КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Максимова О.А. Информационные технологии как фактор социализации новых поколений
Максимова О.А. Maksymova O.A. Ключевые слова: социализация, информационные технологии, виртуальное пространство, социальные сети. Key words: socialization, information technology, virtual reality, social networks. Анализируются проблемы формирования нового поколения, чья социализация проходит в условиях становления информационного общества. Повсеместное распространение сети Интернет создало принципиально новую среду конструирования идентичности и индивидуального стиля жизни, что позволяет охарактеризовать современных подростков и молодых людей как «цифровое» поколение. Обращаясь к данным западных исследователей, а также материалам собственного исследования, автор анализирует позитивные и негативные последствия данного феномена, The article analyses problems of forming a new generation, whose socialization occurs in conditions of the information society setting up. The ubiquity of the Internet formed a fundamentally new design environment of identity and the formation of individual lifestyle that lets you describe today's teenagers and young adults as "digital" generation. Turning to the Western researchers, as well as own research material, the author analyzes the positive and negative effects of this phenomenon, including the context the healthy lifestyle values.
Развитие информационных технологий в конце ХХ – начале XXI веков привело к формированию принципиально новой социокультурной среды информационного общества, обусловившей трансформацию социализационных процессов. Специфика информационного общества значительным образом влияет на социализацию новых поколений: семья, институты образования все больше утрачивают роль основных агентов социализации, уступая место виртуальному пространству, в котором новое поколение формирует свою идентичность с самого раннего возраста. Виртуальная реальность предполагает замещение реального пространства существования человека смоделированным миром компьютера, в который он погружается как в мир реальный, перенося коммуникации в воображаемую плоскость, в которой географическое местоположение, прошлое и будущее людей утрачивают привычные формы и роли. Распространение новой коммуникативной среды вызвало появление таких форм взаимодействия, как форумы, чаты, блоги, online-игры, социальные сети, которые являются полем для формирования индивидуальной идентичности молодых людей. Как отмечают Дж. Пэлфри и К. Гассер, «дети цифровой эры проводят большую часть своей жизни в сети Интернет и не делают различия между жизнью в Сети и вне ее. Представители цифрового поколения не воспринимают свою идентичность в цифровом и реальном пространстве как нечто обособленное; они считают, что их идентичность представлена сразу в нескольких пространствах» [1, с. 11]. Цифровая реальность сформировала принципиально новую среду социальной идентификации, самовыражения и стиля жизни молодежи, которая носит двоякий характер. С одной стороны, повсеместное распространение сети Интернет и других глобальных информационных сетей коренным образом изменило соотношение приватной и публичной сфер жизни человека, что, в свою очередь, привело к формированию совершенно иных путей идентификации личности: наблюдается возрастающая степень индивидуализации, концентрации молодого человека на собственном стиле жизни. Грань между публичной и частной жизнью стерта – находясь у себя дома, человек общается через компьютер со всем миром. С другой стороны, общаясь в виртуальной реальности, молодежь получила возможность формировать в частной сфере свой индивидуальный стиль, который во многом предопределен вкусами и стилями извне. Коммуникаторы из разных географических пространств, значительно удаленные физически друг от друга, существуют при этом в едином временном континууме. Важная роль в процессе социализации представителей «цифрового» поколения, принадлежит социальным сетям, получившим широкое распространение в последнее десятилетие. Согласно результатам исследования, проведенного нами в рамках проекта «Преемственность и конфликт поколений в условиях информационного, полиэтнического, поликонфессионального общества (на материале Республики Татарстан)» в форме репрезентативного опроса населения Республики Татарстан в декабре 2012 – январе 2013 года (N=1450 чел.), лишь 4% молодежи в возрасте 16-24 лет не зарегистрированы ни в одной социальной сети, тогда как среди 25-34-летних доля незарегистрированных в социальных сетях возрастает сразу до 13%; 35-44-летних – 34,4%; 45-54-летних – 51,6%; 55-64-летних – 65,8%; а среди пожилых людей старше 65 лет 88,1% тех, кто не зарегистрирован ни в одной социальной сети. Формирование собственной идентичности осуществляется подростками посредством размещения информации о себе в открытом доступе в социальных сетях. При этом, как показывают результаты исследований, в отличие от начальных этапов развития Интернета, когда пользователи экспериментировали со своей идентичностью, изменяя пол, возраст, размещая не свои фотографии на персональных страницах, в последние годы становится более распространенной тенденция размещения реальной информации о себе. По мнению западных исследователей, один из парадоксов эпохи Интернета заключается в том, что хотя применение цифровых технологий и предоставляет в распоряжение представителей нового поколения практически неограниченные возможности для создания многочисленных вариантов своего «я» на самых разных виртуальных платформах, тем не менее, они гораздо сильнее привязаны к своей идентичности в реальном мире [1, с. 32]. Личный профиль в социальных сетях у представителей цифрового поколения практически идентичен описанию личности. Комментарии сетевых друзей создают канал для обратной связи или выражения признательности – а это содействует развитию взаимодействия. Многие из этих связей не будут развиваться в реальной жизни, однако этот процесс играет важную роль в обучении подростков правилам социальной жизни и осознанию таких понятий, как статус, уважение и доверие. Как показали результаты опроса, возможность общения с друзьями выступает в качестве наиболее значимого фактора участия в социальных сетях для зарегистрированных пользователей всех возрастных групп, однако в когорте 16-24-летних этот показатель наиболее высок (81%). Четвертая часть (23,7%) самых молодых респондентов отмечают, что социальные сети являются для них источником поиска новых друзей, тогда как в более старших возрастных группах данный параметр существенно ниже, особенно среди тех, кто старше 35 лет. При этом закономерно, что по такому параметру роли социальных сетей, как возможность общаться, узнавать о жизни тех, с кем был раньше знаком, наблюдается обратная зависимость – по мере увеличения возраста респондентов значимость данного фактора повышается (см. табл. 1). Таблица 1 Оценка респондентами причин своего участия в социальных сетях
Отметим, что представленные в таблице данные распространяются лишь на респондентов, зарегистрированных в тех или иных сетях. Учитывая приведенный нами ранее факт о том, что среди молодых людей 16-24 лет таковых абсолютное большинство (96%), в отличие от других возрастных групп, можно констатировать, что общение и поиск новых друзей в сети является неотъемлемой частью стиля жизни и формирования идентичности представителей «цифрового» поколения, что имеет, на наш взгляд, как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, принципиально новые практики идентификации личности, характеризующиеся значительной степенью открытости информации, посредством размещенных в сети фотографий, заметок, подборок песен, видеозаписей и т.п. позволяют подросткам получить опыт эффективного социального взаимодействия. Они используют социальные сети в качестве специфической среды, в которой проходят первичную социализацию зачастую более активно, нежели под воздействием института семьи. Юные участники социальных сетей учатся поддерживать дружеские отношения, экспериментируют с социальными статусами и ролями, что позволяет им успешнее адаптироваться и в реальной социальной среде. С другой стороны, широкая доступность информации о личности в социальных сетях является благоприятной почвой для мошенничества, обмана, Легкодоступность практически любой информации в Интернете негативным образом влияет и на формирование ценностных установок молодежи, в том числе – относительно здорового образа жизни. Запрет рекламы алкогольной продукции в официальных средствах массовой информации практически не затронул социальные сети. Фотографии молодых людей в нетрезвом виде, с бутылкой в руках и сигаретой в зубах являются повсеместной нормой и не только не вызывают отторжения сверстников, а, напротив, воспринимаются как бравада, «крутизна» автора подобных фотографий. В тех же социальных сетях существует множество групп, реализующих нелегальным образом алкогольную продукцию, предлагая ее доставку в любое время суток. Все эти факторы, безусловно, нивелируют меры государственного ограничения в данной сфере. Осложняет ситуацию и тот факт, что старшие поколения зачастую не в состоянии контролировать действия собственных детей в виртуальном пространстве как в силу индивидуализированности виртуальных практик молодежи, так и по причине недостаточной цифровой компетентности старших поколений. Родители фактически оказались не готовыми к тому, чтобы регулировать или, по крайней мере, контролировать поведение своих детей в сети по причине отсутствия соответствующих навыков работы в виртуальном пространстве у значительной части представителей старшего поколения. Имеющаяся тенденция подмены социализирующего воздействия семьи сетевым (и цифровым – в более широком толковании) воздействием в дальнейшей перспективе может привести к негативным последствиям и нуждается, на наш взгляд, в активизации поиска возможных путей решения.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |