Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ахметов А.С. Правовое воспитание как фактор формирования правовой культуры молодежи




LEGAL EDUCATION AS A FACTOR OF THE LEGAL CULTURE YOUTH

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовое образование, гражданское общество

Keywords: legal culture, legal upbringing, legal education, civil society

Рассмотрены пути развития правовой культуры гражданского общества посредством правового воспитания, которое выступает одним механизмов развития правовой культуры.

Considers the development of legal culture of civil society through legal education, which acts as one mechanisms for the development of legal culture.

Формирование гражданского общества и правового государства определяется активностью и степенью развитости правового образования населения государства как обязательного условие эволюции правовой культуры, как отдельного индивида, так и общества в целом.

Гражданское воспитание выступает элементом общеобразовательного механизма (на всех уровнях системы образования государства) в государстве, гарантирующему права и свободы каждому гражданину. Правовое воспитание как часть правовой культуры предполагает знание общественно-политических институтов, понимание демократического уклада жизни, возможностей и условий соблюдения прав человека в нашем мире, понимание таких принципов как толерантность, солидарность, стремление к гуманизации общества, полный отказ от расизма, национализма и т.д. Правовое воспитание развивает у каждого человека, прежде всего способность утверждать собственные требования свободы и справедливости.

Развитие правовой культуры – это есть процесс приобщения ее к опыту творческого восприятия и освоения действительности, которая накапливается целыми поколениями и воплощается в ценностях материальной и духовной культуры, а также приобщения к правовой сфере. Правовая культура гражданского общества выражается в сплоченности правовых знаний и информации, объективно отражающих правовую действительность и отношение индивида к правовым явлениям и процессам правомерного поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшим показателем правовой культуры гражданина гражданского общества является не только знание и своих прав и свобод, но и умение их реализовать, защитить в случае их нарушения, а также нести как индивидуальную, так и общественную ответственность за свои действия и устремления.

В современном правовом обществе очень популярен такой принцип, как «разрешено все, что не запрещено», который означает полное предоставление каждому лицу довольно широких возможностей и способов действий в различных направлениях жизнедеятельности. Однако следует учитывать тот факт, что это может привести к превышению границ правового пространства, т.е. перенаделению правовыми возможностями и выходу за «рамки» правовой действительности.

В Казахстане на сегодняшний день правовая культура гражданского общества нуждается в систематизации накопленного опыта и стимулировании дальнейшего развития. Здесь необходимо уделить большое внимание процессу правового воспитания граждан и общества в целом. Этот процесс должен осуществляться системой государственных органов, учебными заведениями всех уровней и всем обществом в целом.

Исследуя феномен правового воспитания, необходимо рассматривать его в широком и узком смыслах. В широком смысле речь идет не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда его «воспитывает» окружающая обстановка в целом. В данном случае у граждан, должностных лиц, государственных органов, которые осуществляют правомерную (или неправомерную) правовую деятельность отсутствует цель оказывать на других правовоспитательное влияние, что, тем не менее, происходит. В узком смысле правовое воспитание отличается своей целенаправленностью на постоянное повышение и развитие правовой культуры отдельного индивида, социальной группы и общества в целом.

Суть правового воспитания выражается в приобщении людей к знаниям о государстве и праве, правах и свободах личности, выработке у граждан устойчивой ориентации на установку законопослушания, понимания сущности правовых систем и т.д. В процессе социальной практики, личность усваивает определенные правовые ценности, происходящие в моральных нормах. Главной целью правового воспитания является: «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей» [1, с. 15].

При исследовании правового воспитания как определенной деятельности, направленной на повышение правовой культуры индивида, необходимо рассмотреть основные элементы его механизма. Здесь важно выделить, конкретные способы организации воспитательного процесса: 1) правовое обучение в образовательных учреждениях всех уровней; 2) правовая работа в области ознакомления населения с проведением мероприятий, конституционного характера (выборы, референдумы); 3) политика пропаганды права художественной литературой, средствами массовой информации, посредством ресурсов интернета и т.д.

Следующим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка» [2, с. 570]. К ним можно отнести различные методики и приемы педагогического, эмоционального воздействия, а это принуждение, убеждение, предупреждение, ознакомление и т.д.

Проведение мероприятий правового всеобуча должна включать в себя эффективную деятельность специальных правовых курсов, семинаров, школ, которые должны организовываться государственными и общественными органами, причем их бюджет может формироваться не, только из средств государства, но и существовать на коммерческой основе или при поддержке спонсоров. Главная цель проведения такого правового всеобуча – это провести ознакомление всего населения с правовыми идеалами и образцами правовой действительности, правовым опытом зарубежных стран, где уровень правовой культуры выше, а, следовательно, и выше уровень правовой защищенности.

В.М. Корельский и В.Д. Перевалов справедливо отмечают, что «в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества» [3, c. 312].

Стоит отметить, что очень важную роль в правовом воспитании играют средства массовой информации, которые посредством своих механизмов (обсуждения вопросов по правовой тематике, дискуссии и дебаты в сфере политико-правовых отношений, тематические передачи, например, «Портрет недели», профессиональные разъяснения специалистов в области нового законодательства и т.д.) влияют на формирование правовой культуры общества. Также существуют другие способы массовой правовой работы: лекции в образовании по правовой работе, месячники правовых знаний, олимпиады, научные конференции и т.д.

Большую роль в развитии правовой культуры общества играют следующие формы средств массовой информации: статьи, кинофильмы, постановки театров и т.д. Но практика показывает, что большинству публикаций журналистов, сценариев фильмов все, же не хватает глубины содержания при пропаганде формирования правовой культуры. Например, газеты и журналы делают упор на сенсационность материала, фильмы в основном западного производства показывают насилие и разрушения, это приводит «к определенному смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника, утрирование изощренности или жестокости совершенного преступления» [4, c. 308].

Стоит отметить, что в последнее время проявляется тенденция принятия и насаждения отрицательного опыта стран Запада в сфере правовой культуры посредством художественных фильмов и газет, журналов. Конечно, отечественная система культур-досуга находится еще на стадии своего возрождения и форсированного развития, однако стоит знать, что формирование правовой культуры гражданского общества должно развиваться по вектору собственного, присущего нашему государству развития.

При развитии правовой культуры, помимо правового воспитания, необходимо уделять внимание правовому обучению, т.к. процесс воспитания напрямую зависит и обуславливается процессом обучения. Однако различия между правовым воспитанием и правовым обучением все же присутствуют. Выделить их можно исходя от сферы воздействия этих понятий: правовое воспитание воздействует в основном на эмоционально-волевую, мировоззренческую, ценностную сторону сознания, правовое обучение влияет на когнитивно-рациональную сторону сознания, с целью информационно-ознакомительного воздействия на индивида. Эмоционально-волевое и ценностное воздействие практически всегда ограничено правовой практикой, т.к. мы думаем, понятно, что практически невозможно воспитать у человека те ценности и уважение к ним, которые у большинства людей и в их сознании отсутствуют, но выражаются в словах, демагогических заявлениях со стороны, например, как политических лидеров, так и обычными учителями перед учащимися.

Процесс формирования правовой культуры – сложнейший и длительный процесс, который затрагивает абсолютно все стороны общественной жизни. Главными элементами и средствами ее формирования являются: повсеместное развитие у населения правовых знаний; широкомасштабная пропаганда права, правовой культуры; развитие юридической науки и применение ее научных результатов на практике; совершенствование системы нормативно-правовых актов.

Правовая культура, степень овладения ею – это обязательное условие осознанного осуществления отдельным гражданином своего долга перед обществом и государством. В современном Казахстане существует большое количество проблем, связанных с процессом формирования правовой культуры. В первую очередь, необходимо выделить недостаточность правовой грамотности населения, некоторые противоречия нормативно-правовых актов с реальной действительностью. Поэтому для решения этих проблем необходима целенаправленная политика государства, направленная на повышение уровня правовой культуры общества, посредством совершенствования законодательного процесса, процесса правотворчества, а также увеличение роли средств массовой информации, художественной литературы, произведений искусства. Это будет формировать положительное отношение каждого члена общества к праву, закону, а также формировать знание гражданами свои неотъемлемых прав и обязанностей перед обществом и государством.

Таким образом, можно сделать вывод, что повышение правовой культуры общества в процессе формирования гражданского общества должно опираться именно на правовое обучение, систематическое информирование населения об всевозможных изменениях в законодательной базе государства. Кроме того, необходимо при обучении специалистов юридических специальностей доводить до них мысль о том, что их будущая деятельность должна основываться на защите прав и свобод человека от возникающих посягательств на их права, т.е. они должны опираться в свое работе на формулу «защита слабого от сильного», что будет являться важнейшим элементом в воспитании правовой культуры всего казахстанского общества.

 

Список литературы

1. Бородич, В.Ф. Введение в правоведение [Текст] / В.Ф. Бородич.- М.: Центр гражданcкого образования на базе АПКПРО, 2000.- 48 с.

2. Теория государства и права [Текст] /под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2000. – 633 с.

3. Теория государства и права [Текст] /под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: Инфра-М: Норма, 1997. - 337 c.

4. Васильев, В.А. Юридическая психология [Текст] / В.А. Васильев. – СПб.: ПитерКом, 1998. - 319 c

 

Сведения об авторе

Ахметов Арман Серикович, доктор Ph.D по философии, доцент Павлодарского государственного педагогического института, Республика Казахстан, г. Павлодар[email protected], 8(7182)651629, сот.87053333556.

Akhmetov A.S., Ph.D in Philosophy, assistant professor Pavlodar State Pedagogical Institute, Republic of Kazakhstan, Pavlodar city, [email protected], 8(7182)651629, mobile.87053333556.

УДК 316.334.3(470.5)

Щербаков Г.А.

Shcherbakov G.A.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.