому развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением социальной политики государства.

На значимость государственной политики в сфере физической культуры и спорта указывает и Президент государства. Так, в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. В.В. Путин отметил, что «наша задача – привлечь к занятиям физической культурой и спортом максимальное число граждан, сформировать и укрепить в обществе ценности здорового образа жизни».

Рассмотрим основные проблемы сферы физической культуры и спорта.

1. Финансирование. Расходы на отрасль из федерального бюджета на­ходятся на крайне низком уровне. На сегодняшний день спорт высших достижений практически полностью использует выделяемые на физическую культуру и спорт средства, особенно в преддверии олимпиады в 2013 г., чемпионата мира по футболу в 2018 г., зимней универсиады в 2019 г. Что же касается массового спорта, то на региональном и местном уровнях в настоящее время сложилась тенденция недофинансирования физической культуры и спорта.

Недофинансированность, а иногда и полное отсутствие финансирования, также проявляется и в отношении общественных объединений молодежи. Несмотря на то, что согласно Хартии и региональные и местные власти должны выделять общественным молодежным объединениям помещения, финансовые средства и оказывать материальную поддержку, необходимую для нормального и эффективного их функционирования, на практике эта происходит крайне редко. В итоге, финансирование мероприятий в сфере молодёжной политики осуществляется исключительно в рамках реализации программ, утверждённых по разделу «молодёжная политика».

2. Неинформированность населения. Субъекты реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта сталкиваются с такой проблемой как значительный недостаток у населения информации о проводимой политике и спортивных мероприятиях. Недооценивается на различных уровнях управ­ления значимость научно-информационного обеспечения, отсутствует единая информационная инфраструктура. Существующие про­екты в этой области приоритетно основываются на использовании Интернета, что ограничивает их действенность экономически неразвитыми территориями.

3. Неразвитость инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, а именно отсутствие современной материально-технической базы, соответствующей потребностям населения и отдельных его групп.

Статистические данные, отражающие процессы развития сети физкультурно-спортивных сооружений в России, показывают недостаточную обеспеченность населения местами для спортивных занятий.

4. Кадровое обеспечение отрасли. Эта проблема включает два важных аспекта. Во-первых, отсутствие действенной системы подготовки кадров, соответствующей требованиям рынка трудовых ресурсов физической культуры и спорта; во-вторых, диспропорция спроса и предложения на рынке труда в этой сфере.

Остановимся на каждом подробнее.

Отсутствие действенной системы подготовки кадров, соответствующей требованиям рынка трудовых ресурсов физической культуры и спорта.

Как справедливо отмечают М.С. Расин, С.А. Носков, особую тревогу вызывает тот факт, что рост доли персонала, не имеющего соответствующего образования, наблюдается среди работников физкультурно-спортивных организаций (50,8%), работников по месту жительства (32,4%), инструкторов-методистов предприятий, учреждений, организаций (26,1%), тренеров-преподавателей и инструкторов методистов детско-юношеских клубов физической подготовки (23,8%), работников физкультурно-оздоровительной направленности детских дошкольных учреждений (23,1%), тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов спортивных школ (18,2%), т.е. среди тех категорий персонала, который непосредственно работает с потребителями, а значит, при отсутствии необходимых знаний может причинить ощутимый вред здоровью занимающихся.

Более того, кадровый состав сферы физической культуры и спорта характеризует недостаточное владение навыками управления и маркетинга, финансового менеджмента, информационными технологиями и т.д., а также отсутствие предпринимательского мышления у большинства работников данной сферы, что не позволяет организациям самостоятельно находить пути повышения эффективности деятельности.

Диспропорция спроса и предложения на рынке труда в сфере физической культуры и спорта - результат влияния несогласованности между профессиональной подготовкой и требованиями рынка.

Так, если в прошлом основной акцент в развитии физической культуры и спорта был сделан на спорт высших достижений, а спрос на услуги массового спорта был ограничен (к тому же потребители были мало информированы и не предъявляли высоких требований к качеству и ассортименту услуг), то в настоящее время ситуация изменилась. Сложившаяся система подготовки специалистов во многом не соответствует современным требова­ниям рынка трудовых ресурсов.

5. Отсутствие взаимодействия общественных объединений молодежи с Правительственными органами.

В связи с тем, что общественные объединения играют значимую роль в реализации государственной политики, их присутствие в данной сфере необходимо. Но чаще всего, созданные общественные объединения, не получая финансовой поддержки от государства прекращают свое существование.

В результате вышеизложенного, авторы делают вывод, что сфера физической культуры и спорта в РФ имеет ряд значительных проблем, в связи с чем реализация государственной политики в ней недостаточно эффективна.

К направлениям, позволяющим повысить эффективность реализации государственной политики в обозначенной сфере, относятся следующие.

1. Недофинансирование массового спорта.

- увеличение государственного финансирования массового спорта.

- увеличение доходов спортивных организаций. Большинство физкультурно-спортивных объектов решают ее посредством неспециализированной деятельности, как правило, заключающейся в сдаче площадей в аренду торговым и иным организациям.

- спонсорство. Особую важность спонсорская деятельность в сфере спорта приобретает в условиях развития социального партнерства, направленного на согласование интересов предпринимателей, органов управления и общественных организаций по социально-экономическому развитию региона. Данная сфера деятельности наиболее привлекательна для среднего и малого бизнеса, а также местных СМИ, которые не могут принимать участие в спонсорстве.

2. Неинформированность населения.

- формирование у населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, повышению уровня образованности в этой области.

- улучшение качества физического воспитания населения, проведение мониторинга физической подготовки и физического развития детей и молодежи.

- активизирование спортивно-массовой работы с широким вовлечением в организаторскую деятельность молодежи.

- создание федеральной, региональной и локальной информационной системы, пропагандистских информационных технологий по основным видам деятельности отрасли. Основополагающая цель пропаганды - создание в обществе приоритетов здорового образа жизни, ограничение и ликвидацию девиантных форм поведения (наркомании и алкоголизма), повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом, настойчивое формирование в массовом сознании понимания жизненной необходимости этих занятий.

- реклама работающих на конкретной территории кружков, секций, ДЮСШ.

3. Неразвитость инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, а именно отсутствие современной материально-технической базы, соответствующей потребностям населения и отдельных его групп.

- укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, особенно в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.

- создание условий для развития массового, профессионального спорта, спорта высших достижений.

- создание полного реестра федеральной собственности государства и субъектов РФ, обеспечивающей учебно-тренировочный процесс, проведение спортивных мероприятий.

- применение договорной практики совместного использования спортивных сооружений, принадлежащих различным ведомствам или собственникам.

3. Кадровое обеспечение отрасли. Проблема отсутствия действенной системы подготовки кадров, соответствующей требованиям рынка трудовых ресурсов физической культуры и спорта, может быть решена посредством:

- создания эффективной системы подготовки спортивного резерва;

- подготовки высококвалифицированных спортсменов, способных достойно защищать честь страны на крупнейших международных соревнованиях;

- обеспечения отрасли персоналом со знанием менеджмента, маркетинга, обладающими задатками предпринимателей, способных быстро реагировать на изменения спроса, самосовершенствоваться и расширять свои знания;

Диспропорция спроса и предложения на рынке труда в сфере физической культуры и спорта, может быть исправлена при реализации обеспечения специалистов рабочими местами и определенной заработной платой, соответствующей характеру и сложности труда; создании системы контроля качества труда.

4. Отсутствие взаимодействия общественных объединений молодежи с Правительственными органами.

- введение института постоянного представительства в молодёжных объединениях от молодёжных Правительств.

- создание при молодёжных объединениях экспертных советов (юридических советов) с включением в их состав молодёжи, имеющей высшее юридическое образование и занимающихся молодёжной политикой.

Новый подход к формированию физической культуры общества и личности требует кардинальных изменений в государственной политике в этой сфере, обращении ее вектора на развитие массового спорта.

 

Список литературы

1. Заседание президиума Совета по развитию физкультуры и спорта. СМИ о Путине В.В. [электронный ресурс] режим доступа: http://www.putin-itogi.ru.

2. Полякова И.С. Проблемы управления в сфере физической культуры и спорта //Материалы VI круглого стола. – Малаховка, 2011.

3. Расин М.С., Носков С.А. Пути оптимизации управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта //Теория и практика физ. культуры. - 2008. - №2. - С. 19.

4. Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни: материалы всероссийской научно-практической конференции 7-8 октября 2004, Наб. Челны: в 2 т. Том 1 / М.М. Бариев. - Казань: РЦИМ, 2004. С. 100.

5. Расин М.С., Носков С.А. Пути оптимизации управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта //Теория и практика физ. культуры. - 2008. - №2. - С. 20.

 

Сведения об авторах

Устинова Оксана Вячеславовна, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, [email protected], 89028133343

Бибик Лариса Николаевна, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, [email protected], 89058221867

Ustinova O.V., Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering, [email protected], 89028133343

Bibik L.N., The Tyumen State Oil and Gas University, [email protected], 89058221867

 

УДК 314.04

Устинова О.В.

Ustinova O.V.

 

Устинова О.В.
Репродуктивное поведение жителей уральского федерального округа

REPRODUCTIVE BEHAVIOR OF RESIDENTS THE URALS FEDERAL DISTRICT

Ключевые слова: воспроизводство населения, демографический кризис, депопуляция, репродуктивные мотивы, репродуктивное поведение

Key words: reproduction of population, demographic crisis, depopulation, reproductive motives, reproductive behavior

Демографический кризис, постигший Россию на рубеже веков, ставит перед социологами сложную задачу поиска направлений воздействия на процессы воспроизводства населения. В статье представлены результаты исследования мотивов репродуктивного поведения жителей Уральского Федерального округа.

The demographic crisis that befell Russia at the turn of the century, poses sociologists difficult task of finding ways of influence on the processes of population reproduction. The article presents the results of a study of the motives of reproductive behavior of the inhabitants of the Ural Federal district.

 

В настоящее время Россия переживает демографический кризис - глубокое нарушение воспроизводства населения, угрожающее его существованию.

В числе важнейших проблем демографического развития России начала XXI в. В.К. Виттенбек, В.А Шумаев, Н.Г. Хайруллина, О.В. Устинова, Л.Б. Осипова и др. выделяют проблему депопуляции; старение населения; сокращение продолжительности жизни; деградацию генофонда нации; проблему сохранения института семьи; усиление напряженности в межэтнических отношениях; обострение социально-экономических проблем; безработица; неэффективную демографическую политику [1-4].

О сложной демографической ситуации неоднократно говорит Президент страны. Так, на XI Всемирном Конгрессе по перинатальной медицине, прошедшей в июне 2013 г., В.В. Путин заявил, что Россию в ближайшие годы ждет новая волна демографического кризиса [ 5].

В научной литературе существует множество подходов, объясняющих демографический кризис в стране, и причины, оказывающие влияние на процессы воспроизводства населения.

Приверженцы первого подхода (А.Г Вишневский, В.С. Захаров,
В.И. Переведенцев) разделяют эволюционные теории демографического развития, в частности, теорию «демографического перехода», и полагают, что низкий уровень рождаемости в России является исторической неизбежностью.

Сторонники второго подхода видят причину демографического кризиса в России в деградации институтов семьи и брака (В.А. Борисов, А.И. Антонов, В.Н. Архангельский, Н.В. Зверева, В.М. Медков).

В основе третьего подхода лежит идея о духовном (нравственном, идейном, психологическом) неблагополучии населения как основной причине демографического кризиса в России (В. Алиев, И.А. Гундаров).

Автор статьи придерживается четвертого подхода, рассматривающего причины кризиса воспроизводства населения как следствие комплекса проблем, охвативших все стороны жизни населения страны (Б.С. Хореев, И.Б. Орлова, Н.М. Римашевская, Л.Л. Рыбаковский).

Несмотря на некоторые научные расхождения ученых, придерживающихся вышеупомянутых подходов, они единогласны в том, что причина демографического кризиса, кроется, помимо прочего, в деформации системы ценностей и мотивов, выражающейся в стремлении людей к индивидуальным достижениям во внесемейной сфере, а порой и к эгоцентризму, нежеланию создавать семью и иметь детей.

Для исследования мотивов репродуктивного поведения автором в 2012 году были опрошены 5330 жителей Уральского Федерального округа, в состав которого входят Тюменская, Свердловская, Челябинская и Курганская области.

При изучении мотивов, способствующих рождению детей, автор выдвинул гипотезу, что они отличаются у ныне бездетных респондентов, и респондентов, имеющих детей. Кроме того, поскольку расширенное воспроизводство возможно только при внедрении модели семьи, имеющей 2 и более детей, важной частью исследования стало выявление мотивации к рождению второго и последующих детей.

Результаты исследования показали, что основные мотивы к рождению первого ребенка у респондентов, не имеющих детей, распределились следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Исследование мотивов к рождению первого ребенка
у респондентов, не имеющих детей, %

    Социальная мотивация Экономическая мотивация Психологическая мотивация
Тюменская область ВСЕГО 45,1 10,7 44,2
Мужчин 23,9 4,5 19,0
Женщин 21,2 6,2 25,2
Свердловская область ВСЕГО 41,9 12,8 45,3
Мужчин 23,9 4,7 21,7
Женщин 18,0 8,1 23,6
Челябинская область ВСЕГО 40,4 11,9 47,7
Мужчин 23,8 4,6 21,0
Женщин 16,6 7,3 26,7
Курганская область ВСЕГО 45,2 16,4 38,4
Мужчин 24,9 7,4 15,7
Женщин 20,3 9,0 22,7
ВСЕГО по УФО ВСЕГО 43,2 13,0 43,9
Мужчин 24,2 5,3 19,3
Женщин 19,0 7,7 24,6

 

Из данных табл. 1 видно, что в регионах с расширенным и простым типом воспроизводства у обозначенной группы респондентов существует относительное преобладание психологических мотивов над экономическими, что, возможно, является следствием устойчивости социальных критериев состоятельности человека в обществе. Респонденты, не имеющие детей, часто принимают решение родить ребенка, мотивируя это желанием занять в глазах окружающих новое для себя положение (44,0%), либо рассматривают его в качестве обязательной составляющей семейно-брачных отношений (23,8%). При этом мнение, что первый ребенок поможет укрепить семью, разделяют только 16,5% респондентов. Можно отметить, что рождение первенца накладывает на родителей определенные экономические и бытовые ограничения, и, как следствие, отражается в низкой эффективности экономической мотивации. При этом в регионе с относительно высоким уровнем жизни населения (Тюменская область) экономические мотивы выражены наименьшим образом.

Опрос респондентов по поводу определяющих мотивов, побуждающих их родить второго ребенка (табл. 2), показывает явное усиление экономической мотивации.

Таблица 2

Исследование мотивов к рождению второго ребенка
у респондентов, имеющих одного ребенка, %

    Социальная мотивация Экономическая мотивация Психологическая мотивация
Тюменская область ВСЕГО 47,3 20,9 31,8
Мужчин 25,1 8,8 13,7
Женщин 22,2 12,1 18,1
Свердловская область ВСЕГО 42,3 22,1 35,6
Мужчин 24,1 8,2 17,1
Женщин 18,2 13,9 18,5
Челябинская область ВСЕГО 49,4 18,3 32,3
Мужчин 29,1 7,1 14,2
Женщин 20,3 11,2 18,1
Курганская область ВСЕГО   25,1 30,9
Мужчин 24,2 11,3 12,7
Женщин 19,8 13,8 18,2
ВСЕГО по УФО ВСЕГО 45,8 21,6 32,7
Мужчин 25,6 8,8 14,4
Женщин 20,1 12,8 18,3

 

Помимо экономических мотивов, важную роль играют и социальные мотивы. Респонденты, имеющие одного ребенка, во втором ребенке видят возможность реализовать себя как «полноценные» родители и повысить уважение со стороны окружающих (34,7%), родить ребенка другого пола (45,2%) или возможность укрепить семью (29,0%). При этом 23,8% опрошенных считают, что ребенок может позволить улучшить жилищные условия.

Прослеживая территориальные различия в регионах с разным типом воспроизводства, отметим важную роль социальной мотивации при принятии решения завести второго ребенка. Мотивы рождения второго ребенка усиливаются принятыми в обществе стандартами малодетности и исходят из общепринятой нормы иметь в семье двух детей [6, с. 40].

Так как расширенный тип воспроизводства требует рождения 2,5 - 3 ребенка на семью, для целей исследования было важно выявить мотивы к рождению третьего и последующих детей (табл. 3).

Из данных табл. 3 видно, что в решении родить третьего ребенка психологические мотивы преобладают над остальными во всех регионах, кроме Курганской области. Одновременно наблюдается высокое значение экономической мотивации.


Таблица 3

Исследование мотивов к рождению третьего
и последующих детей, %

    Социальная мотивация Экономическая мотивация Психологическая мотивация
Тюменская область ВСЕГО   30,7 40,3
Мужчин 16,2 13,5 18,1
Женщин 12,8 17,2 22,2
Свердловская область ВСЕГО 23,1 32,8 44,1
Мужчин 11,8 14,1 18,5
Женщин 11,3 18,7 25,6
Челябинская область ВСЕГО 22,2 35,1 42,7
Мужчин 11,8 16,1 20,5
Женщин 10,4 19,0 22,2
Курганская область ВСЕГО 19,2 45,2 35,6
Мужчин 9,8 22,1 13,2
Женщин 9,4 23,1 22,4
ВСЕГО по УФО ВСЕГО 23,4 36,0 40,7
Мужчин 12,3 16,4 17,5
Женщин 11,0 19,6 23,2

 

Ослабление социальных мотивов для обозначенной группы респондентов определено тем, что рождение третьего ребенка часто принимается вопреки нормам и общественным стандартам малодетности. Недостаточная поддержка социальных стимулов к рождению третьего и более детей, отсутствие дополнительных льгот или преимуществ социально-психологического свойства (например, повышение авторитета и престижа родителей на производстве, в быту и т.д.) определяет существование «невыгодности» многодетности. Как следствие, при социальной норме малодетности, родители с тремя и более детьми могут подвергаться негативным реакциям (недоумение окружающих, насмешки, осуждение). Очевидно, что в условиях современных социальных норм малодетности, семьи с тремя и более детьми оказываются социальным меньшинством. Можно отметить этот фактор в качестве одной из важных причин несоответствия мнения респондентов относительно желаемого и ожидаемого количества детей. При этом часто показатели реального количества детей в многодетных семьях превышают заявленные желаемые показатели. То есть многодетные семьи не имеют сознательного стремления к многодетности, а последняя выступает как результат «сложившихся обстоятельств», а не осознанного выбора.

Рассматривая регионы с разным уровнем доходов населения и типом воспроизводства, отметим, что экономические мотивы преобладают в сельской местности и в областях с низким уровнем доходов и образования населении. Так, респонденты Курганской области (представляющей собой аграрный регион с относительно большим процентным составом сельского населения), отметили, что государственные материальные выплаты на рождение второго и последующих детей, а также финансовая поддержка семей с приемными детьми являются значительным стимулирующим фактором.

Влияние экономических мотивов в Тюменской, Челябинской и Свердловских областях, где доля городского населения значительно выше, снижается, а психологические мотивы приобретают ведущую роль. Респонденты, проживающие в городах, в силу относительно более высокого уровня доходов и расходов, не считают финансовую поддержку государства достаточной и, объясняя свое решение завести третьего и более детей, выделяют мотивы психологической направленности.

Таким образом, репродуктивное поведение представляет собой весьма сложное явление, определяемое совокупным действием разного рода факторов: экономических, социальных, психологических. При этом указанные факторы обуславливают репродуктивные мотивы, которые, с одной стороны, образуют потребность в детях, а с другой - препятствуют её реализации.

 

Список литературы

1. Виттенбек В.К., Шумаев В.А. Государственное управление воспроизводством населения. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. - 2012. - №1. - С. 105.

2. Хайруллина Н.Г. Социально-демографическая ситуация: результаты исследования /Н.Г. Хайруллина //Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева. – 2010. - №4. - С. 205-208.

3. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Проблемы оценки эффективности государственного управления воспроизводством населения /О.В. Устинова, Л.Б. Осипова/ в сб. Социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов. / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции РФ. – Тюмень, 2013. – С. 104-108.

4. Ustinova O.V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia// Life Sci J 2014;11(8s):465-468] (ISSN:1097-8135). 102

5. Путин предупредил о демографическом кризисе /Интернет газета Pronovosti.ru. 22.06.2013. [Электронный ресурс]. Дата обращения 29.12.2013. Режим доступа: http://www.pronowosti.ru/archives/182921.

6. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Репродуктивный потенциал современной семьи: состояние и тенденции развития /О.В. Устинова, Л.Б., Осипова //Омский научный вестник. – 2014. - №1 (125). – С. 40-43.

 

Сведения об авторе:

Устинова Оксана Вячеславовна, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, [email protected], 89028133343

Ustinova O.V., Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering, [email protected], 89028133343

 

УДК 378.02

Солтанбеков С.Е., Усина Ж.А., Усин Ж.А.

Soltanbekov S.E., Usina Zh.A., Usin Zh.A.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.