КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законы и закономерности управления
Функциональные области деятельности - это основные виды деятельности организации, объединенные однородностью взаимосвязанных задач. Они выступают объектами менеджмента в организациях и определяют их структуру управления. Передача продукции или услуг во внешнюю среду. Особенностями организаций как социально-экономических систем являются: - изменчивость отдельных параметров системы; - способность противостоять разрушающим тенденциям; - способность адаптироваться к изменяющимся условиям; - уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях. В организации как системе различают следующие элементы: 1. функциональные области деятельности организации; 2. элементы производственного процесса; 3. элементы управления. К ним относятся: - производство, - финансы, - сбыт, - персонал, - инновации. К основным элементам производственного процесса относятся: - предметы труда, - средства труда, - труд. Основными элементами управления являются: - функции управления, - структура управления. Все организации имеют общие черты, к которым относятся: - разделение труда, - наличие управления и - взаимосвязь с внешней средой. Разделение труда в организации бывает двух видов: - горизонтальное и - вертикальное. Горизонтальное разделение труда находит выражение в формировании структурных и производственных подразделений (рис.2). Структурные подразделения - это те звенья, на которые подразделяется аппарат управления: отделы, бюро, службы, группы и др. Производственные подразделения - это те части, на которые делится процесс производства продукции или оказания услуг: это филиалы, цехи, участки, производства - их названия различны в зависимости от природы организации.
Рис.2 Горизонтальное разделение труда Каждое подразделение в организации специализированно на выполнении определенных управленческих или производственных функций, операций или видов работ. Вертикальное разделение труда в организации находит отражение в выделении уровней (ступеней) управления (рис.3).
Рис.3. Вертикальное разделение труда в организации
Большинство организаций имеет три уровня управления - верхний, средний и низший. Например, на предприятии верхний уровень - это уровень управления всем предприятием, средний - уровень управления цехом, и низший – уровень управления участками. Второй чертой организации является наличие управления.
Рис. 4. Место процесса управления в организации
Управление в организации - это процесс осуществления определенных взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Управление обеспечивает координацию деятельности всех подразделений, всех работников организации. Без управления организация не может существовать. Управление в организации осуществляется определенной группой работников, которые называются управленческими работниками. В зависимости от функциональной роли в процессе управления, они подразделяются на три категории: - руководители, менеджеры, - специалисты, - служащие (технические исполнители). В учебном курсе будет рассматриваться в основном деятельность руководителей. И, наконец, третьей, одной из самых главных черт организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Миссия организации — выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководств, устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Миссия каждой компании определяется пятью элементами: история, существующие предпочтения владельцев и управляющих, рыночная среда, ресурсы, определенные деловые способности и возможности. Конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей - отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена ее деятельность. Существует два типа: долгосрочные и краткосрочные. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в вопросах достижения. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными. Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ, наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Организационная структура регулирует: разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. В рамках организационных структур протекает весь управленческий процесс, а, следовательно, и движение потоков информации, в котором участвуют менеджеры всех уровней. В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения. Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента. Управление производством носит двойственный характер. С одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. е. управление выступает как потребность производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с другой — производственные отношения сторон в процессе создания стоимости. Стороны - это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности. В соответствии с этим управление производством рассматривается в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин и технических средств. Его задача - соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое направление раскрывается содержание управления и состав его элементов. Социально-экономический аспект заключается в том, что собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и в интересах объединенных для совместного труда работников и общества в целом. Здесь же мы дадим краткую характеристику трех названных законов. В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка. Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона или страны в целом.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |